Малый бизнес — точка роста?
Ульяновский Год предпринимателя подытожила конференция, организованная региональным министерством промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов. Малый бизнес предстал как объект анализа, предмет заботы и... адресат рекламы.
Объект анализа
Второй десяток лет существования малого бизнеса — достаточный срок для того, чтобы изучение его развития перешло в разряд научных исследований, вылилось в темы диссертаций, стало сферой деятельности аналитических центров и целых научных институтов. А потому в числе участников декабрьской конференции значились представители Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Аналитического центра «Эксперт-Волга», аналитики и независимые эксперты в области предпринимательства.
«Смертность малого бизнеса сокращается», — успокаивали они сидящих в зале предпринимателей и рассказывали им, пережившим и дефолт, и неоднократную смену правительств, и бесконечное множество налоговых новшеств, о причинах ухода малого бизнеса «в тень», низкой кредитной активности малых предприятий и плохого взаимодействия с бизнесом крупным.
Исследователи характеризуют экономическую среду малого бизнеса как «сравнительно неустоявшуюся», а возможные траектории развития — «с высокой степенью неоднородности». Но при этом выделяют две категории предпринимателей. Одни сознательно удерживают развитие своего предприятия в определенных рамках (дабы иметь льготы, полагающиеся малому бизнесу). Другие считают, что издержки, связанные с потерей возможных льгот, не превышают потенциальных выгод от расширения деятельности. Вторые, как правило, и возглавляют предприятия-локомотивы, именно они являются «точками роста».
Официальная статистика, которая перешла от учета объемов продукции и услуг к учету оборота, позволяет говорить о положительной динамике. По России оборот малых предприятий (МП) вырос за год на 16%. Ульяновские темпы роста — в рамках общероссийских. По данным регионального департамента развития предпринимательства, в 2007 году темп роста количества МП составил 17%, численность работающих выросла на 18%, оборот МП — на 25%.
С 2005 года по октябрь 2007-го в нашей области в 2,5 раза увеличилось число малых предприятий (с 5820 до 15253) и почти вдвое — численность их персонала (с 10 человек до 19,8).
Новый федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» отнес к разряду малых предприятия численностью от 16 до 100 человек, а значит, штат сотрудников малых фирм и дальше будет расти.
Однако вице-президент «Опоры России» Вадим Сагал несколько остудил отчетное благодушие:
— Причины роста абсолютных цифр — в несовершенстве налогового законодательства. Например, обозначенный «потолок» в переходе на упрощенную систему налогообложения заставляет предприятия «тиражироваться» до бесконечности. До 80% МП так и создается. Объясним и резкий скачок числа малых фирм в 2006 году, когда все ИЧП, ведущие розничную реализацию алкоголя, вынуждены были перерегистрироваться в юрлица.
Относительные цифры далеко не так радужны, как абсолютные. Если в России малый бизнес — это 10-12% ВВП, то в странах Европы — порядка 50%, а в Японии и Южной Корее — 70-80%. Статистика не новая, но стабильная.
...за лучший инвестиционный проект |
По оценке Сагала, система поддержки предпринимательства включает в себя четыре обязательные составляющие: общеполитическая обстановка в стране; создание инфраструктуры поддержки; система обратной связи между бизнесом и властью; способ решения конкретных проблем, которые стоят перед предпринимателями в конкретном регионе.
В министерстве промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Ульяновской области главным достижением Года предпринимателя называют расставленные приоритеты и наметившуюся золотую середину в отношениях власти и бизнеса — от недоверия к сотрудничеству.
Региональная программа поддержки предпринимательства расписана до 2010 года. Основной целью областного закона о развитии МП провозглашено создание благоприятных условий для такого развития. По словам министра промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов региона Вильдана Зиннурова, в 2007 году на реализацию программы развития МП в Ульяновской области выделено 10 млн. рублей. Кроме того, подписан ряд договоров с минэкономразвития и торговли РФ на софинансирование мероприятий программы в объеме свыше 16 млн. рублей. В следующем году финансирование развития МП составит около 30 млн. рублей.
В минувшем году 700 тыс. рублей пошло на компенсацию части процентной ставки банковских кредитов. Объем же кредитов, полученных МП в рамках программы поддержки, составил 32 млн. рублей.
Ульяновский малый бизнес становится «выездным»: в региональную программу поддержки входит содействие участию в выставочной деятельности. В минувшем году малые предприятия Ульяновской области участвовали в Днях малого и среднего бизнеса в Москве, а объем бюджетных субсидий на компенсацию аренды выставочных площадей за рубежом составил 261 тыс. рублей. Финансово поддерживалась сертификация экспортоориентированных производств. А главной задачей созданного в 2007 году областного технопарка объявлено содействие в коммерциализации научных разработок.
В числе удачных проектов директор департамента поддержки предпринимательства Олег Гуляев называет создание молодежного модельного предприятия (услугами димитровградского Центра информационно-правовой поддержки предпринимательства «Навигатор» пользуются предприниматели Мелекесского, Новомалыклинского, Чердаклинского, Старомайнского районов) и информационную поддержку МП (совместный проект департамента и консалтинговой компании «Развитие» включал пять бесплатных семинаров-тренингов по управлению персоналом, стресс-менеджменту, финансовым технологиям, налогообложению). Обещано, что в течение первого полугодия 2008 года центры информационно-правовой поддержки будут открыты в Новоульяновске, Ишеевке, Майне, Инзе, Новоспасском, Николаевке, Павловке.
... за поддержку предпринимательства |
Сегодняшний малый бизнес представляет огромный интерес для структур, оказывающих финансовые, консалтинговые, юридические услуги. Ульяновский сектор b2b серьезно растет, а потому число «рекламных» выступлений на конференции было велико как никогда.
«Под какой процент выдаете кредиты?» Таким вопросом из зала заканчивалась каждая презентация банковских программ для малого бизнеса. Ответ с трибуны, как правило, вызывал разочарованный гул. Однако динамика последних лет позволяет утверждать, что растущий спрос на банковские услуги рождает множество интересных предложений, действительно выгодных для МП. Все более востребованными становятся и услуги аутсорсинга.
Особый интерес вызвало выступление замдиректора департамента инвестиций министерства инвестиций и внешних связей Ульяновской области Александра Смекалина. Рассказывал он о том, как малому бизнесу занять нишу, которая создается с приходом в регион крупных инвесторов.
Практически все крупные инвесторы отдают на аутсорсинг малым предприятиям охрану объектов, клининговые услуги (уборка, химчистка и т.д.), услуги курьерской службы, организацию центров питания. Часто МП занимаются упаковкой продукции и поставкой упаковочного материала, транспортировкой сотрудников новых крупных компаний. Так, MARS и «Сабмиллер» дали толчок к дополнительному развитию грузоперевозок. Растет спрос на услуги кадровых агентств по оперативному подбору персонала.
Не все МП еще знают, что в каждом муниципалитете существует орган, отвечающий за поддержку инвестиционных проектов — не только крупных и не только иногородних. Так что и здесь существует потенциальная «точка роста». Впрочем, способность малого бизнеса выступать в роли инвестора зафиксирована статистикой. Вот показательная цифра: процентная доля МП в объеме инвестиций региона выросла с 5,5% в 2005 году до 14,4% в 2007-м. А налогов в консолидированный бюджет Ульянов-ской области малый бизнес внес в 2007 году 876,5 млн. рублей (сравните с 412,5 млн. в 2004-м).
... за «Золотой чек» |
— Существующие проблемы закаляют малый бизнес, придают тонус, заставляют искать нестандартные ходы, — считает Олег Гуляев.
По его оценке, если у крупного бизнеса зачастую складываются «эксклюзивные» отношения с властью, то у малого предпринимательства эти отношения публичные. Формат публичности — всевозможные общественные объединения, консультативные и экспертные советы.
Однако представители предпринимательского сообщества более осторожны в оценках.
— Есть объединения мобилизационного характера, объединения клубного характера — а системы нет, — говорит глава Ульяновского объединения работодателей «Наш город» Виктор Сидоренко. — По России охвачены общественными объединениями всего около 15% предпринимателей. Место общественных объединений находится на периферии госстроительства.
Ни в одном законе о развитии предпринимательства не оговариваются формы сотрудничества с властью. Если в Казахстане, например, законодательно закреплено, что все нормативные акты должны проходить через экспертные советы предпринимателей, то в России это так и остается благим пожеланием.
Подобную практику реализуют лишь в отдельных регионах. Так, в Татарстане и Московской области малый бизнес действительно контролирует нормативную базу: закон, не одобренный экспертным советом, направляется на доработку или отклоняется вообще.
Наверное, когда предпринимательский совет станет обязательным элементом в структуре принятия решений и в Ульяновской области, можно будет всерьез говорить о сложившейся системе отношений бизнеса и власти.
А завершило конференцию награждение победителей конкурса, проведенного в рамках Года предпринимателя. Лучшим малым предприятием года признано ООО «Гранит» из Николаевского района, лучшим предпринимателем года — Владимир Маенков из Инзенского района, лучшим молодым предпринимателем области — Дмитрий Двойнов (ООО «Дебют» из Цильнинского района). Лучшим инвестиционным проектом малого бизнеса назван проект ООО «Большеключищинский рыбхоз» Ульяновского района. В номинации «Золотой чек» победителем стала индивидуальный предприниматель Светлана Манасыпова из Ульяновска.
обсудить статью