Креатив на поток
Оценить состояние творческих индустрий и Ульяновской области в России в целом довольно сложно - статистика обходит их стороной. С самого начала ясно одно: развитие креативного бизнеса на Западе и у нас - две абсолютно разные вещи, и сравнение это явно не в нашу пользу.
Слишком «непромышленно»
Креативные (творческие) индустрии, по определению Creative Industries, - это предпринимательство, основанное на творческой деятельности, индивидуальном таланте и навыках, в процессе которого производятся материальные блага и создаются рабочие места на основе использования интеллектуальной собственности.
К креативным индустриям относятся:
- телевидение и радио
- издательская деятельность
- реклама
- дизайн, web-диайн
- архитектура
- ремесла
- фотография
- мода и изобразительное искусство
- музыка и исполнительские искусства
- кино
- галерейный бизнес
- культурный туризм
- интерактивные компьютерные программы и услуги
Вклад креативных индустрий России в мировой ВВП составляет 0,2%. По меркам передовых государств, это крайне низкий показатель: доля Китая - 18%, Италии - 8%, США - 7%, Великобритании - 6% (таковы данные отчета ООН «Креативная экономика»).
На Западе творческие индустрии считаются самым динамично развивающимся сектором. В США по доходности экспорта к 1998 году они догнали авиастроение. В креативных сферах деятельности там занято, по некоторым источникам, почти 20% населения.
В России официальной статистики этого сектора экономики нет. Категории, по которым ведется сбор информации, относятся, прежде всего, к промышленной сфере, добыче и переработке сырья. А рынок товаров и услуг дифференцирован так, что данные о компаниях креативных индустрий в неизвестной доле попадают почти во все подкатегории. К тому же, в официальной статистике нет информации о микропредприятиях (оборот до 60 млн. рублей и штат сотрудников до 15 человек) - самой распространенной форме творческого предпринимательства.
Директор ульяновской дизайн-студии «Сакура» Любовь Петрушан объясняет это так:
- Форма «микро», на самом деле, от безысходности: минимизация расходов повышает шанс на выживание. Но есть в этом и очевидный минус. В микрофирмах творческих индустрий все отвечают за все - хотя правильнее, конечно, организовывать бизнес с четким распределением полномочий.
Но жителей нашей страны сектор креативной экономики, похоже, не сильно волнует. По опросу ФОМ «Состояние ключевых отраслей экономики», абсолютное большинство из них - то есть нас - считает, что для прогресса страны в первую очередь нужно развивать АПК, тяжелую и добывающую промышленность, образование и здравоохранение. Культуру и искусство в своем «списке» упоминают лишь 14%, информационные технологии - 11%, туризм и сферу развлечений - 5%. Еще один опрос показал вероятную причину такого расклада: каждому третьему россиянину не нравится современное искусство. Но это - уже другая тема.
Правила игры
По мнению создателей некоммерческого агентства «Творческие индустрии», развитию отечественных креативных бизнесов препятствует сразу несколько факторов. Один из них - это фактическая несостоятельность законодательства об авторском праве на практике, хотя оно по факту считается одним из самых жестких в мире. Развитию рынка российского кино, музыки и развлекательного программного обеспечения чрезвычайно мешает широкое распространение пиратской продукции.
Другой сдерживающий фактор - слабое развитие малого и среднего бизнеса в России. Доля малых предприятий в стране на уровне 15-20%, а ведь креативные индустрии - по своей сути малый бизнес.
И наконец, дефицит кадров и неравномерно развитое профессиональное образование в творческих сферах.
- При наличии большого количества образовательных предложений, особенно - в секторе рекламы, комплексное практико-ориентированное образование в сфере творческих индустрий получить можно только в Москве и Санкт-Петербурге. На это указывают результаты почти всех экспертных интервью, - констатируют исследователи.
Обучение творческим специальностям - театр, хореография, архитектура, дизайн и пр. - в Ульяновске ведется в нескольких вузах. Работодатели этого сектора признают, что уровень подготовки профессионалов «креатива» в ряде сфер уступает московскому, самарскому и пр. В первую очередь - из-за нехватки опыта.
Но это - не повод покидать Ульяновск, считает руководитель архитектурной мастерской «КАНГРО-ПРОЕКТ» Сергей Кангро:
- Город делает, что может. Жалобы на то, что специалисты уезжают в другие города, поражают. Так и хочется спросить: «А что вы делаете, чтобы они не уезжали? Как им здесь работать, если их профессию не уважают?». И не факт, что в тех регионах, куда подаются молодые люди, отношение другое. Просто там крутятся другие деньги в силу определенных экономических процессов в стране. Там работают и хорошо зарабатывают бренды. И если молодой специалист попадает в его в лучи, ему может что-то перепасть. Но чуда не бывает: где хороший заработок - там и большие траты.
Одним из условий выживания на рынке креатива становится умелый менеджмент. Практика показывает: для успеха одного таланта недостаточно, свои произведения нужно уметь продавать. И сегодня уже непонятно, что важнее.
- В нашей стране неотъемлемый элемент креативного бизнеса, к сожалению, торговля. У нас не принято платить за идею и талант - а принято платить за вещи. На Западе креативщики получают огромные деньги, им дают возможность творить. И пока в сознании людей не будет того, что креатив стоит денег, ситуация рискует остаться прежней, - говорит г-жа Петрушан.
А конкуренция во многих российских креативных бизнесах, несмотря на их низкую долю в ВВП, высокая. Как следствие возникает демпинг - о нем говорят фотографы, дизайнеры, архитекторы. На рынок выходит множество молодых фирм, не имеющих достаточного опыта и продвигающих себя за счет заниженных цен. Трендом последнего времени можно назвать, к примеру, увлечение фотографией среди молодых людей. На одном из крупных сайтов этой сферы представителей из нашего города зарегистрировано больше, чем, к примеру, из Краснодара (хотя численность населения в нем почти на 140 тыс. человек превышает ульяновскую). А специалистами высокого уровня, по разным оценкам, в итоге становятся не более 10% из всех желающих освоить ремесло. Эти единицы вынуждены выдерживать демпинг временных игроков.
Исключения из правил
Известны случаи, когда талантливые организации и личности из Ульяновска добивались громких успехов. Три свежих примера 2012 года: танцевальный коллектив «Экситон» одержал очередную победу на чемпионате мира, уже несколько лет успешно гастролирует по планете; режиссер Алексей Мясников победил в номинации московского молодежного кинофестиваля; IT-разработчик Ecwid стал лидером среди приложений электронной коммерции в Facebook, вытеснив американского конкурента Payvment.
Последний случай, пожалуй, можно назвать характерным. Ульяновские компании часто мелькают в топах авторитетных рейтингов фирм сферы информационных технологий и разработки программного обеспечения, и в профессиональном айти-сообществе Ульяновск начинают воспринимать уже не как родину Ленина, а как «город IT». По мнению основателя и главы Ecwid Руслана Фазлыева, играет роль не только человеческий фактор, но и исторический.
- Ульяновск - достаточно сильный IT-центр, где много проектов, которые работают на мировом уровне. Этому есть совершенно четкие исторические обоснования. Под имя Ленина коммунисты создали здесь хорошую инфраструктуру - сеть университетов, и привезли со всей страны замечательных преподавателей. Отголоски этого работают до сих пор. Город был в некотором плане искусственно развит, что сформировало определенную базу талантливых людей, - поделился он своим мнением он в одной из федеральных аналитических программ.
Выходит, в ряде креативных сфер ульяновское образование все же в цене. А вот этики устойчивого развития региону не хватает, считает Сергей Кангро:
- Надо делать заказы нашим архитекторам и нашим строителям, покупать материалы у наших производителей. Тогда мы будем развивать свой регион, а не соседний. Европа давно это поняла и четко регулирует эти вещи. Некоторые заказчики считают, что в Ульяновске нет достойных исполнителей - и платят огромные деньги иногородним. А на самом деле, у нас есть специалисты, способные сделать любой проект. Даже если что-то им будет непонятно, они всегда могут обратиться к партнерам. Это и есть тот опыт, на котором они могут и должны учиться.
Что канадцу хорошо, то русскому смерть?
Помимо кадров, значительную роль в экономике играют инвестиции. Когда в нашей стране о них говорят, чаще всего подразумевают традиционные отрасли промышленности. А вот о вложениях в креативную сферу речь ведется редко. Некоторые исследователи объясняют это предпочтением импорта в этом экономическом сегменте. Во-первых, из-за молодости российских рынков творческих индустрий. А во-вторых, из-за того, что импорт проще, быстрее и ниже в стоимости, чем инвестиции в развитие отечественного рынка.
В 2012 году крупные инвестиции в ульяновскую креативную экономику, впрочем, пришли. 9 млн. долларов вложили в создание в городе девятизального кинотеатра «Синема Парк» с 1,5 тысячами зрительских мест и суперзалом канадской технологии IMAX. И уже через полтора месяца в Ульяновске заговорили о том, что старейший в городе кинотеатр «Художественный», которому в этом году исполняется сто лет, может не выдержать конкуренции. Выходом из положения руководству кинотеатра видится новая концепция развития и помощь государства: оно планирует выйти на Ульяновскую городскую думу с просьбой о поддержке учреждения, «но уже в качестве многофункциональной культурной площадки», - сообщают в фонде «Ульяновск - культурная столица».
В сфере киноиндустрии в регионе намечается еще один инвестиционный проект, который был одобрен в октябре 2012 года на совете по инвестициям. Проект предусматривает строительство трех съемочных павильонов, цеха для подготовки к съемкам, кинопланетария, киношколы, гостиницы, кафе и ряда других объектов. Планируется, что реализация проекта займет пять лет, одна лишь проектно-сметная документация обойдется в 270 млн. рублей, а к финансированию будут привлекаться частные инвесторы.
«Притягательный» Ульяновск
На правительственном уровне о роли творческих индустрий в России задумались после кризиса 2008 года, когда креативная экономика стала рассматриваться как возможная альтернатива сырьевой. С того момента, как дело двинулось дальше столиц, прошло еще несколько лет. В Ульяновской области о творческих индустриях серьезно заговорили в 2011 году в рамках сентябрьского Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации» и в 2012-м на Международном культурном форуме.
Несколькими месяцами позже в региональном правительстве прозвучало важное заявление. На одном из совещаний в рамках IV бизнес-форума «Деловой климат в России» губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил создать в регионе креативный кластер. Планируется, что это объединит компании творческих индустрий, существенно сократит их расходы за счет совместного использования ресурсов и совместного маркетинга, увеличит число покупателей и поставщиков в творческих бизнесах, откроет инновационный потенциал сектора.
С развитием кластера вклад творческих индустрий в экономику региона, по подсчетам властей, должен увеличиться. Из 600 тыс. человек трудоспособного населения Ульяновской области этот сектор предпринимательства может трудоустроить около 60 тысяч, то есть 10%.
Ставится и еще одна, более амбизиозная цель. Учитывая то, что творческих кластеров в России пока нет, прецедент в Ульяновской области призван создать «новую точку притяжения на карте страны». Это формулировка Фонда «Ульяновск - культурная столица», который должен стать центральным объектом творческого кластера и связующим звеном компаний. На его «плечи» ляжет проведение мозговых штурмов, инициирование совместных мероприятий, исследования. Территориально все это сконцентрируется в культурном бизнес-инкубаторе «Квартал», который открылся в Ульяновске в ноябре прошлого года.
По словам помощника губернатора, исполнительного директора проекта «Ульяновск - культурная столица» Татьяны Ившиной, сейчас выставочный зал бизнес-инкубатора используется для семинаров, конференций и других мероприятий. Большинство проектов делается в партнерстве, в том числе - с «Корпорацией по развитию предпринимательства». В том, что такие мероприятия помогут в развитии творческого кластера, г-жа Ившина не сомневается.
Поспособствует этому и перенятие иностранного опыта, считают региональные власти. К примеру - британского. В Англии несколько креативных пространств в Ливерпуле, Глазго и Лондоне. По итогам визита ульяновской делегации в Великобританию в январе 2013 года, предполагается обсудить совместный проект переподготовки творческих специальностей по темам «Управление культурными процессами», «Культурная политика», «Культурное моделирование», «Арт-бизнес - основы управления».
Креативная революция
В числе мер господдержки культуры, применимых к креативному предпринимательству, как на федеральном, так и на региональном уровнях предусмотрены премии - Кандинского (российское современное искусство; призовой фонд 50 тыс. евро), И. А. Гончарова (отечественная литература; 1,3 млн. рублей) и др.
Особо выделяется премия Пластова. В 2012 году она получила статус международной, а с этого года призовой фонд составляет 20 млн. рублей. Утверждают, что эта премия на сегодняшний день самая дорогая в мире в сфере искусства. Из ульяновского областного бюджета на нее выделено 10 млн. рублей, остальные средства спонсорские. Имена меценатов до вручения премии в новом формате не разглашаются, известно лишь, что это бизнесмены из Ульяновской области и не только.
Небывалый размер призового фонда и скрытые спонсорские источники вызвали резонанс у общественности и федеральных законодателей. А вот Международная конфедерация союзов художников поддержала ульяновскую инициативу, объяснив «примитивную» критику неразвитостью арт-рынка в России.
Что касается других мер финансовой поддержки, то в целом у творческого бизнеса Ульяновской области такие же условия, как и у любого другого. К примеру - возмещение части затрат на экспорт продукции. Непосредственно креативным предпринимателям в регионе предлагается организационная поддержка в выставочно-ярмарочной деятельности в других странах.
- Затраты на выставки и ярмарки за рубежом мы уже не возмещаем, но содействуем предпринимателям в участии в них - собираем информацию о мероприятиях, связываемся с торговыми представителями в России и за рубежом, арендуем выставочную площадь и оборудование для бизнесменов и т.д. Одна предпринимательница, которая производит изделия из симбирцита, в октябре летала в Германию, и ее продукцией заинтересовались. Сейчас она прорабатывает контракт, - рассказывает главный консультант отдела экспортного развития «Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области» Анна Породоксова.
Культурные проекты в Ульяновской области будут получать реальную финансовую поддержку, обещают в областном правительстве.
- Мы будем формировать законодательство, создавать субсидии для творческих индустрий и всячески способствовать развитию кластера, - заявлял губернатор в декабре 2012 года. Благодаря этому молодым ульяновцам не придется искать работу в других регионах, считает он, - они смогут остаться на родине и реализовывать себя в искусстве фотографии, архитектуре, моде, и - не много не мало - шоу-бизнесе.
А вот сами игроки креативного рынка большой надежды на это, похоже не возлагают. Если творческому бизнесу предоставят какие-то льготы, которыми смогут воспользоваться все, - это будет сродни революции, говорят они. По мнению владельцев уже состоявшегося бизнеса, все, что требуется от государства, - не мешать фирмам, а на ноги встать - это личное дело каждого.
Эльмира Мухаметшина
фото - gridserver.com