Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Легко ли ульяновскому легпрому?

Пятнадцать лет назад доля легкой и текстильной промышленности в отраслевой структуре Ульяновской области составляла 28%. На сегодняшний день — всего 4,2%. Есть ли у отрасли шансы на восстановление утраченных позиций?

В стране легпром легчает...
В ноябре 2005 года в Нижнем Новгороде состоялась научно-практическая конференция «Легкая и текстильная промышленность: состояние, проблемы и перспективы после вхождения России в ВТО». Основными факторами, влияющими на резкое ухудшение положения дел в текстильной и легкой промышленности страны, были названы высокая степень морального и физического износа основных фондов (70%), слабая инвестиционная активность в отрасли. И как вывод — невысокая конкуренто-способность отечественных товаров.
За последние 15 лет численность работающих в отрасли снизилась почти на миллион человек, в том числе за 2004 год — на 94 тысяч человек. За 8 месяцев 2005 года объем производства товаров текстильной и легкой промышленности, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, уменьшился практически по всей важнейшей номенклатуре. Специалисты отмечают, что улучшение ситуации в отечественном легпроме невозможно без наведения порядка на внутреннем потребительском рынке страны. В ВТО Россия пока еще не вступила, но отечественные производители работают сегодня практически в условиях открытого рынка. Конкурируя при этом с огромным количеством импортного товара (продукция отрасли на внутреннем рынке России составляет сегодня лишь 20%). По большинству товарных позиций импорт в разы превосходит отечественное производство и имеет тенденцию постоянного роста.
В России не действуют антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры для товарного рынка, отсутствуют учет и мониторинг состояния внутреннего рынка, позволяющие применить введение квот на ввоз продукции, которую умеем сами хорошо делать и для производства которой располагаем сырьевыми ресурсами.

...И в Ульяновске тоже
В Ульяновской области зарегистрировано 128 предприятий текстильной и швейной промышленности. По итогам 10 месяцев 2005 года, объем отгруженных товаров собственного производства по всем предприятиям отрасли составил 1 млрд. 805 млн. рублей. Успешно работающие предприятия можно сосчитать по пальцам: ЗАО «Фирма «Русь» (производство трикотажного полотна и трикотажных изделий), ОАО «Элегант» (пошив мужских классических костюмов и костюмов для детей), ЗАО «Номатекс» (производство ковровых изделий, нетканых материалов для автомобильной промышленности)... Объемы производства на ОАО «Ковротекс», ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов», ЗАО «Матэко», ЗАО «Румянцево» продолжают снижаться.
— Сложившуюся ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как критическую, — говорит министр природных ресурсов, промышленности, строительства, транспорта и связи Правительства Ульяновской области Александр Пинков. — За последние 15 лет прекратили свое существование такие крупные предприятия, как «Измайлово», «Свияга», «Барышская ПОШ», «Текстильщик Поволжья», «Фабрика Ст. Разина», «Олимп», «Инзенская ПОШ», «Иштекс-суровье». Производят ограниченный объем продукции Ульяновская обувная фабрика и ООО «Рона кожевенный комбинат». Численность работающих в отрасли снизилась с 28 тысяч человек в 1990 году до 7 тысяч человек на сегодня. Среднемесячная заработная плата в отрасли — 3 434 рубля, что составляет всего 62,4% к среднеобластному уровню заработной платы.

Так уже не работают! А как?
На Ульяновской обувной фабрике есть постоянно действующая экспозиция: модные мужские штиблеты, теплые женские сапожки... Вот такую продукцию могло бы делать предприятие (оборудование, технологии позволяют). Но... не делает. Нет заказов.
Какие меры предпринимает новое руководство фабрики, чтобы они появились? «В начале 2005 года мы разослали потенциальным клиентам коммерческие предложения», — отвечает председатель Совета учредителей ЗАО «Ульяновская обувная фабрика» Сергей Рыжов. Увы, пока ни ответа, ни привета. В результате — большинство специалистов старейшего ульяновского предприятия стоят на бирже труда, а промышленные предприятия области приобретают спецобувь за пределами Ульяновска. В дома же престарелых, детские дома завозят, в основном, челябинскую обувь.
— Так давно не работают! — тон губернатора Сергея Морозова, посетившего предприятие, был резок. — Нужно активнее искать заказчиков; сегодня «волка ноги кормят!»
Губернатор посоветовал обувщикам присмотреться к опыту успешных предприятий отрасли, например, ЗАО «Фирма «Русь», которое сработало в 2005 году значительно лучше, чем в предыдущем. В числе секретов успеха — новые рынки сбыта продукции, освоение новых технологий мирового уровня. Так, например, предприятие изготовило партию мужской одежды с начесом по заказу американцев. Проведены переговоры с немецкой фирмой о выпуске интересного бесшовного белья по европей-ской технологии.
Вместе с тем, руководство предприятия обратилось к областным властям с просьбой помочь с решением ряда проблем, в частности, опираясь на опыт регионов, где активно поддерживают местного производителя. В Татарстане, например, текстильщики освобождены от уплаты налогов в местный бюджет. А «чужаков», в том числе ту же «Русь», которая до недавнего времени поставляла начесанное белье для нефтяников, с татарстанского рынка «выпроваживают».
Генеральный директор предприятия Зинаида Измайлова сетует и на то, что продвижение товара ЗАО «Фирма «Русь» на ульяновский рынок сопряжено с большими трудностями: «Мы не можем пробиться в центральные магазины города, в том числе в «Детский мир». Нашу продукцию не берут на реализацию. Коммерсантам проще закупать дешевые вещи невысокого качества...»
Еще сложнее приходится районным предприятиям легпрома, которые, по словам директоров, в областном центре не могут найти и клочка торговых площадей, чтобы выставить свою продукцию. Даже столь интересный товар, что производит Карсунская фабрика художественного ткачества.Но настоящий бич предприятий легкой и текстильной промышленности (не только ульяновских, но и в целом российских) — это гигантский оборот контрафактной и фальсифицированной продукции. По оценкам, почти половина одежды, продаваемой в Ульяновске, изготовлена на теневых производствах и не выдерживает никакой критики в плане качества и соблюдения стандартов.
— Систему предотвращения продажи нелегального товара нужно совершенствовать на федеральном уровне, — отмечает и.о. директора департамента промышленности и транспорта аппарата Правительства Ульяновской области Александр Таловеров. — Необходимо разработать меры уничтожения легпромовской контрабанды и контрафакта по аналогии с наркотиками, видеопродукцией или алкоголем, а не перепродавать ее, как это сегодня происходит. Нужно также усилить контроль качества товара на границе на основе соблюдения обязательных стандартов.

Пути выхода из кризиса
Правительство Ульяновской области настроено на поддержку предприятий легкой и текстильной промышленности. Так, в некоммерческом партнерстве «Совет директоров Ульяновской области» создана секция легкой и текстильной промышленности, призванная обеспечивать координацию действий предприятий легкой промышленности и разработку мер по их поддержке.
Местным производителям оказывается помощь при подготовке и проведении выставочных мероприятий в Ульяновске и регионах России. Например, при информационной и организационной поддержке Правительства области три предприятия региона (ЗАО «Фирма «Русь», ООО «Номатекс», ОАО «Ковротекс») приняли участие в ежегодной Нижегородской ярмарке, где были заключены контракты и соглашения о сотрудничестве.
А что планирует ульяновский легпром в 2006 году? На ОАО «Ковротекс» будет организовано собственное производство полиамидной нити проектной мощностью 250-400 тонн в месяц и созданы дополнительные рабочие места. На ООО «Номатекс» организуется новое производство полиэфирной нити проектной мощностью 450-750 тонн в месяц. Целью открытия этих производств является импортозамещение дорогостоящего сырья и как следствие — снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности конечного продукта.
По экспертным оценкам, легпром области занимает четвертое место среди наиболее привлекательных отраслей для инвестирования. Один из перспективных инвестиционных проектов — организация нового производства на базе обанкротившегося предприятия «Барышская фабрика ПОШ». Московским инвестором зарегистрировано ООО «Октябрь» по производству высококачественной камвольной пряжи и шерстяных тканей. Уже закончен монтаж современного импортного оборудования. Далее в Барыше планируется организовать ткацкое производство по изготовлению костюмных тканей высокого качества, в том числе на экспорт. Общая численность работающих будет доведена до тысячи человек.О будущем думают и на предприятии «Элегант», которое с 2002 года входит в состав холдинга «АМС-Групп» и занимает четвертое место среди предприятий России по объемам производства мужских костюмов.
— В настоящее время существенно усложнились текстильные материалы и технологии, применяемые в массовом производстве швейных изделий, — говорит вице-президент «АМС-Групп» Александр Елюкин. — Так что замена некоторых видов оборудования для ОАО «Элегант» является острой необходимостью. Однако качественное немецкое, итальянское, японское оборудование стоит очень дорого (например, промышленная швейная машина — от 3000 у. е.), к тому же оно облагается таможенными пошлинами и НДС. Поэтому мы поддерживаем предложения совещания, состоявшегося у Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, об отмене на три года ввозных таможенных пошлин и НДС на технологическое оборудование для легкой промышленности, которое не производится в Российской Федерации, а также другие предложения, сформулированные на этом совещании и обращенные к Президенту России.
Очевидно, что справиться со столь масштабным кризисом в отрасли возможно лишь с помощью кардинальных мер федерального уровня. Несмотря на имеющиеся поручения Минпромэнерго России по разработке стратегии развития отрасли, она пока не создана, — отмечает Александр Пинков. — Поэтому мы должны совмест-но с другими регионами работать над формированием стратегии и принятием ее органами власти как раздела долгосрочных планов Правительства России. Для реализации стратегии уже сегодня необходимо подготовить несколько приоритетных инвестиционных проектов отраслевого уровня, которые способны повлиять на улучшение работы многих предприятий и бороться за их целевое финансирование.

Алсу Балакишиева - председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Ульяновской области:
— Меня, как председателя бюджетного комитета, радует то, что в 2005 году доходная часть бюджета области увеличилась почти в два раза, увеличилось финансирование из федерального бюджета. Мы провели целенаправленную инвентаризацию по участию в целевых федеральных и областных программах. Здесь цель одна — чтобы эти деньги дошли до бюджетополучателя.
В 2005 году приняли много хороших, экономически обоснованных законов, целевых программ. Впервые в истории Законодательного Собрания приняли в срок бюджет! И впервые в расходной части бюджета-2006 появились строки о погашении долгов за прошлые годы. Наконец-то рассчитаемся по детским пособиям, за книгоиздательскую продукцию. Все муниципальные образования получат конкретные целевые средства на реализацию закона о ветеранах, по реабилитированным лицам, по труженикам тыла, на выполнение других государственных полномочий. Что не удалось? Да, наверное, еще многое. Не удалось провести полную инвентаризацию по земле. Не удалось получить многие государственные заказы для наших оборонных предприятий. Последние 15 лет наша промышленность не работает на том уровне, на котором может. Ни для кого не секрет, что состояние экономики Ульяновской области оставляет желать лучшего. Тем не менее, самое главное —есть хорошая тенденция экономического роста, сохранения социальной защиты населения. И есть надежда, что все у нас будет хорошо.

Олег Неделько - директор ООО «Агентство охраны «Филин»:
— Большим достижением 2005 года считаю подписанное ведущими охранными предприятиями ульяновского Правобережья соглашение о некоммерческом партнерстве. Оно необходимо, в частности, для взаимного обмена информацией о недобросовестных заказчиках, о криминальной ситуации в городе, взаимодействия между группами быстрого реагирования при форс-мажорных ситуациях. Личное достижение — карьерный рост, я возглавил частное охранное предприятие.
Особых провалов, на мой взгляд, не было: год оказался стабильным. Жаль, что нам не удалось исправить ситуацию с проблесковыми маячками на нашем транспорте. В отличие от вневедомственной охраны, закон запрещает их использование группам быстрого реагирования ЧОПов. В результате, усложняется передвижение наших экипажей по городу, подчас создаются аварийные ситуации, в итоге, страдают заказчики — жители города...

Анатолий Рушкин - депутат ЗС Ульяновской области, заслуженный тренер России:
— Во-первых, радует то, что руководство города и области находит общий язык. Это очень хорошо, раньше такого взаимопонимания не было. А когда нет взаимопонимания, то и работа не идет. В этом же году есть контакт, есть и результаты, решаются многие вопросы. Не могу не сказать об ульяновском спорте. С одной стороны, очень хорошо, что губернатор уделяет много внимания развитию детского спорта. Та же программа «Сто хоккейных коробок». С другой стороны, в этом году наша область потеряла волейбольную команду, баскетбольную, футбольную команду мастеров, вот и будущее димитровградской команды «Лада» под большим вопросом. Надеюсь, что эти отклонения будут исправлены в следующем году.

Андрей Тютькин - руководитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области:
— Наша инициатива о внедрении в регионах автоматизированных информационных систем (АИС) одобрена руководством Роструда и станет частью Федеральной программы по реформированию деятельности государственных инспекторов труда. В качестве «пилотных» регионов для проведения эксперимента выбраны Кировская и Ульяновская области. Теперь все данные о проверках на предприятиях, выявленных нарушениях и принятых мерах в режиме он-лайн будут передаваться на информационный портал Роструда и будут доступны любому пользователю.
Возможно, в новом году Ульяновская область станет площадкой для еще одного «пилотного» проекта, готовящегося Госинспекцией труда. Он предусматривает декларирование руководителями предприятий соблюдения трудового законодательства (сроки выплаты зарплаты, условия труда, правильность проведения процедур сокращения и т.д.), а также предпринимаемых мер по улучшению ситуации. Наша работа с такими законопослушными предприятиями будет строиться на другом уровне — с пониманием их проблем и всемерным оказанием помощи, в том числе консультативной и методической. Те же, кто не станет озвучивать необходимую информацию, будут подвергнуты более пристальному вниманию инспекции.
Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: