Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Креативные кластеры в городской среде

Одна из дискуссионных площадок V бизнес-форума «Деловой климат России», который прошел 6 декабря в Ульяновске, была посвящена поддержке и развитию творческих индустрий в регионе.

 

Одна из дискуссионных площадок V бизнес-форума «Деловой климат в России», который прошел 6 декабря в Ульяновске, была посвящена поддержке и развитию творческих индустрий в регионе.

 

Перед представителями бизнеса в сфере творческих индустрий и резидентами культурного бизнес-инкубатора «Квартал» выступила идеолог и экс-директор по развитию дизайн-завода «Флакон» Анна Манюк. Анна разрабатывала концепцию дизайн-завода, привлекла интересные проекты и организации к размещению на его территории, внедрила концепцию «творческого кластера» - недорогого места для творческого и интересного времяпрепровождения. В настоящий момент Анна - независимый консультант по творческому развитию территорий.

На круглом столе обсуждалось создание и развитие креативных кластеров в регионах. Так, дизайн-завод «Флакон», открытие которого состоялось в Москве в 2009 году, сегодня представляет собой культурное пространство, в котором разместились мастерские, многофункциональные площадки для проведения социокультурных мероприятий, шоу-румы, зоны коворкинга и творческие клубы. На его территории создана полноценная инфраструктура для проведения публичных мероприятий. «Флакон» предлагает аренду многофункционального пространства и новый формат торгового пространства.

Как организация новых креативных пространств в Ульяновской области способна повлиять на городскую среду, рассказал ульяновский предприниматель Юрий Бушмелев:

- Я бы сказал, что они способны «реанимировать» здания, потерявшие свое предназначение. Например, корпуса заводов и «потерявшиеся» торгово-офисные центры. Более мелкие площади использовать сложнее, но, как показывает опыт «Квартала», все-таки возможно. Следует помнить, что основа кластера - повышение связности среды и способствование зарождению так называемых «горизонтальных связей». В обособленном небольшом помещении эту задачу реализовать достаточно сложно. У меня есть надежда, что девелоперы и инвесторы обратят в какой-то момент внимание на творческий кластер, и в городе появятся и просторные креативные пространства с высокими потолками и панорамными окнами.

По его мнению, творческий кластер, чтобы привлечь к себе внимание бизнеса, должен повышать прибыльность. Делать это можно разными путями - привлечением клиентов, льготной арендой площадей, мероприятиями. Причем, это касается как непосредственно предпринимателей из креативных индустрий, так и потенциальных инвесторов кластера.

- К сожалению, я не уверен, что бизнес сейчас понимает, как именно можно извлечь выгоду из инвестиций в творческий кластер и зачем туда инвестировать вообще, - продолжает г-н Бушмелев. -Но успешный опыт может стать мощным инструментом внешнего пиара для города и области. Далее система начнет поддерживать сама себя. Появятся и приобретут известность новые проекты, что поспособствует притяжению новых людей, которые запустят новые проекты.

К идее создания в Ульяновске новых креативных пространств отнесся благосклонно генеральный директор  ЗАО «Центр недвижимости» Александр Диков:

- Несомненно, для региона очень важно восстановить и развить на другой, возможно более качественной основе, все то, что мы растеряли в годы нашего движения от «развитого» социализма к дикому капитализму. Наверное, и новые названия оправданы. Пусть это будут кластеры, а не союзы или объединения. Или культурный бизнес-инкубатор, а не дом народного творчества. На мой взгляд, духовность а, следовательно, культура и творчество всегда должны быть в основе социальной политики государства и региона. Поэтому, если будут сильные и творческие инициаторы у проектов, то и влияние на городскую жизнь будет, возможно, одно из самых значимых. Я думаю, что творческие кластеры имеют возможность подарить новую жизнь зданиям нашего города, особенно, если история здания как-то будет связана с творческим или культурным направлением.

В формате деловой игры участникикруглого стола обсудили возможности развития и поддержки творческих индустрий в Ульяновске.  Основное условие создания креативного пространства звучало так: власть, общество и бизнес выступают единым тандемом, в котором необходимо прописать функции, сферы влияния, точки соприкосновения и взаимодействие. Во время «мозгового штурма» родилось несколько интересных и вполне жизнеспособных идей. При приложении к ним умелого руководства и необходимых ресурсов на выходе можно получить креативную среду, комфортную для развития творческого потенциала и повышения уровня проведения культурного досуга и образования.

Получится ли в Ульяновске создать профессиональную среду - площадку-инкубатор, на которой каждый сможет реализовать свой проект, получая различные возможности для его реализации? Объединят ли в нашем городе «территории креатива» всех людей, которые занимаются искусством в том или ином его проявлении?Удастся ли сформировать «творческого» бизнесмена? Придадим ли мы Ульяновску столичный лоск (ведь наш город - Культурная столица) и привнесем ли европейский дух? Или обойдемся без лоска и останемся самобытны? Станет ли возможным мобилизовать творческие и культурные ресурсы, чтобы они сыграли важную роль в формировании конкурентоспособной городской экономики и комфортной городской среды? Пока эти вопросы открыты. Но отвечать на них придется - нам или нашим потомкам. И будет лучше, если это сделаем мы.

Милана Салманова

фото автора

12661

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: