Круги на воде
Екатерина Владимировна Уба родилась в 1969 году в Ульяновске. Окончила Ульяновский государственный педагогический институт (учитель русского языка и литературы).
Работала вожатой, учителем, замдиректора гимназии № 33. Кандидат филологических наук.
Избиралась депутатом ЗСО Ульяновской области, была зампредседателя комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи. Депутатские полномочия прекращены 22 апреля 2010 года в связи с назначением на должность министра образования Ульяновской области. С 19 ноября 2013 года - заместитель председателя Правительства Ульяновской области - министр образования и науки.
Замужем, двое детей.
Круги на воде
- Екатерина Владимировна, как вы пришли в профессию?
- Все просто: моя мама была учителем русского языка и литературы, 42 года проработала в школе. Она очень позитивный человек, романтичная натура, и в ней до сих пор сохранилась искорка первозданного детства, которую так ценил мой папа. Я росла в атмосфере любви и обожания к маме, и все, что с ней было связано, мне нравилось. И когда она проверяла тетради, мне казалось, что ничего лучше в жизни быть просто не может. Правда, мама отговаривала от этого шага, но в ту пору у меня произошла важная встреча - с учителем из моей 33-й гимназии Аллой Михайловной Игошиной, которая окончательно и бесповоротно определила мою дальнейшую судьбу. И в педуниверситете у меня был блестящий состав педагогов, я ощущала драйв от каждого дня учебы, успевала все, мне многое было интересно.
- После окончания вуза вас распределили в родную школу. Если вспомнить те времена, то о чем больше всего скучаете?
- Скучаю по коллегам, по своим ученикам. Не хватает вот этого состояния единения с детьми, когда у нас с ними все получается. Конечно, поначалу в школе было сложно, но мне повезло с директором, с наставником, который верил в меня. А потом все само собой сложилось. Главное - делай, и все получится!
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы проделать путь от вожатой до министра?
- Должен любить то, что он делает, и верить в то, что делает.
- Наверное, вас часто спрашивали, как вы сумели победить в конкурсе «Учитель года России»? Что бы вы ответили сейчас?
- Мне было интересно понять, что ожидает каждого участника на следующем конкурсном этапе, какие новые качества могут раскрыться в коллегах, во мне. Это ведь не просто новые ощущения, новые знания, но и изменения, которые происходят в нас с каждой маленькой или большой победой, с каждым таким сложным конкурсным этапом. Каждый конкурсант не только «вырастал» в профессиональном плане, но и становился сильнее духом.Хотя, конечно, очень важна поддержка любимой школы, друзей-сподвижников, без этого, однозначно, ничего бы не получилось.
- … И вот в один прекрасный день вы проснулись знаменитой, фамилия Уба прогремела на всю область.
- Скорее всего, было по-другому: в какой-то момент я поняла, что ответственности стало больше, и это было непросто. О том, что думают об этом окружающие, старалась не думать: жизнь все расставляет на свои места.
- После конкурса вы провели более ста мастер-классов для учителей Ульяновской области и других регионов России. Чему учили?
- У поэта Давида Самойлова есть строки: «Учитесь на мне. Изучайте на мне Свои неудачи, удачи, тревоги». Мастер-класс - это представление самой себя как инструмента. Суть его - с одной стороны, показать, как ты это делаешь, с другой - перевернуть некое привычное представление о мире, и еще раз удивиться тому, как он устроен.
Мастер-класс - желание и возможность отдавать все, чему ты научился сам, демонстрация прикладных элементов твоего ремесла. Больше всего я давала открытых уроков по творчеству Бродского, по мотивации учеников. Конкурсный мастер-класс был посвящен природе загадки по сборнику Садовникова.
Вместе с губернатором презентует проект электронной учительской в родной 33-й гимназии
- А что для вас самая большая загадка?
- Наверное, это дети. Не перестаю удивляться таинству зарождающейся жизни, когда из эмбриона получается воля, которая потом вершит судьбы мира, демонстрирует свои достижения. Мне кажется, это самая большая тайна мироздания. И особенно остро это чувствуешь, когда мои дети рядом со мной - такие родные и такие непонятные! Так хочется им «соломки постелить», но понимаешь, что без своей порции ошибок ничего у них не получится.
- Чем ваши дети похожи на вас?
- Самостоятельностью, готовностью отстаивать право на собственные решения.
- Согласны с тем, что «бывших педагогов» не бывает?
- Хотелось бы сказать по-другому: прихожу домой, закрываю дверь - и все, я другая. На самом же деле профессия накладывает серьезный отпечаток на характер, ты этим живешь, и все переживания и эмоции неизбежно несешь домой. Кто-то считает это профессиональной деформацией, а я говорю: учитель - это образ жизни, особый склад мышления, характера, поэтому профессия проводит селекцию, отбирает тех, кто остается с ней на долгие годы.
- Девиз вашего блога в Интернете - «Год учителя закончился - век Учителя начался!». Как считаете, что нужно сделать, чтобы эти задекларированные принципы стали явью?
Пресс-конференция, посвященная открытию Первой Международной специализированной выставки "Образование за рубежом"
- А мы это и делаем - каждый день, каждый час. Сегодня у нас есть серьезное понимание того, что делать с зарплатой учителя, тут очень большие подвижки происходят. И когда власти говорят, что зарплата учителя не должна быть меньше средней по региону, это уже важное политическое решение для самоощущения учителя.
После Года Учителя у нас произошла очень серьезная модернизация школ. Это не то, что было после нацпроекта - такого важного, нужного, но все-таки с точечными вложениями. Сейчас реализован масштабный проект оснащения и ремонта большого количества школ, за 2,5 года область направила 1,2 млрд рублей в образовательную сферу, на улучшение условий труда учителя, которые позволяют ему себя по-другому ощущать. Вместе с этим растут и запросы. И если три года назад мне говорили, что у нас на всю школу три компьютера, то сегодня: как можно так работать - на всю школу всего пять интерактивных досок! И дальше будет больше. Конечно, в плане оснащения учебного процесса не везде ровная ситуация, но там, где стараются, двигаются всей школой, участвуют во всех грантовых конкурсах - на сегодняшний день практически ни в чем себе не отказывают.
И останавливать эти процессы нельзя, это не разовая программа, школа должна обновляться постоянно, чтобы отвечать запросам времени.
На Губернаторском балу с ульяновской молодежью
- В ноябре прошлого года вы вступили в должность заместителя губернатора - министра образования Ульяновской области, отныне курируете не только сферу образования, но и науку, и культуру в регионе. С чего начали свою деятельность на новом посту?
- С продолжения того, что делала до этого момента. И с детального погружения в дела еще одной отрасли - надо быть в курсе всего, понимать основные векторы развития. Уже в первую неделю меня вызывали в Москву к вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец для подведения итогов, я рассказывала про лучшие социальные практики в регионе. Это было серьезное испытание, боевое крещение.
- 2014 год в нашем регионе объявлен Годом культуры. Что это даст ульяновцам?
- В любом случае, это возможность принятия важных решений в области культуры. Это насыщенность разного рода событиями - и регионального, и международного уровня, таких, как традиционный Культурный форум. Плюс интересный проект, связанный с активной культурной жизнью муниципалитетов. Важно, чтобы ни один район не остался в стороне, календарь событий выстроен таким образом, чтобы буквально каждый почувствовал: у нас - Год культуры.
- Какому еще направлению будете уделять особое внимание?
- Это все равно, что спросить: кого из детей ты любишь больше?! У нас мелочей не бывает. Разве менее значимо то, что связано с дошкольным образованием? 80 процентов информации, которую человек получает в своей жизни, приходится на дошкольный возраст! В новом законодательстве его сделали ступенью общего образования, даже соответствующий стандарт приняли: какие навыки и умения, развивающие ребенка, нужны для того, чтобы он был готов принять общую программу с первого класса.
А профессионально-техническое образование?! Разве не должно быть в приоритете? У нас вводятся в строй новые предприятия, кто туда работать пойдет? Мы должны на ходу перестраиваться, открывать новые специальности. Сейчас идут очень серьезные процессы в плане сближения работодателя и профтехобразования, мы возвращаемся к истокам, к практике, которая была в советское время. Правильно сформулированный запрос от работодателей, их участие в учебном процессе, в конечном итоге, предоставят «на выходе» достойный продукт в виде выпускника, который необходим предприятию.
А все, что связано с отдыхом и оздоровлением детей и бюджетников?! А информатизация процессов сферы дистанционного образования? За этим будущее. Да, живое общение с учителем очень важно, но дистанционное образование - это выход в мировое образовательное пространство, неоценимая помощь для тех же жителей глубинки.
На эжегодном туристическом слете учителей
- Какие надежды вы связываете с новым проектом «Детский научный комплекс»?
- Инновационные формы дополнительного образования - потребность нашего времени, ресурс, который необходимо использовать. Сегодня школа безвозвратно утеряла монополию на образование, ныне много знаний, умений, навыков приобретается в системе допобразования. Мы озадачились вопросами: как управлять этими процессами, как их скоррелировать между собой, чтобы они были направлены на единую цель, и, в конечном итоге, способствовали экономическому развитию страны, региона? В поисках решения мы изучили зарубежные практики, опыт российских городов, и у нас родилась своя, региональная идея. Это будет соединение детского научного парка развлечений и профориентационной среды, связанной с авиацией, станкостроением, строительной отраслью - со всем, что создает будущее Ульяновской области. Мы рассчитываем получить интересный эксклюзивный профориентационный продукт, который может быть не только образовательным, но и хорошим туристическим ресурсом.
- Вы отличница по жизни?
- Никогда не стремилась к идеальным отметкам. Хотя я хорошо окончила школу, институт, у меня была возможность получить красный диплом. Но … «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…», слишком много было других важных дел, и все так по жизни и осталось. Хотя всегда восхищалась своими учениками, другими ребятами, которые выигрывали олимпиады и получали медали. Но для меня, как человека команды, значимо другое. Мне важен эффект от сказанного, сделанного - он, как круги на воде. Мне важен результат - не столько свой личный, сколько ученика, сотрудника, соратника, всей моей команды.
Татьяна Задорожняя