Магическое имя «Венец»
«Для всякого народа и для всякой местности есть свое магическое число и свое магическое имя, вокруг которого вертится вся его история и культура».
Старый Венец — заповедное место Симбирска. Открытка начала XX века |
Так считал один из самых выдающихся симбирян — Дмитрий Петрович Ознобишин, поэт, классик переводческого искусства, знаток и собиратель фольклора народов Поволжья, общественный и зем-ский деятель.
Для Симбирска такое имя — «Венец». Неистребимое, соответствующее исторической сути и духу времени на протяжении всех 360 лет жизни города. И что не менее важно — столь любимое народом, что, невзирая на все идеологические бури ХХ века, не только не забылось, но и получило продолжение.
Так выглядел Кремль на плане 1780 года |
«Симбирск, Симбирск! Горы твои и величественная Волга не изгладятся из моей памяти. Брат, брат! Скоро ль мы на Волгу кинем радостный веселый взгляд? Скоро ль мы друзей обнимем?...»
Александр Тургенев. 10 января 1803 г. из Геттингена.
«Воображаю привольно любезнейшего брата, сидящего под окном прекрасного домика и смотрящего на величественную Волгу. Симбирские виды уступают по красоте немногим в Европе...»
Николай Карамзин. 9 июля 1825 года.
Александр Иванович Тургенев вспоминает дом, где выросли он сам и трое его братьев — Андрей, Сергей и Николай. Отчий дом стоял на Соборной площади, сегодня на его месте растут деревья между зданием филармонии и входом в городской парк. Здесь и начинается Новый Венец.
Дом, о котором упоминает Н.М. Карамзин, до конца 60-х годов ХХ века стоял на том месте, где сходятся Новый и Старый Венцы — над Завьяловским спуском к пристаням. Сегодня это место за общежитием педуниверситета, где к спуску в парк Дружбы народов выходит бульвар Пластова.
Имя «Венец» появилось давно. На всех картах Симбирска XIX века от Соборной площади (ныне Ленина) до Смоленского спуска обозначена улица Верхняя Набережная. Часть ее, от дома Тургенева до дома Карамзина, названа «Новый Венец», а продолжение — «Старый Венец».
Дом Тургенева пострадал от рокового пожара 1864 года. Но не исчез бесследно — его разобрали, а кирпич пошел на строительство здания пожарной части на улице Московской (ныне Ленина). Дом Карамзина был варварски разрушен в период подготовки к празднованию 100-летия Ленина. Ничего удивительного: еще в 1985 году вполне серьезно предлагалось обсадить памятник «дворянскому реакционному историку Карамзину» кустарником «так, чтобы над зеленой изгородью просматривалась лишь фигура музы истории Клио». Экскурсоводам предписывалось не комментировать «верноподданнические горельефы» памятника, а из путеводителей «устранить слащавые описания этих горельефов». Дом политпроса обкома КПСС тогда же издал карту Ульяновской области, где имя Ленина в названиях улиц, поселков и предприятий повторялось... 235 раз.
Посеянные зерна исторического нигилизма дают ядовитые всходы по сей день. Поэтому, ведя счет горьким утратам, придется назвать не только дом Карамзина, но и весь Старый Венец. До последних лет это был естественно сложившийся музей под открытым небом. Откроем читателю секрет, известный всем кадровым экскурсоводам. Все без исключения, даже самые официальные делегации, не говоря уж о туристах, после дежурного «прогона» по идеологизированным музеям приходили на Старый Венец. И искренне восхищались: «Какое величие, какая красота! Почему же нас сразу не привели сюда? Это полный эффект путешествия в прошлые века. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор».
Как водится, Старый Венец переименовывали в «улицу Пролетарскую». Ничего не вышло: нововведение существовало только в документах и совершенно не употреблялось жителями. Чужое имя отторгалось, но с пролетарским рвением рушить все до основания уничтожили сам Старый Венец: его застраивают коттеджами, а склон превратили в гигант-скую свалку. И начинается она прямо с того места, где стоял дом Карамзина.
«Венцы» с легкостью вытесняют все названия, навязанные сиюминутными политическими модами. Спросите, где находятся сельхоз-академия, Дворец книги, педуниверситет? Сто из ста опрошенных уверенно ответят: «На Новом Венце!». Никому в голову не придет вспоминать политизированные названия проходов между известными зданиями или искать несуществующую улицу Коммунистическую.
Старый Венец от дома Карамзина вел к Смоленскому спуску, к дому купца Карташева, где в конце XIX века город устроил «земледельческую колонию и ремесленный приют для малолетних преступников». Здесь их обучали сапожному и столярному делу. А громадный купеческий сад на склоне стал местом работы «низшей школы садоводства и огородничества». Там ребята зарабатывали себе на питание и получали начальное сельскохозяйственное образование. Этот дом цел (ныне это улица Рылеева, д. 41).
Крест за алтарем взорванного Троицкого собора обозначает место захоронения знаменитых симбирян |
Монеты и наконечники стрел найдены во рву при раскопках |
Проект Казанской проездной башни |
От дома Карташева к казармам Сурского и Сызранского резервных батальонов (ныне Ульяновский высший военный институт связи) простиралось поле. В 1913-1916 годах рядом с казармами по проекту архитектора Ф.О. Ливчака построили красивое и удобное здание больницы Красного Креста (ныне гарнизонный госпиталь). Поле от дома Карташева до госпиталя застроили уже после Великой Отечественной войны. Сегодня это самый экологически чистый и престижный жилой район города — Средний Венец.
За Средним Венцом вырос Северный Венец — район науки. Там построены комплексы Ульяновского государственного технического университета и строительного колледжа. Полюбившееся многим поколениям симбирян магическое имя напоминает: Симбирск начинался как «город на главной улице России», поэтому был обращен «лицом к Волге». Великая река — часть его бытия, его экономики. Четыре Венца Симбирска — это четыре его возраста:
- кремль на господствующей высоте над Волгой — Венец засечной черты;
- Синбирск — крепость-резидент, база Российского государства при освоении «дикого поля»;
- Симбирск — город-труженик, надежный тыл, опора державы;
- крупный промышленный и научный центр Поволжья ХХ века.
Девочки с лошадками стоят на месте рва у северной стены Кремля |
Вернемся к началу пути — на Новый Венец, к восточной границе Симбирского кремля. Казалось бы, что можно увидеть на месте, откуда 360 лет назад начиналась в нашем крае Российская государственность? И где сегодня не только от XVII, но и от XIX века не оставили ничего минувшие годы и злая воля разрушителей?
Оказывается, можно! Если подойти к истории Отечества бережно и грамотно. Член Ученой Архивной комиссии, доцент УлГУ Александр Викторович Вискалин разработал очень интересный, а главное — вполне реальный проект. Воплощение его, не нанося ущерба ни одному из существующих сооружений, позволит сделать место, откуда начинался город, по-настоящему достопримечательным.
Цель проекта — создание историко-мемориального комплекса. Он включает сооружение мемориального знака «Симбирский кремль». Это может быть информационный щит (баннер) с планом Кремля, названиями башен, видом на Кремль. Или художественно выполненный барельеф аналогичного содержания.
Мальчик стоит на месте, где проходил ров за южной стеной Кремля |
Планируется «трассировка» границ Кремля и находившихся на его территории соборов. То есть по периметру Кремля и разрушенных большевиками Николаевского и Троицкого соборов на асфальте и газонах производится обозначение границ. На асфальте очертания наносятся краской или выкладываются цветной плиткой. На газонах — декоративными насаждениями.
На месте северного рва, выявленного раскопками 2002 года, за зданием Областного художественного музея предлагается сооружение «реплики», то есть фрагмента Северной (Казанской) проездной башни и участка крепостной стены. Башню можно использовать как смотровую вышку для обзора окрестностей, а внутри разместить экспозицию, посвященную истории Симбирска и его Кремля.
А сто лет назад этот пейзаж выглядел так. Справа налево: епархиальное училище, водонапорная башня, вход во Владимирский сад |
На месте соборов проектом предусмотрена установка памятных плит или художественно выполненных часовен.
Приоритет отдается согласию — без сотрудничества церкви, делового мира, творческих сил города, музеев различного подчинения выполнить намеченное не удастся.
— Сооружение историко-мемориального комплекса «Симбирский кремль», — считает Александр Вискалин, — станет символическим актом восстановления исторической справедливости и явится подарком горожанам к юбилею 360-летия Симбирска. Проект направлен губернатору Ульяновской области. Сейчас его изучают художники и архитекторы.
Сегодня время чтить память не разрушителей, а созидателей. И для каждого, кто сочтет возможным принять участие в этом престижном проекте, найдется дело.
обсудить статью
Наталья Гауз
Фото Александра Вискалина