€ 103,25
$ 92,70
¥ 13,10
Кому по карману «зеленая» энергетика
Альтернативная энергетика активно развивается во всем мире. Новостные колонки интернет-порталов пестрят сообщениями о новых разработках: Германия, Япония, Китай, США, Франция, Великобритания запускают солнечные батареи, ветряные электростанции, генераторы энергии морей и океанов - один мощнее и современнее другого. Россия скромно держится в стороне.
Потенциал огромен
В России потребляется колоссальное количество энергии. Энергоемкость отечественного ВВП в 2,5 раза выше среднемирового уровня и более чем втрое превышает энергоемкость ВВП развитых стран. В Ульяновской области энергопотребление выше среднероссийского, утверждается в региональной Стратегии энергоэффективности и энергосбережения на 2010-2020 годы. Но энергия, вырабатываемая ульяновскими электростанциями, даже наполовину не обеспечивает нужды региона.
По итогам первой половины 2013 года Ульяновская область вошла в число самых энергодефицитных регионов России - 47-е место из 71 в РИА рейтинге. Электроэнергии производилось вдвое меньше, чем требовалось: дефицит составил почти 1,3 млрд. кВт/ч
При этом стоимость тепло- и электроэнергии в Ульяновской области довольно высокая. Регион, возлагающий большие надежды на приход крупных инвесторов, уже сталкивается с их заявлениями о малопривлекательных тарифах на энергию. На сентябрьском совете по инвестициям представители бизнеса обратили внимание на то, что цена электроэнергии для реализации инвестиционных проектов в Ульяновской области выше, чем в ряде других регионов России, например, Ярославской и Нижегородской областях. Причем разница значительная.
- Мы ни одним законом не сумеем потом это все компенсировать, - заявил на одном из заседаний регионального правительства губернатор Сергей Морозов.
Преодоление или хотя бы сокращение энергодефицита возможно. «Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности», говорится в Стратегии. Этот потенциал оценивается в 40% от всего уровня потребления энергетических ресурсов.
Технологий нет?
Одним из способов решения проблемы энергодефицита считается применение возобновляемых источников энергии - солнца, ветра, волн водных объектов, приливов, сточных вод, воздуха, природных подземных теплоносителей, биомассы, отходов производства и потребления, биогаза и т.п. Развитие альтернативной энергетики подстегивают политические, экономические и экологические кризисы, которые потенциально влияют на энергетическую безопасность государств и регионов.
В Стратегии энергоэффективности и энергосбережения Ульяновской области региональное правительство поставило задачу - выйти к 2020 году «на новую ступень энергоэффективности». Она предполагает снижение потребления энергоресурсов на 15%, а платежей за них - на 30%. Задача должна достигаться, в том числе, развитием альтернативной энергетики в регионе.
Председатель Комитета возобновляемых источников энергии РосСНИИО Павел Безруких считает, что в каждом субъекте РФ есть реальная возможность успешно применять один-два альтернативных источника. Власти Ульяновской области видят перспективу в использовании сразу нескольких - древесной стружки, промышленных, коммунальных и бытовых горючих, малых и средних рек (мини-ГЭС), солнца и ветра. Но чтобы «запустить» эти процессы на полную мощность, нужно иметь соответствующие технологии, в идеале - собственные. А их как в регионе, так и стране в целом нет, считает руководитель ульяновской компании New Power Generation Сергей Косенков:
- Рынок альтернативной энергетики в России практически пустой. В большей степени за основу берутся наработки иностранных организаций - из-за отсутствия технологий в нашей стране.
Иностранные фирмы готовы инвестировать в «зеленый» потенциал российских регионов. В январе 2013 года итальянская компания «UNICAL A.G. S.p.А.» подписала с Правительством Ульяновской области соглашение о строительстве в Старой Майне завода пеллетных котлов с объемом инвестиций 1,5 млрд евро. По планам, предприятие будет производить 40 тыс. тонн отопительных котлов, которые работают на древесных топливных гранулах (пеллетах), спрессованных из отходов деревообрабатывающей промышленности. Это относительно новый вид отопительного оборудования, быстро ставший популярным в Европе благодаря его независимости от центральных источников и тарифных ставок, экологической чистоте, автоматизации и экономичности. При подписании инвестиционного соглашения заявлялось: предприятие будет сдано в эксплуатацию в течение года.
К 2020 году в Ульяновской области планируется выйти «на новую ступень энергоэффективности». Она предполагает снижение потребления энергоресурсов на 15%, а платежей за них - на 30%
Немецкие технологии на ульяновскую землю принес Gildemeister AG. В промзоне «Заволжье» почти на 20 гектарах земли разместится парк солнечных батарей. Таким образом, по расчетам компании, 10% энергии будет производиться самостоятельно за счет альтернативных возобновляемых источников. В марте 2013 года на аппаратном совещании правительства Ульяновской области Сергей Морозов сообщил: часть этой энергии может получить и здание регионального Белого Дома.
По последним подсчетам, КПД солнечных батарей может достигать 44,7%. Это мировой рекорд, поставленный исследователями Института солнечной энергии Общества Фраунгофера (ФРГ). Созданный ими фотоэлемент генерирует объем световой энергии, почти в 300 раз превышающий показатель в условиях обычного освещения. В перспективе исследователи видят возможность довести КПД солнечных батарей до 76% - теоретическое представление о том, как этого добиться, в мировом научном сообществе уже есть.
В Ульяновской области идет разработка собственного оборудования получения энергии сразу из нескольких альтернативных источников, в том числе солнечных батарей. Об этом «ДО» рассказал Сергей Косенков:
- Проект, в котором я принимаю участие, связан с автономными энергетическими комплексами, включающими в себя несколько интегрированных источников альтернативной энергии - ветрогенераторы (наши наработки, которые мы запантетовали), солнечные батареи и, самое главное, тепловые насосы, позволяющие резко и сильно сократить сроки окупаемости. Сейчас идет производство опытных образцов. Есть четкое понимание того, как интегрировать отдельные элементы комплекса друг с другом, но еще предстоит отработка технологий по производству самих элементов. На данный момент предполагается размещение производства отдельных элементов в Германии, Японии и Китае, а на территории России планируется только сборка. При хорошем раскладе мы планируем выйти на рынок с новой разработкой альтернативной энергетики в 2015 году.
По его словам, такое оборудование может окупить себя за пять лет.
- Самая топовая продукция альтернативной энергетики, представленная на Международной выставке возобновляемых источников энергии в Ганновере в 2010-2011 годах, имела сроки окупаемости порядка 15-20 лет. Сейчас расчеты показывают, что этот показатель можно сократить до пяти-семи лет. Достигается это благодаря новым технологиям, которые приходят на рынок. Например, китайские солнечные панели. Это совершенно другая ценовая категория, на порядок ниже, а значит, и более быстрая окупаемость, - говорит г-н Косенков.
Деньги - на ветер
Ветроэнергетика развивается в мире быстрыми темпами. В отличие от биотоплива и непостоянного солнца, энергия ветра практически непрерывна, неисчерпаема и повсеместно доступна. Ежегодно число ветрогенераторов в мире увеличивается на 20%. По прогнозам Всемирной ассоциации ветроэнергетики (WWEA), к 2020 году суммарная мощность ветроэлектростанций на планете превысит 1000 ГВт - этому должно способствовать отключение старых АЭС.
В России интерес энергетиков к строительству ветроустановок ниже, чем интерес к установке тех же солнечных батарей. В сентябре 2013 года в стране стартовал конкурс инвестпроектов по строительству станций на основе возобновляемых источников энергии в 2014–2017 годах. Объем заявок на гелиоэлектростанции достиг 1 ГВт- это на 29% превысило квоту на 2014 год. А по ветру из распределяемых 1,1 ГВт было отобрано всего 105 МВт. Причиной низкого интереса к ветрогенерации могли стать жесткие требования к локализации оборудования, которое пока в России не производится.
Сооружение ветряных электростанций в регионах страны связано с трудностями не только технического, но и экономического характера. Это замедляет распространение ветроэнергетики. Вот что рассказывает Андрей Однаков, директор ООО «Симбирская энергосбытовая номинация»:
- Наше предприятие прорабатывает вопрос о возможностистроительства в Ульяновской области ветроэлектростанции. Бизнес-проект очень дорогостоящий, требует поиска стратегических партнеров и привлечения больших инвестиций. 23 сентября 2011 года с целью ветромониторинга вблизи села Архангельское Чердаклинского района мы установили ветроизмерительную мачту высотой 67 метров. По итогам проведенных работ было определено: скорости ветра имеют постоянный характер, условия строительства ветряной электростанции благоприятные. Но прежде чем установить такое оборудование, нам предстоит решить ряд сложных вопросов, в том числе земельный и финансовый. Последний стоит особенно остро: альтернативная энергия дороже, чем традиционная. Условно говоря, вместо одного рубля за киловатт предприятие будет платить пять. Оборудование тоже не из дешевых: мегаватт мощности установки обходится в 1,5-2 млн евро, а требуется порядка 24 мегаватт. Это большие деньги. Частный бизнес не будет заниматься внедрением технологий альтернативной энергетики без поддержки государства.
Чем стимулируют «зеленых»
Развитие альтернативной энергетики в России замедляется недостаточной господдержкой предприятий, реализующие такие проекты, - в этом уверено большинство игроков рынка. Но движение в лучшую сторону заметно.
- На сегодняшний день законодательная база нашей страны в отношении альтернативной энергетики начинает постепенно развиваться и совершенствоваться. Я считаю, что чем более значимой в данном секторе экономики будет государственная поддержка, тем более он будет привлекательным и интенсивно развивающимся, - считает г-н Однаков:
Об этом же говорит и г-н Косенков:
- Что касается перспектив на ближайшее десятилетие, то очень многое зависит от законодательной базы. Пока с учетом того, что озвучивается, перспективы просматриваются.
В августе 2013 года Минэнерго РФ в рамках программы поддержки альтернативной энергетики подготовило проект постановления правительства, согласно которому поставщики электроэнергии из возобновляемых источников получат возможность продавать ее территориальным сетевым организациям (ТСО), не присоединенным к Единой национальной электрической сети. Тарифы будут установлены в соответствии с рекомендациями ФСТ России, которые служба должна составить в течение трех месяцев.
В октябре президиум президентского Совета по модернизации экономики и инновационному развитию принял решение о переводе ЖКХ на возобновляемые источники энергии. До 4 декабря свои предложения по развитию альтернативной энергетики в российских регионах должны представить ФАС, Росстандарт, Минэнерго, Роспотребнадзор, Минрегион, Минфин и профильные институты развития.
Отечественное ЖКХ планируют перевести на возобновляемые источники энергии. К декабрю федеральные министерства и ведомства должны представить свои предложения по развитию альтернативной энергетики в российских регионах
Правительство Ульяновской области предлагает свою программу поддержки предприятий региона, работающих с «зеленой» энергией. 30 сентября 2013 года стартовал очередной этап программы: региональное Министерство стратегического развития и инноваций объявило сбор заявок на предоставление субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего бизнеса, производящим или получающим электро- и теплоэнергию из альтернативных источников.
- У нас реализуется очень интересная программа, которой в таком виде нет практически ни в одном регионе страны, - рассказывает председатель правления Фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» Руслан Гайнетдинов. - Это поддержка предпринимателей в части стимулирования их на приобретение оборудования, производящего электрическую или тепловую энергию от альтернативных источников. Речь идет о солнечных батареях, пеллетном и ветровом оборудовании и так далее. Я не хочу сказать, что эта программа приобрела массовый характер, но в определенных сегментах по опыту прошлых лет мы видим ее востребованность.
По его словам, порядка 30% предприятий региона в сфере деревообработки приобретают такое оборудование даже без господдержки - когда видят пример его работы в других компаниях. Мебельные предприятия обязаны утилизовывать отходы, а утилизация в усредненном значении стоит порядка 50 тыс. рублей в месяц. Проблемным моментом остается низкая информированность игроков рынка о региональной господдержке, но ситуация год от года меняется к лучшему, уверяют областные власти.
Эльмира Мухаметшина
фото - ideaconnection.com