Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Малый бизнес: не климатит?

Что нужно для успешного бизнеса? Удачно выбранная ниша, востребованный продукт, стабильные финансовые ресурсы, проверенные временем партнеры. А еще - приемлемые внешние условия.

 

В марте Российская экономическая школа (РЭШ) опубликовала результаты измерения условий ведения бизнеса в десяти российских регионах. Опросив представителей различных групп предпринимателей в Воронежской, Иркутской, Калужской, Ростовской, Томской и Тверской областях, Пермском крае, Татарстане, Москве и Санкт-Петербурге, РЭШ составила бизнес-профиль этих территорий.

Ульяновская область, не попавшая в «опросник десяти», решила исследовать свой бизнес-климат собственными силами. По методике РЭШ условия для бизнеса в регионе померило ОГУ «Аналитика». А затем сопоставило данные своего исследования с тем, что провела РЭШ. Результаты появились в августе. И заставляют задуматься.

На первый взгляд, все неплохо. Ульяновский бизнес-профиль близок к средним показателям по десяти регионам, обследованным РЭШ. По ряду позиций мы выглядим даже благополучнее других. Лучше с ощущением политической стабильности, меньше проблем с коррупцией, значительно меньше времени уходит на выполнение требований госрегулирования (в том числе, на встречи с представителями налоговых служб). Во всяком случае, так заявляют участники опроса. Лишь 3% респондентов «Аналитики» назвали политическую нестабильность основной проблемой при ведении бизнеса. По России это 9%. Индекс коррупции как сдерживающего фактора для развития бизнеса в Ульяновской области равен 5% при среднероссийских 18%.

Но серьезнее, чем в среднем по стране, у нас проблемы с инфраструктурой и теневым сектором. Проблемы с электроэнергетикой и транспортом назвали главной помехой развития предпринимательства в Ульяновской области около 10% опрошенных (по России таких только 2%). И если в среднем по стране  высокий уровень конкуренции и теневого сектора экономики считают помехой для своего бизнеса 8% предпринимателей, то в Ульяновской области - 12%.

Едва ли эти цифры явились откровением для власти, энергетиков или самого бизнеса. Но дальше начинаются любопытные вещи.

Минэкономики региона отмечает: «Несмотря на то, что никто из опрошенных не назвал преступность условием, наиболее сильно влияющим на деятельность бизнеса (в рейтинге наиболее актуальных эта проблема на последнем 15-м месте), потери от преступной деятельности в Ульяновской области выше, чем по стране. По результатам опроса, ульяновские предприятия теряют из-за преступных действий (краж, грабежа, вандализма, поджогов) 3,6% выручки. Это в пять раз выше, чем в среднем по РФ (0,7%) и в девять раз больше, чем у лидера исследования, Татарстана (0,4%).

Высокие потери от преступности влекут за собой высокие расходы
на безопасность - более 5,5% от выручки. Это в три раза больше, чем в среднем по России (1,81%). Суммарные потери предприятий региона от преступности и расходов на безопасность составляют порядка 9,2% от выручки. Это превышает средний уровень рентабельности предприятий по Ульяновской области (по итогам 2010 года она составила 8,4%). Таким образом, объем потерь бизнеса из-за преступности превышает доход от продаж».

И далее: «Тот факт, что никто из опрошенных не отметил преступность в качестве основного негативного фактора, является признаком того, что данная ситуация воспринимается ульяновским бизнесом как нормальная».

Не слишком ропщут предприниматели и на длительность получения всевозможных лицензий и разрешений. Как основную проблему для своего дела это отметили меньше участников исследования, чем в среднем по десяти регионам, изученным РЭШ. И это притом, что сроки выдачи разрешительной документации в Ульяновской области  превосходят среднероссийские. На получение разрешения на строительство, например, уходит 114 дней (в среднем по стране -  105, а в лидирующем по этому показателю Татарстане - 84 дня).

И вот еще один вывод Минэкономики: «Имея в виду низкую долю молодых предприятий в регионе, можно предположить, что в области имеются определенные проблемы, препятствующие вхождению в бизнес и затрудняющие проявление предпринимательской инициативы».

В качестве таких барьеров министерство, курирующее развитие малого бизнеса, называет  трудности продвижения на рынок (низкий уровень спроса, сформировавшийся рынок
со стороны предложения, когда большая часть сегментов рынка поделена между определенными игроками, защищающими свои ниши различными,
в том числе нерыночными методами) и высокий уровень криминальных, неправовых действий, с которыми приходится сталкиваться начинающим предпринимателям. Подобная ситуация ведет к низким темпам обновления бизнес-среды и отсутствию мотивации к внедрению инноваций, подытоживает министерство.

Ну как тут не порассуждать о климатических особенностях и пристрастиях! И о том, что ощущение климата - субъективно. Если для одних жара - невыносимая пытка, то для других - комфортная среда обитания. И если одни не переносят мороз, то другие с наслаждением «моржуют». То же, похоже, и с бизнес-климатом. Только там, где выжженная земля, растут кактусы, в умеренных широтах - березки и осинки, а вечнозеленые хвойные справляются и с жарой, и с холодом.А в искусственно созданных парниках нежатся растения плодовитые, но приспособленные лишь к тепличным условиям.

Людмила Ильина

9556
comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: