Лизинг в новых условиях
Альтернатива кредиту
Лизинг (от англ. leasing – аренда) – отнюдь не продукт нового времени. Финансовая аренда имущества, приобретаемого для предпринимательской деятельности, появилась практически одновременно с классическими банковскими услугами. Однако свое наибольшее развитие долгосрочная (от шести месяцев) аренда любого движимого и недвижимого имущества, предусматривающая возможность его последующего выкупа арендатором, получила в России в новых экономических условиях. Начиная с 1996 года российские банки, крупные производители машин, оборудования всерьез обратили свое внимание на известный во всем мире высокоэффективный финансовый инструмент - лизинг.
В 1998 году в целях комплексного законодательного регулирования лизинга в России был принят Федеральный закон «О лизинге».
Сегодня в лизинг можно получить спецтехнику, оборудование, транспорт, самолеты, средства связи. А вот недвижимость оформить в лизинг достаточно проблематично, ведь минимальный срок ее амортизации составляет 10-12 лет, в то время как финансовая аренда обычно не превышает семи лет. В более выгодных условиях находятся сельхозпроизводители, в том числе, и нашего региона: они могут оформить договоры финансовой аренды сроком до 15 лет. Впрочем, и у сельхозпроизводителей свои ограничения: «лизинговую» технику по строго фиксированным ценам они могут выбирать из реестра, утвержденного Минсельхозом России.
ОАО «Росагролизинг» в нашем регионе представляет ООО «Агротехцентр». По словам его генерального директора Александра Долгова, компания начала работу в Ульяновской области в 2002 году с объемов в 15 млн. рублей, сейчас годовой оборот составляет порядка 600 млн. рублей. Сегодня на заволжской промплощадке сосредоточено сельхозтехники на общую сумму 600 млн. рублей, ежедневно потребителям отгружается по пять-шесть единиц.
Руководитель вешкаймского СПК «Колхоз Родина» Александр Курников рассказал «ДО», что сделкой доволен: два высокотехнологичных американских комбайна John Deere, приобретенных по лизинговой схеме, сегодня убирают (и с хорошим качеством!) до 80 % площадей хозяйства.
Бизнес для бизнеса
По наблюдению специалистов, ульяновский рынок финансовой аренды особо не отличается от других регионов. Разве только в количественном выражении, что связано с потребительскими возможностями, развитием местной экономики. А вот предложения, условия лизинга, даже фирмы, представленные на ульяновском рынке лизинговых услуг, практически одинаковы. Что же касается портрета потребителя, то он напрямую связан со спецификой нашего региона: в Ульяновской области предметом лизинга чаще всего становится оборудование для деревообработки, производства запчастей.
Особой популярностью в нашем регионе пользуется лизинг коммерческого автотранспорта, - как следствие выгодного географического положения Ульяновской области и активности бизнеса в сфере грузоперевозок. Зачастую автотранспортные средства оформляются в лизинг на компанию, а реально передаются в частное пользование сотрудникам.
- Наша клиентская база весьма разнообразна, - рассказывает директор ульяновского филиала Поволжского лизингового центра Сергей Торопицин. - Среди партнеров – ульяновские частные предприниматели, предприятия среднего, крупного бизнеса, такие как «Авиастар». А в Год семьи к нам обратилось ульяновское ООО «Парк» - с просьбой профинансировать приобретение целого комплекса новых развлекательных аттракционов. Это первый социальный проект нашей компании такого масштаба – не только в Ульяновске, но и, пожалуй, в Поволжье. Сумма контракта составила 18 млн. рублей.
В настоящее время основные игроки ульяновского рынка лизинговых услуг – это порядка 20 специализированных компаний федерального масштаба с головными офисами в Москве, Тольятти, Саратове. Многие из них удачно адаптировали в наши условия опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями.
Осуществляют лизинговые операции и коммерческие банки. Схема та же: банк (лизингодатель) приобретает оборудование, которое он сдает в аренду своему клиенту-лизингополучателю с последующим правом выкупа арендуемого оборудования.
- Программа лизинга в нашем банке разрабатывалась достаточно длительное время - необходимо было понять, какой продукт на самом деле нужен нашим клиентам, - говорит управляющий операционным офисом «Ульяновский» филиала ВТБ 24 («ЗАО») Игорь Костюник. - Пилотный запуск продукта начался в прошлом году, в апреле 2009 года мы распространили лизинг на большинство регионов нашей сети. Сегодня Банк ВТБ24 предлагает две программы: «Лизинг-Стандарт» и «Лизинг-Партнер», предназначенный для покупки оборудования, произведенного предприятиями-партнерами банка. Потребители наших услуг – индивидуальные предприниматели и юридические лица с объемом годовой выручки не более 90 млн. рублей, испытывающие затруднения в предмете залога либо занимающиеся налоговым планированием, учитывающим экономию расходов по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество. При этом лизинг позволяет быстро и на выгодных условиях ввести в эксплуатацию необходимое промышленное, складское и торговое оборудование, автотранспорт или спецтехнику, не отвлекая из оборота собственные ресурсы, что очень важно для субъектов малого бизнеса.
- В ситуациях, когда речь идет о пополнении и обновлении основных фондов, лизинг является достойной альтернативой банковскому кредиту, - добавляет директор Департамента маркетинга компании CARCADE Лизинг Юлия Тарасова. - Финансовая аренда – эффективная форма привлечения заемных средств, позволяющая легально сэкономить на налогах, сохранить свои оборотные средства, улучшить баланс предприятия. Все больше и больше российских компаний сегмента малого и среднего бизнеса понимают это и начинают использовать лизинговый механизм для повышения эффективности своего бизнеса.
От роста к стагнации
В течение последних «сытых» лет отечественный рынок лизинга демонстрировал интенсивный рост. Список компаний, действующих как на региональном уровне, так и в масштабах всей страны, постоянно пополнялся. Кризис расставил все на свои места и напомнил игрокам, что ключевая компетенция лизинговой компании, как кредитной организации, заключается в управлении рисками.
- Мы были свидетелям того, как лизингодатели, увлекшиеся погоней за оборотом и увеличением своей доли, в результате оказались неспособными к существованию и были вынуждены покинуть рынок, - рассказывает Юлия Тарасова.
Среди проблем лизингового бизнеса в условиях кризиса сегодня можно выделить два ключевых направления. Первое - сложности с фондированием лизинговых компаний для осуществления текущих проектов (мелкие и средние банки оказались не в состоянии предоставить кредит по уже ранее открытым кредитным линиям из-за проблем с ликвидностью). Между тем, сумма типовой лизинговой сделки составляет около двух млн. рублей.
- Позиция банков стала жестче, сегодня они очень неохотно идут на кредитование лизинговых компаний, соответственно, мы значительно сократили объемы финансирования клиентов, - подчеркивает руководитель ульяновского филиала Межрегиональной лизинговой компании «СФГ Лизинг» Сергей Семикозов.
Второй блок проблем - увеличение роста неплатежей лизингополучателей, дебиторская задолженность (от этого показателя во многом зависит надежность и стабильность компании) и ухудшение финансового положения потенциальных клиентов.
- Ситуация напоминает замкнутый круг, - говорит Сергей Семикозов. – С одной стороны, спрос на лизинговые услуги за последнее время повысился в связи с тем, что предприниматели в большинстве своем оказались «отрезаны» от традиционных банковских кредитов. Но практически во всех сегментах предпринимательской и производственной деятельности наблюдается проблема неплатежей. То есть, получается, взять предмет лизинга предприниматели и хотели бы, и мы могли бы им в этом помочь, однако в условиях кризиса они вряд ли смогут соблюдать график лизинговых платежей.
- Мы подтянули резервы, вложились в техперевооружение по полной программе, набрав техники по лизингу. Но вот, как говорится, «пришла беда, оттуда не ждали»: закупочные цены на зерно, молоко резко упали, - возмущается председатель Вешкаймского СПК «Хлебороб» Андрей Сошко. – Как в таких условиях мы будем расплачиваться с лизинговой компанией?!
- При опросе лизингополучателей критерием при решении приобретения транспортных средств через лизинг является процентная ставка, которая увеличилась, а также первоначальный лизинговый платеж, который в прошлом году был возможен от 15%, то в этом году минимум 25%, - рассказывает руководитель представительства лизинговой компании «СТОУН-XXI» Мария Исмакаева.
Лизингополучатели оказались психологически не готовы к резкому увеличению ставок на финансовую аренду, что так же сократило объем новых сделок.
- В начале апреля Сбербанк России принял решение об открытии нашей компании кредитной линии c лимитом 1 млрд. рублей сроком на четыре года, - говорит Юлия Тарасова. - В условиях экономического кризиса это свидетельствует о высокой степени доверия к нам со стороны банка. Ведь на сегодняшний день CARCADE Лизинг одна из немногих лизинговых компаний, которая не понесла существенных потерь, связанных с ухудшением платежной дисциплины клиентов и девальвацией рубля. Все полученные кредитные средства пойдут на финансирование лизинговых проектов для малого и среднего бизнеса. Поэтому в случае с нашей компанией уместнее говорить не об ужесточении условий сотрудничества (уже в новых экономических условиях), а, наоборот, о повышении доступности лизинговой услуги.
По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2008 году рынок лизинга сократился на 37%, и стагнация, увы, продолжается. Между тем, ведущие операторы, присутствующие на ульяновском рынке лизинга, смогли успешно преодолеть трудный переломный момент и быстро адаптироваться к работе в новых экономических условиях, существенно подкорректировав свои планы.
- Даже в новых условиях развитие необходимо – ведь бизнес не стоит на месте и требует поиска новых решений, - подчеркивает Юлия Тарасова. В настоящее время мы видим большой потенциал в реализации совместных проектов с дилерами автомобилей. И в докризисное время синергетический эффект, которого можно было добиться в результате совместных действий, был достаточно велик, а сегодня объединение наших усилий просто необходимо! В совместных проектах рождаются интересные, доступные и выгодные программы по приобретению автомобилей в лизинг. Например, в настоящее время благодаря сотрудничеству с поставщиками автомобилей CARCADE предлагает своим клиентам – компаниям малого и среднего бизнеса, а также ИП – лизинговую программу с удорожанием 0% «Всегда актуальный ноль», когда стоимость приобретаемого в лизинг автомобиля равна его стоимости в автосалоне.
Финаренда завтрашнего дня
Участники рынка предпочитают воздерживаться от каких-либо прогнозов, касающихся развития рынка лизинговых услуг в будущем: слишком уж высока степень неопределенности. Высказываются предположения о том, что лизинговая индустрия будет реструктурирована - произойдет процесс укрупнения, возрастет роль госкомпаний, а экспансия западных компаний сократится.
Ясно лишь одно: когда стабилизируется внешняя среда, восстановится деловая активность и денежные потоки, активизируется производственная сфера, разморозятся крупные инвестпроекты, тогда можно будет ожидать возобновление прежнего темпа роста лизингового рынка.
Дальнейшая ситуация на рынке лизинга будет зависеть также от состояния смежных рынков. Например, рынок автолизинга зависит от авторынка в целом, которому в текущем году предсказывают, по разным сценариям, сокращение от 25% до 55%.
Между тем, у бизнеса финансовой аренды есть потенциал роста и во времена нестабильности.
- С одной стороны, падение деловой активности, сворачивание компаниями своих инвестиционных проектов по модернизации и обновлению основных средств является основной преградой на пути развития рынка лизинговых услуг, с другой – снижение спроса на основные средства приводит к уменьшению их стоимости, что в свою очередь делает их более доступными для большего круга хозяйствующих субъектов, - говорит Игорь Костюник. - А реализовать заветные цели предпринимателей по оснащению своего бизнеса, не имея при этом первоначального залогового обеспечения, помогает лизинг.
Александр Долгов рассказал, что в этом году ООО «Агротехцентр» будет заниматься не только лизингом сельхозтехники, но и обслуживать другие сферы экономики - ЖКХ, дорожное строительство и лесопереработку. Но главные чаяния компании связаны с решением Правительства России, которое разрешило «Росагролизингу» производить закупки зерна в резервный фонд страны взаимозачетом по лизинговым договорам. Таким образом, сельхозпроизводители смогут рассчитаться за полученную технику урожаем-2009.
Продвижению лизинговых услуг на местном рынке, несомненно, будут способствовать и предпринимаемые Правительством Ульяновской области меры поддержки субъектов малого бизнеса в части компенсации расходов, связанных с осуществлением лизинговых платежей. Срок подачи заявок на субсидирование из областного бюджета части затрат, связанных с уплатой процентов по договорам лизинга в российских кредитных организациях, продлили до октября. В мае было подано всего четыре заявки.
Самим же некоммерческим лизинговым компаниям на помощь государства рассчитывать не приходится. В жесткой конкурентной борьбе им остается лишь совершенствовать свою работу, оперативно адаптировать лизинговые продукты для работы в новой экономической среде, органично сочетая грамотное управление рисками и достаточно агрессивную составляющую по развитию бизнеса.