Корпоративное управление регионом как механизм инновационного развития
Одним из участников II Международной конференции «Корпоративное управление: проблемы и практика» будет председатель Совета директоров ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» Святослав Масютин. Предлагаем читателям «Делового обозрения» его размышления, которыми он поделился с участниками круглого стола Совета Федерации «Инновационное развитие регионов».
25-26 ноября в Ульяновске состоится II Международная конференция «Корпоративное управление: проблемы и практика».
Конференция посвящена проблемам становления российской модели корпоративного управления и охватывает широкий круг теоретических и практических вопросов.
В состав организаторов форума вошли Министерство образования и науки РФ, Российская ассоциация бизнес-образования, администрация и Законодательное Собрание Ульяновской области, мэрия Ульяновска, Центр корпоративного управления ГУ-ВШЭ, Ульяновская ТПП, Ульяновское региональное отделение Вольного экономического общества России, Школа бизнеса им. Шулиха Йоркского университета (Торонто, Канада), УлГТУ, Открытая Школа Бизнеса УлГТУ.
Для участия в конференции приглашены ведущие специалисты и эксперты в области корпоративного управления.
Рекламная Группа «Мозаика» и журнал «Деловое обозрение» являются информационными спонсорами конференции.
Информацию об условиях участия в конференции можно узнать в Открытой Школе Бизнеса УлГТУ.
Тел. (8422)41-77-28, (8422)41-80-81, e-mail: lyulkina@mf.ulstu.ru
ля инноваций в управлении, намой взгляд, наиболее интерес-ным представляется определение С. Твиото, который определяет инновацию как процесс, в котором «... идея приобретает экономическое содержание». Позвольте мне вынести на обсуждение инновационную идею — перейти на принципы корпоративного управления в регионах. Мои научные интересы вот уже более пяти лет связаны с проблемами корпоративного управления на предприятиях, но сегодня, я уверен, корпоративное управление возможно и должно быть на всех уровнях власти. И первый шаг в этом направлении должны сделать муниципальные округа как более гибкие, мобильные по сравнению с региональными и федеральными органами.
Деятельность предприятия — это своеобразный компромисс требований, выдвигаемых различными заинтересованными сторонами: акционерами, собственниками, менеджерами и так называемыми стейкхолдерами, к которым относятся работники предприятия, не являющиеся акционерами, поставщики, потребители, кредиторы, органы управления всех трех ветвей власти: федеральной, региональной и муниципальной.Как правильно подметил Питер Друкер, «результаты (цели), ради которых существует предприятие, находятся во внешней, а не во внутренней среде». Раскрывая максиму Друкера в контексте с принципами корпоративного управления, можно предположить следующее:нет смысла строить систему корпоративного управления отдельно только на предприятиях. Необходимо иметь эффективную систему корпоративного управления и на всех трех уровнях власти: муниципальном, региональном и федеральном;несмотря на индивидуальность предприятий, для реализации принципов корпоративного управления в государственном масштабе нужна национальная модель корпоративного управления.
По аналогии с принципами корпоративного управления для предприятий можно сформулировать основные принципы для муниципальных округов:1. Соблюдение балансов интересов. Здесь в качестве основных групп взаимодействия выступают, с одной стороны, интересы налогоплательщиков и избирателей (жители округа), с другой стороны — интересы муниципального менеджмента (глава администрации, его аппарат управления и др.). В роли стейкхолдеров выступают жители округа, не являющиеся избирателями, налогоплательщиками, представители внешней среды (региональная и федеральная ветви государственной власти, различные общественные организации, творческие союзы и др.). Задача менеджмента округа заключается в обеспечении баланса интересов всех лиц, заинтересованных в экономическом развитии.
2. Обеспечение прозрачности принятия решений. Этот принцип должен быть реализован как на законодательном, так и исполнительном уровнях управления округом по аналогии с предприятиями. Для реализации этого принципа можно рекомендовать публикации ежемесячной информации о состоянии бюджета округа, о принятии важнейших решений, а также создание экспертных муниципальных советов из числа жителей округа, имеющих необходимую подготовку (знания, навыки, опыт). В совет можно приглашать независимых экспертов, требования к которым могут быть построены аналогично требованиям к независимым директорам в советах директоров акцио-нерных обществ.
3. Четкое разграничение компетенции между органами управления исполнительного и законодательного уровней.
4. Подконтрольность деятельности высших должностных лиц исполнительных и законодательных органов налогоплательщикам, избирателям и установление ответственности этих лиц за достигнутые конечные результаты.
5. Независимость контрольных органов. Обеспечение этого принципа потребует создания поистине независимых контрольных органов. По аналогии с предприятиями, это могут быть ревизионные комиссии из числа налогоплательщиков округа либо аудиторские фирмы, подбор которых осуществляется независимыми членами совета муниципального округа, либо то и другое.
Хорошее управление — это управление, построенное на основных принципах корпоративного управления: соблюдение баланса интересов, подконтрольность и прозрачность деятельности высших должностных лиц округа, четкое разграничение компетенции. Реализация принципов корпоративного управления повысит инвестиционную привлекательность региона, а привлечение инвестиций позволит решить многие проблемы дальнейшего социального и экономического развития.