Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Культура. Частный интерес

Из чего формируется качество культурной среды и есть ли в современном культурном пространстве место частной инициативе - однозначного ответа пока нет

Из чего формируется качество культурной среды и есть ли в современном культурном пространстве место частной инициативе - ответы на эти вопросы в Ульяновске пытаются искать журналисты и работники сферы культуры, чиновники и бизнесмены. Однозначного ответа пока нет.

Культуру запрограммируют

Последний месяц лета стал для работников сферы культуры временем «глубокого погружения» в тему. Накануне сентябрьского IV Международного культурного форума в Ульяновске презентовали два программных документа - федеральный проект Основ государственной культурной политики и Стратегию культурной политики Ульяновской области до 2025 года, тоже пока проект.

Первая презентация, начавшись с позитивного «Ситуация с культурной политикой в стране изменится к лучшему», вылилась в эмоциональные комментарии «с мест» и завершилась позитивным же «доработаем!». Но что именно - к лучшему?

- В концепции услышаны все наши тревоги и боли, - заявила старший научный сотрудник Российского института культурологии, доцент Московского гуманитарного университета Тамара Гудима, представляя в Ульяновске документ, подготовленный рабочей группой при президенте России.

Культура не является сферой услуг - это главный посыл. В государстве она несет две функции - просветительскую и воспитательную. Поэтому в оценке работы учреждений культуры должны преобладать качественные, а не количественные показатели. Проще говоря, дорожная карта - не для культуры.

«Основы культурной политики» - документ идеологичный, и главные споры - вокруг этого. Должна быть реформа понятийной системы, не частный ремонт, а принципиальные изменения культурной политики - заявляют разработчики концепции, презентованной Тамарой Гудима (опубликована 16 мая на сайте «Российской газеты», в газете «Культура» и на портале Kremlin.ru). Есть и вторая концепция, разработанная Министерством культуры. Тамара Гудима оценивает этот документ, как «очень слабый, несовершенный», но чтобы оставить о нем собственное мнение, и с ним стоит ознакомиться в Интернете.

Государственная концепция - это ответ на вопросы «Что есть культура?» и «Какие задачи ставит перед культурой государство?». Судя по тому, что на суд общественности представлено два документа, ясности с этими вопросами еще нет. Однако культура трактуется широко - как образ жизни и система взаимоотношений между людьми. А на базе принятой концепции будет строиться все законодательство о культуре, начиная с декларирования прав и свобод граждан в этой сфере, заканчивая уровневыми показателями для оценки учреждений культуры и их финансирования.

Вот здесь-то и начинается самое интересное. В обсуждаемой концепции много идеологических аспектов, но нет экономических.

- 20 лет нас учили жить в рыночных условиях, и вдруг все ушло в высокую риторику. Но как измерить «уровень культуры»? Как оценить качественные показатели в отсутствии количественных? Раздела «Экономика культуры» в концепции, подготовленной рабочей группой при президенте РФ, нет, - недоумевают члены коллегии ульяновского Министерства искусства и культурной политики.

- Эффективность культуры - это качество человека, его отношение к жизни, труду, другим людям. Единицы измерения этого не существует. Но количественную оценку имеют условия, которые создает государство для развития учреждений культуры, - отвечает Тамара Гудима.

Вторая большая недоработка документа государственной важности - ставка на «добрые руки» и «чистые сердца» государственных мужей.

- Что меня настораживает - все только о государстве, - говорит министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина. - Нет места гражданам, юридическим лицам, бизнесу. Право перераспределять часть своих средств на культуру от человека не зафиксировано. Граждане не могут выразить свою гражданскую позицию по отношению к культуре. Надо дать эту возможность.

Как уживется, в конце концов, идеология с экономикой - вопрос отнюдь не праздный. Общественные обсуждения предложенных концепций продлятся еще некоторое время. А далее - надо определяться.

Культура - в приоритете

А в Ульяновске назван еще один приоритет развития региона - культура. Сколько приоритетов может иметь регион в принципе, чтобы это не стало пустой декларацией - вопрос для отдельной дискуссии. У членов общественного совета по развитию культуры приоритет их отрасли сомнений, естественно, не вызывает.

Стратегию культурной политики Ульяновской области до 2025 года тоже презентовали москвичи. Разработчики этого концептуального документа - АНО «Новый институт культурологии», Государственный институт искусствознания, представители Института экономики РАН.

Ульяновская стратегия может дать фору российской. Избытка идеологических посылов здесь нет, учтено все до мелочей - картинка практически идеальная. Но высокие слова имеются. Так, в числе основных принципов культурной политики Ульяновской области значится «отказ от затратного понимания расходов на культуру и признание их инвестициями в человеческий капитал и будущее региона».

Из поля зрения разработчиков стратегии не ускользнуло ничто. Есть здесь «усиление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и творческих предпринимателей региона». Обозначено «создание условий» для развития некоммерческого третьего сектора: ресурсная поддержка, гранты, контрактная система работы, помощь в привлечении донорских средств различных фондов и бизнеса. Прописано создание условий для развития частной благотворительности, включая «развитие институтов массовой благотворительности с предпочтительной ориентацией не на крупных доноров, а на вовлечение большего количества людей, готовых жертвовать небольшие суммы на культуру и искусство», а также «снижение стихийности благотворительной деятельности и выработка стратегических направлений для стимулирования корпоративной благотворительности».

Упомянуты и дополнительные источники финансирования сферы культуры и искусства - государственные и региональные целевые программы, средства спонсоров и благотворительные пожертвования. Задача - выявление этих источников, а также «анализ потенциальных возможностей использования новых институциональных форм поддержки культурной деятельности (применение маркированных налогов, создание фондов целевого капитала организаций культуры).

Не забыто и повышение престижа творческих профессий, сохранение кадрового потенциала, привлечение молодежи в сферу культуры, предотвращение оттока кадров. Все это абсолютно верно. И все это без купюр можно копировать на любую другую отраслевую стратегию. Вопрос: как повысить/сохранить/предотвратить?

Будут разрабатываться целевые программы и подпрограммы - и областные, и муниципальные. Достанет ли «программистов»? Не станем ли заложниками собственной доскональности? Но это уже не к разработчикам стратегии.

А губернатор Ульяновской области Сергей Морозов был максимально четок. Предваряя презентацию, он выделил четыре ключевых приоритета:

1. «Музей СССР» - глобальный проект.

2. Развитие кластера творческих индустрий: «Это не забава для небольшого количества людей. Кластер охватывает десятки тысяч человек в Ульяновской области. Это суперперспективное направление, которое решает массу вопросов - от реализации самых смелых мечтаний до создания новых рабочих мест».

3. Соблюдение и выполнение стандартов инвестиционной деятельности в сфере творческих индустрий.

4. Развитие культуры в сельской местности: «Через реформирование клубных учреждений, развитие туризма, создание мощных культурных центров. Клубы вновь должны стать центром активной жизни села». Первые три «пилота» уже определены: Дома новой культуры будут создаваться в Инзе, Сенгилее, Павловке.

Вносятся изменения в закон о губернаторе Ульяновской области. По аналогии с докладом о социально-экономическом развитии региона, с которым губернатор ежегодно выступает перед Законодательным собранием области, глава региона обязан теперь готовить и распространять ежегодный публичный доклад о состоянии культуры.

Естественно, прописаны в стратегии и показатели результативности. Вот некоторые из них. Децентрализация управления сферой культуры и искусства: в 2013 году доля автономных бюджетных учреждений культуры составляет 48%, к 2025 году она должна возрасти до 70%. Удовлетворенность жителей обеспеченностью учреждениями культуры по видам деятельности: 2015 год - 50%, 2025-й - 100%. Соотношение оплаты труда работников культуры и искусства к средней зарплате по региону: 2013 год - 56%, 2015-й - 80%, 2020-й - 100%,
2025-й - 120%. Какой работник культуры станет возражать против такой стратегии?

Источник: Аналитический отчет «О проекте Стратегии культурной политики Ульяновской области до 2025 года»

А зритель кто

Но стратегии стратегиями, однако основа основ - тот самый частный интерес зрителя и слушателя, читателя и почитателя, без которого любые начинания сойдут на нет. Об особой атмосфере театра и музея, о воспитании зрителя и поиске тех, кто помогает в осуществлении планов, «ДО» побеседовало с руководителями ульяновских классических учреждений культуры.

По большому счету, у каждого театра свой зритель. Совсем недавно Ульяновским драматическим театром руководил Юрий Копылов, известный режиссер, настоящий строитель театра. 25 лет он создавал свой репертуар. На его спектаклях вырос замечательный театральный зритель, который
любит высокую драматургию: Сартра, Гауптмана, Шекспира. На сцене Ульяновского драматического Копылов поставил 12 спектаклей по пьесам Шекспира. Репетировал по девять месяцев, как столичный режиссер.

- В первом десятилетии Копылова признавали больше в столице и за рубежом, чем в Ульяновске, - вспоминает директор театра Наталья Никонорова. - Только через семь-восемь лет поменялся зритель. Это был зритель, который ждал премьеры Копылова, который смотрел спектакль по несколько раз, чтобы понять его. Это дорогого стоит.

Сформировался свой слушатель и в Ульяновской филармонии.
- Мы проводили анкетирование нашего слушателя, и пришли к некой модели, - рассказывают в филармонии. - Большая часть потребителя нашего продукта, конечно, - среднее и старшее поколение. Это люди, которые не занимались в детстве музыкой, но имеют особое отношение к искусству и потребность вести тот образ жизни, который был когда-то заложен.

К сожалению, современное поколение частично «потеряно» по отношению к классической музыке. Чтобы не допустить разрастания этой «потерянности», в филармонии разработана музыкально-образовательная программа абонементов для начальных, средних и старших классов.

- Наша задача - представить наглядно и ярко это многообразие, чтобы учитель музыки или завуч по воспитательной работе смог выбрать ту или иную программу, - говорит художественный руководитель и директор Ульяновской областной филармонии Лидия Ларина.

Выбор подобного направления работы филармонии оправдан временем. Нельзя ждать очень быстрого результата, убеждена Лидия Ларина. Любителями музыки не становятся одномоментно, культура восприятия музыки закладывается десятилетиями.

А Наталья Никонорова сегодня шутит: «Я зрителей нашего театра знаю в лицо». И рассказывает:

- У меня было два шока. На антрепризе в ДК «Губернаторский»: тысячный зал - и ни одного нашего зрителя. Это другой зритель, он по-другому воспринимает спектакль, ведет себя странно - критики называют такую аудиторию «неподготовленной». И второй шок со мной случился на спектакле Евгения Гришковца уже на нашей сцене. Билеты по 2700, но их даже в кассе не было - за полчаса все было продано по Интернету, спрос грандиозный. Но когда я увидела зрительный зал… Про такой в глянцевых журналах пишут: «Пахло духами и бриллиантами…». Сначала они смотрели, потом стали отвечать на звонки телефонов, потом начали включать планшеты. Гришковец по этому поводу иронизировал, у него даже специально построен монолог: и про телефоны, и про храп, и про планшетники. То, что эти люди никогда до этого не были в театре - даю гарантию. На наших спектаклях таких зрителей нет. Но эти несчастные с дорогими айпадами должны хотя бы к концу жизни узнать, что такое настоящее искусство. Это мое убеждение. И для них должна быть какая-то отдельная работа.

Ульяновский драматический ставит и детские спектакли, и комедии для выездных спектаклей, приглашает режиссеров, которые ставят спектакли другой направленности - музыкальные, для юношества.

- Это очень серьезная работа - растить своего зрителя, - убеждена Наталья Никонорова. - Часто пишут: человек маленьким пришел в театр кукол, потом в - ТЮЗ, а потом - в драмтеатр. Нееет... Мы никому не отдадим своего зрителя, мы должны сами его готовить. Человек должен проторить сюда дорожку. Меня саму мама привела в театр в пять лет. На чеховского «Дядю Ваню», между прочим. Я даже помню декорации.

Директор Ульяновского областного краеведческого музея Юлия Володина тоже ведет речь о подготовке своего посетителя со школы.

- Никогда не соглашусь, что все в нашей культуре зависит от денег, - говорит она. - Все зависит от творчества, от творческой личности. Но мы должны понимать, на кого мы работаем. И перестраиваться под веяние времени, изучая спрос.

Если раньше массовым посетителем краеведческого музея был турист, то сегодня программы рассчитаны практически на все категории ульяновцев. Проект «Музей до рождения» - для будущих мам, есть программы для школьников и дошкольников, студентов, пенсионеров. В сентябре музей проводит очередной Обломовский фестиваль, уже 11-й.

- Это фестиваль свободного времени, - рассказывают в музее. - У него нет идеологии. Мы хотим этим фестивалем показать людям, что в свободном времени можно найти массу интересного. Ярмарка внешкольных возможностей, презентация событийного туризма в районах Ульяновской области, выступления байкеров, молодежных рок-групп - Обломов бы сильно подивился.

Главным принципом работы современного музея становится открытость. Все большую популярность набирает ежегодная Ночь в музее. Интересный долгосрочный проект - «Портрет нашего современника». А идея специальных абонементов для школьников родилась из, казалось, проблемы. У Ульяновского краеведческого - два самых маленьких музея по всему Поволжью, помещений не хватает, демонстрируется всего 5% из 143 тысяч единиц хранения. Придумали: поднимают экспонаты из фондов музея и проводят «разовые» тематические мероприятия. Оказалось, что это интересно и учителям, и детям.

О благотворителях и инвестициях

Науку и искусство фандрайзинга большинство ульяновских учреждений культуры уже прекрасно освоили. И все-таки у каждого - свой конек. Ульяновская филармония с нового сезона осваивает принцип Клуба друзей. Идеология сформулирована на карте члена клуба: «Друзья Ульяновского Дома музыки поддерживают филармонические сезоны покупкой абонементов, приводят на концерты своих друзей и знакомых, пропагандируют классическую музыку и помогают в распространении информации о концертах». Задача - вовлечь в свой круг и приобщить к высокому максимальное число жителей Ульяновска. И не только Ульяновска. Областной краеведческий музей масштабно работает через НКО «Культурный фонд имени
И.А. Гончарова», учредителем которого является.

А в драматическом театре традиционно сильна роль попечительского совета. Созданный в 2003 году, он поддерживает артистов материально и помогает претворять в жизнь многие театральные проекты. В театре до сих пор вспоминают первый совместный проект с попсоветом - спектакль «Дьявол и господь бог» на сцене московского Театра российской армии («Это был фурор!»). По сей день все поездки на зарубежные гастроли оплачивает попечительский совет. В этом году, например, ульяновский театр едет на фестиваль «Театральный дивертисмент» в Израиль. В четвертый раз. А в рамках регионального Фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей» ежегодно вручается диплом самому активному благотворителю.

Оценкой значимости театра для культурной жизни региона можно считать и капитальный ремонт театра за счет средств областного бюджета, и помощь губернатора Сергея Морозова в приобретении жилья для артистов, и губернаторские надбавки к зарплате. Сегодня областной бюджет субсидирует театру заработную плату и платежи за коммунальные услуги. Ульяновский драматический выбрал путь автономного учреждения культуры, и это дает возможность дополнительного привлечения средств.

- Мы не можем ставить по три спектакля в день, как в кинотеатре, - улыбается Наталья Никонорова. - Поэтому работаем в режиме, который считаем нормальным для работы. А для этого ищем разные «кармашки» - варианты инвестиций.

Конечно, в первую очередь, - это конкурсы и гранты Минкультуры России. В рамках президентской программы, связанной с юбилеем Гончарова, Ульяновский драматический смог привлечь 11 млн рублей федеральных средств. На федеральные средства поставили все спектакли по Гончарову, съездили на гастроли в Москву и Санкт-Петербург. Спектакль «Три сестры» к 150-летию Чехова - тоже грант. К юбилею Николая Карамзина объявлена новая федеральная программа. Художественный руководитель театра Сергей Морозов уже получил именной грант президента РФ на постановку «Бедной Лизы». Предстоящие сентябрьские гастроли ульяновского драмтеатра во Владикавказ тоже организуются на федеральные средства. Сейчас это сделать труднее: все спохватились и все хотят получать деньги, - замечает директор театра. И тут же уточняет: «На 15 августа мы отправили уже 15 заявок».

- Еще в 90-х - начале двухтысячных мы поняли: если не перестроимся и не начнем работать по-новому - значит, музеи просто пропадут, - рассказывает Юлия Володина. - Мы первыми начали работать в федеральной целевой программе «Культура России». Как только она появилась, написали заявку, и уже в 2001 году пошел первый транш федеральных денег. Это была большая удача для коллектива. Сейчас отправляем в эту программу уже 17 заявок. А еще - 40 заявок на гранты во всевозможные фонды, как государственные, так и частные. Пусть не всегда удается выиграть, но для нас это школа.

Областной краеведческий музей учредил НКО «Культурный фонд имени И.А. Гончарова». Сегодня это дает возможность привлекать средства на проведение международной Гончаровской конференции, на множество других проектов.

- Я всегда была противницей того, чтобы культура ходила с протянутой рукой, - говорит Юлия Володина. - Даже в самые тяжелые времена я всегда искала возможность партнерских отношений. И возможностей этих - масса.

В музее рассказывают о совместных проектах с региональными министерствами. К открытию нового моста через Волгу, например, организовали выставку «От императорского моста до президентского» - проект по заказу Минпрома, но чистой воды инициатива музейщиков. Экологическая выставка - для Минлесхоза. И все это - в рамках социального творческого заказа. Один из примеров государственно-частного партнерства - новогодние елки в музее Гончарова. Заключили договор с индивидуальным предпринимателем: сценарий и аниматоры - ее, а музей помогает квестами, разрабатывает маршруты по залам Дома Гончарова. И это не просто елка, а «В гостях у Вани Гончарова». Да, досуг, но с музейным уклоном: образование, просвещение, воспитание.

Кстати, о меценатах и чувстве собственного достоинства.

- Езжу вместе с директором попечительского совета, представляюсь, рассказываю, - говорит Наталья Никонорова. - Есть такие люди, которые вообще, оказывается, в театр не ходили. «А где это?» - спрашивают. Я разворачиваюсь и ухожу: «О, это долго рассказывать…».

О планах и вечном

- Важный элемент, формирующий качество культурной среды в городе, - эмоции, полученные людьми от посещения культурных мероприятий, - считает директор Ленинского мемориала Евгений Казаков. - На мой взгляд, В Ульяновске культурные мероприятия проводятся на должном уровне. И это не только мое мнение, его разделяют столичные и иностранные коллеги. Так, эксперт по маркетингу содружества музеев Амстердама, присутствовавший на одном из наших мероприятий, был поражен высоким уровнем его организации.

- В своем музее я горжусь атмосферой, которой пропитаны стены, которую хранят экспонаты, которая находится в людях, сохранивших это наследие, - продолжает Евгений Казаков. - Атмосферу нашего музея я определил бы как монументальную. Такое мощное по стилистике и энергетике здание, конечно, внушает уважение и некоторый трепет. Здесь меня принимали в пионеры, и до сих пор, приходя в Торжественный зал, я испытываю волнение. Главной функцией на своем посту вижу восстановление и реконструкцию здания, не подвергавшееся капитальному ремонту 44 года. А также создание условий для того, чтобы творческие личности могли реализовать здесь интересные проекты.

А филармония в понимании обывателя - это мир классической музыки. Но сегодня филармония - это и академическая, и народная, и джазовая, и камерная музыка. Такое
разнообразие направлений деятельности дало рождение новому имени филармонии - Ульяновский Дом музыки.

- У Дома музыки есть много интересных и ярких проектов  - для молодежи, для детской аудитории, рассчитанных на разные категории людей, - говорит Лидия Ларина. - Среди многообразия классической музыки есть популярные произведения, известные многим слушателям, а есть те, которые требуют подготовленности аудитории. Репертуар профессионального коллектива должен быть многообразным, включать в себя симфонии Бетховена и Чайковского, музыку из оперетт и вальсы Штрауса.

Значительная финансовая поддержка этого учреждения культуры - из областного бюджета. Но существуют и дополнительные возможности, которые необходимо учитывать в финансовом планировании:

- Участвуем в грантовых конкурсах, федеральных целевых программах, стучимся в ту самую «дверь» с надеждой, что откликнутся на наши предложения и поддержат наши творческие планы, - говорят в Доме музыки.

Но как бы банально это ни звучало, именно слушатель - тот самый источник финансирования, на которого сделана ставка.

- Мы понимаем: создай интересно и грамотно программу, - говорит Лидия Ларина, - и люди потянутся в концертный зал. Важно, чтобы человек проникся этим особым настроением и состоянием, когда музыка становится частью твоей жизни. Мы создаем именно те малые формы общения, которые так нужны людям, потому что здесь тебя могут понять и услышать.

Государственно-частный интерес

Приступая к разработке Стратегии культурной политики региона, в Ульяновской области провели масштабное исследование современного состояния отрасли. Как следует из аналитического отчета, интерес населения к деятельности театров и филармонии растет. А музеи и библиотеки находятся на стабильно устойчивой позиции. Отрицательная динамика - у клубной деятельности. Динамика подушевых расходов на культуру и искусство в Ульяновской области соответствует общероссийской картине, но значительно уступает ей в конкретном денежном выражении. Так что работы в этом направлении предстоит много.

- Сложно переоценить роль отдельной личности в развитии культурных проектов. Однако в наше время государство должно целенаправленно поддерживать творческих личностей, способных менять культурное пространство в лучшую сторону. Такое частно-государственное партнерство уже существует в соседних регионах, оно должно появиться и в Ульяновской области. Тем не менее «культурный мозг», предопределяющий развитие сферы культуры, - это государство. Рано или поздно централизация принесет свои плоды, - считает Евгений Казаков.

Это одна точка зрения. Есть и другая: государство государством, но без частного интереса - конкретного директора конкретного дома культуры, конкретного зрителя, благотворителя, госчиновника - стратегии останутся стратегиями. Каким бы высоким пафосом они не были наполнены.

Мария Мишина

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: