Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Кто здесь главный

Ульяновск объединяется с Чердаклинским и Ульяновским районами. Стать городом-миллионником областному центру это не поможет, а вот улучшить свои социально-экономические показатели - вполне.

Ульяновск объединяется с Чердаклинским и Ульяновским районами. Стать городом-миллионником областному центру это не поможет, а вот улучшить социально-экономические показатели за счет инвестиционного потенциала и территориальных возможностей двух районов - вполне.

Благие намерения

30 ноября на VI сессии Совета региональных и местных властей подписан  важный документ в современной истории трех муниципальных образований Ульяновской области. Правительство региона, главы Ульяновска, Ульяновского и Чердаклинского районов заключили соглашение о намерении создать Ульяновскую агломерацию. Пока - только о намерении.

По информации Института социально-экономического развития территорий РАН, агломерация представляет собой скопление населенных пунктов, местами срастающихся, в сложную систему интенсивных производственных, транспортных и культурных связей. Районы объединяются трудовой иммиграцией, экономической взаимосвязью, едиными инфраструктурой и информационным полем.

Если «намерения» сторон пойдут дальше и появление Ульяновской агломерации закрепится соответствующим официальным документом, она станет 23-й агломерацией в России. Самые крупные - Московская, Санкт-Петербургская и Самарско-Тольяттинская. Но войти в число миллионников (а таких в России 10) Ульяновская агломерация не сможет: численность трех муниципальных образований в сумме даст немногим более 700 тыс. человек.

Агломерация популярна во многих развитых странах, в том числе в США, Японии и Великобритании. Основным ее преимуществом считается многократное увеличение потока инвестиций из федерального бюджета.

При правильной организации такое сотрудничество становится взаимовыгодным. К примеру, когда в одном муниципальном образовании - явная нехватка земель для застройки, а в другом есть большие строительные резервы. Считается, что при создании должной инфраструктуры города (или другие объекты) сливаются в единый организм, оставаясь при этом самостоятельными муниципалитетами.

Административные вопросы внутри агломераций, однако, в России зачастую остаются неурегулированными. Например, в самой ближней к нам, Самарско-Тольяттинской полицентрической агломерации (состоящей из двух равных центров и нескольких муниципальных образований - Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск и др.) административное оформление объединения затруднено из-за морального устаревания федерального законодательства по этому вопросу, считает совет главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований.

Одно ядро

Очевидно, что Ульяновская агломерация будет иметь принципиальное отличие от той же Самаро-Тольяттинской: ядро будет одно - Ульяновск. Самый близкий к нам пример моноцентрической агломерации - Нижегородская, объединяющая восемь муниципальных образований.

Российская практика показывает: сторонники и противники создания таких объединений могут быть как в ядре, так и в присоединяемых (а речь фактически идет о присоединении) населенных пунктах. Так, в 2010 году против создания Нижегородской агломерации выступал сам губернатор региона, полагая, что это помешает реализации генплана развития областного центра. Не поддерживали такую идею и жители Бора - города с населением 120 тыс. человек.

В Ульяновской же области губернатор сам стал одним из инициаторов создания Ульяновской агломерации. По его словам, сказанным в ходе пленарного заседания Совета региональных и местных властей, объединение трех муниципальных районов - необходимость. «Это будет способствовать динамичному развитию муниципальных образований, - уверяет Сергей Морозов. - Мы синхронизируем стратегии и программы развития объединяемых образований, обеспечим координацию экономической, социальной, градостроительной и культурной политики, разовьем единую транспортную и инженерную инфраструктуру». 

Транспортная связь между основными центрами Самарско-Тольяттинской агломерации - Самарой и Тольятти - осуществляется шестиполосной высокоскоростной автотрассой и железной дорогой. Время в пути от одного города к другому автомобильным транспортом - 40-70 минут (12 км), железнодорожным - около одного часа. Реализуется возможность водного сообщения как между центрами и с периферией. Также внутри агломерации используется воздушное сообщение с помощью вертолетов. В перспективе предусматривается строительство высокоскоростных видов транспортного сообщения.

по данным Википедии

По мнению г-на Морозова, плюсы для Чердаклинского и Ульяновского районов очевидны: они смогут решать проблемы (к примеру, строительства инженерных сетей) не своими силами, а с помощью «более мощного партнера в лице администрации Ульяновска и его бюджета, составляющего 7 млрд. рублей». Тем более что, по словам главы Ульяновска Марины Беспаловой, областной центр и так в последнее время брал на себя работу по строительству инженерных сетей в прилегающих к нему населенных пунктах. Например, в селе Архангельском.

Заинтересованность Ульяновска, в свою очередь, - в получении свободных территорий и в повышении инвестиционных возможностей. Ведь как показали результаты оценки эффективности органов местного самоуправления (которая проводится по аналогии с оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, введенной в прошлом году указом президента РФ), Ульяновск занял в области лишь второе место, уступив Ульяновскому району. Одним из ключевых факторов такой «расстановки сил» стал блок критериев экономического развития и инвестиционной привлекательности. Ульяновский район по этим показателем в итоге стал первым, Ульяновск - только третьим. Теперь, вероятнее всего, такие рейтинги для Ульяновска станут более успешными.

Для предпринимателей Ульяновска создание такой агломерации - событие положительное, считает президент Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер» Радик Гафуров. Главное, по его словам, чтобы не вышло как в Москве, где агломерация породила схемы трехкратной накрутки цен на земли (участки покупались заранее по «немосковским» ценам, а затем продавались по расценкам столицы). «А в целом - экономический эффект должен быть. Это развитие для города», - говорит г-н Гафуров.

Эльмира Мухаметшина

фото - ulmeria.ru

11012

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: