Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Малый бизнес в Год предпринимателя

2007 год в Ульяновской области объявили Годом предпринимателя. Сделала это власть. И пообещала, в первую очередь, обеспечить условия для развития малого предпринимательства в регионе.


Уровень комфортности

Предпринимателю для нормальной деятельности нужно, в принципе, не так уж и много. Четкие законы, единые для всех и каждого. Равный доступ к ресурсам. Правовая защищенность. Однако, несмотря на двадцатилетнюю историю современного российского предпринимательства, до сих пор приходится говорить о сдерживающих факторах и необходимых мерах поддержки.
Но и факторы, и меры в разных регионах оказываются разными. И здесь уже речь о создании благоприятного предпринимательского климата, а с ним — и о ранжировании регионов по этим «климатическим» критериям. Причем если рейтинг инвестиционной привлекательности регионов ведется далеко не первый год, то к изучению региональной конкурентной среды для развития малого предпринимательства деловое сообщество еще только начинает привыкать.
Идея подобных рейтингов принадлежит «ОПОРЕ России». В первые же годы своего рождения эта всероссийская общественная организация малого бизнеса пообещала посчитать всех «строителей» административных барьеров и рассказать стране, в каких регионах «зажимают» малый бизнес особенно старательно. В 2005 году «ОПОРА» составила рейтинг регионов по уровню комфортности для развития малого предпринимательства.
В 2006 году к этому исследованию подключился Всероссийский центр изучения общественного мнения, придав ему ВЦИОМовский масштаб и размах. Исследование «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России» затронуло 5,9 тысячи руководителей предприятий малого бизнеса 75 российских регионов. В итоге было выявлено четыре уровня качества региональной конкурентной среды, а все регионы разместились по четырем «зонам благоприятности».


Согласно рейтингу «ОПОРЫ России», Ульяновская область находится в зоне «неиспользованных возможностей» для развития малого бизнеса

По оценке «ОПОРЫ», предпринимательскую среду в регионах формируют несколько факторов:
существующие меры поддержки предпринимательства и политика местных властей относительно малого бизнеса;
правовая защищенность предпринимателей (в первую очередь, их готовность защищать свои интересы в суде, даже если оппонентом выступают властные или контролирующие органы);
безопасность предпринимательской деятельности (включая злоупотребления со стороны местных властей, контрольно-надзорных органов, МВД);
доступность имущественных ресурсов, банковского и небанковского финансирования;
качество конкурентной среды (открытость или закрытость отдельных отраслей региона, наличие преференций со стороны власти, взаимодействие с крупными компаниями).
Ответы почти 6 тысяч предпринимателей позволили рассчитать в каждом регионе нагрузку по всем факторам, определяющим условия предпринимательской деятельности, и провести сравнительный анализ субъектов РФ. В итоге выявилось четыре группы регионов:
устойчивого развития;
неиспользованных возможностей;
неустойчивого благополучия малого бизнеса;
депрессивные.
В зоне «устойчивого развития» оказались 18 субъектов РФ (в том числе Самарская, Белгородская, Тюменская, Ленинградская, Астраханская области). В зоне «неиспользованных возможностей» — 22 (среди них Ульяновская, Пензенская, Саратовская области, Чувашия, Марий Эл). В числе субъектов «зоны неустойчивого благополучия» — Ростовская, Московская области, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский края, Башкирия. К депрессивным с точки зрения предпринимательского климата отнесли, в частности, Владимирскую, Ивановскую, Оренбургскую области, Приморский и Хабаровский края.


Поле деятельности

Казалось бы, неиспользованные возможности лучше, чем депрессивность (когда и условия, и факторы развития бизнеса сами предприниматели оценивают очень невысоко). В условиях неиспользованных возможностей региональным и местным властям есть где продемонстрировать свое стремление поддержать предпринимательство.
Министр промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Ульяновской области Вильдан Зиннуров сформулировал основные направления деятельности власти и бизнеса для «кардинального изменения ситуации в развитии малого предпринимательства в Ульяновской области» следующим образом:
1. Ускорение темпов реализации программ государственной поддержки предпринимательства.
2. Ресурсное обеспечение субъектов малого бизнеса, отказ от двойных стандартов при решении любых вопросов развития бизнеса.
3. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малого бизнеса и выход предпринимателей «из тени».
4. Консолидация усилий власти и бизнеса при реализации социальных программ.
5. Сосредоточение усилий по развитию инновационного и высокотехнологичного производства на малых предприятиях.
6. Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий на основе рыночных механизмов.
7. Решение амбициозных задач по продвижению продукции малых предприятий на международный рынок.
В рамках Года предпринимателя намечено (и уже проведено) множество мероприятий — от создания регионального центра субконтрактации, открытия бизнес-инкубатора и субсидирования за-трат экспортно ориентированных субъектов малого предпринимательства до проведения целого ряда вставок, конференций, конкурсов. В декабре будут названы лучшее малое предприятие года, лучший предприниматель, ремесленник, инвестиционный проект малого бизнеса, лучший молодой предприниматель области.
А в Ульяновске разработали специальную комплексную программу «2007 год — Год предпринимателя». По словам председателя комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей мэрии Ульяновска Надежды Жуковой, город видит свою задачу в повышении правовой культуры малого бизнеса и проведении информационно-разъяснительных мероприятий. Разработана и распространена бесплатно «Памятка предпринимателя» — сборник нормативно-правовых материалов. На сайте мэрии размещены нормативные акты и инструктивные письма. Регулярно проводятся бесплатные семинары для СМП по налогообложению и трудовому законодательству. Бесплатные семинары, подчеркивают в комитете. Наверное, это важно.
Как важны и пиар-мероприятия, направленные на привлечение общественного внимания к теме предпринимательства. Не случайно одной из целей Года называлось изменение общественного мнения в пользу современного законопослушного отечественного предпринимательства.
Но пиар пиаром, а что делается в действительности? Год предпринимателя, как помнится, начался с резкого скачка цен на электроэнергию для малых предприятий (устанавливает эти цены комитет, подведомственный областному правительству). Затем последовала череда приватизационных сделок в Ульяновске, когда в выигрыше оказался бизнес не из разряда малого. Предпринятое городской властью упорядочение деятельности торговых киосков тоже во многом не устроило «малышей». Летом Городская Дума вновь подняла ставки арендной платы на муниципальное имущество...
Еще было узаконивание деятельности розничных рынков, подготовка областного закона «О ремесленной деятельности» и принятие регионального кодекса об административных правонарушениях; внесение изменений в Положение по единому налогу на вмененный доход и в целевую программу «Развитие земельных отношений в 2006-2008 годах в городе Ульяновске».
Так уж совпало, что принятие федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» тоже пришлось на ульяновский Год предпринимателя. Как скажется новый закон на развитии малого бизнеса в регионе, станет ясно с принятием многих подзаконных актов.
А высказаться об итогах года ульяновские предприниматели смогут в декабре, в рамках конференции «Малый бизнес — точка роста экономики регионов».
Там будет идти речь и об административном ресурсе, и о реалиях экономики, и о политической расстановке сил. А мы остановимся пока на деньгах. Ведь какой без них бизнес?


Надежный банк для надежного заемщика

Любое развитие требует денежных вложений. А потому спрос малого бизнеса на банковские кредиты постоянно растет. Он рождает все больше предложений со стороны банков и... во многом остается неудовлетворенным.
Проблемы здесь — двусторонние. Понятно, что для кредитных учреждений малый предприниматель — клиент рисковый. «Несмотря на то, что малый и средний бизнес в России имеет историю двадцатилетнего развития, по статистике, значительная часть этих предприятий не переживает рубеж трех лет. То есть малые предприятия молоды и, как правило, не могут представить обеспечение по кредиту», — замечают банкиры на Интернет-форумах, посвященных кредитованию малого бизнеса.
И это — причина из причин. Малый предприниматель, как правило, вынужден арендовать помещения под свои магазины, парикмахерские, мини-кафе. А потому недвижимости, охотно принимаемой банками в качестве залога, у него просто нет. Нет и кредитной истории, которая во многом упрощает взаимодействие с кредиторами. Часто — отсутствуют навыки написания бизнес-планов, под которые так хочется получить заемные средства. Да и с прозрачностью финансовой деятельности у многих еще далеко не все гладко. А бизнес «в тумане» — это не для банков.
Высокие риски вынуждают банки предъявлять строгие требования к СМП. Или — подстраховываться. Многие, дабы расширить круг клиентов, разрабатывают кредитные программы с завышенными процентами, заведомо покрывающими риски. Широко известны системы экспресс-микрокредитов, где уровень требований к заемщику снижен за счет повышенной ставки и дополнительных комиссий.
Другим шагом навстречу предпринимателям становятся, по сути, консалтинговые услуги банков. Когда кредитное учреждение берет на себя финансовый анализ бизнеса потенциального заемщика, приводит отчетность потенциальных клиентов в удобочитаемый для банков формат. Или даже составляет под конкретный проект бизнес-план, соответствующий всем канонам делового документооборота.
Как бы то ни было, объемы кредитования малого бизнеса в последние два-три года действительно растут. Агентство «Росбизнесконсалтинг» называет серьезную цифру — 1,1 трл. рублей. Таков, по данным агентства, объем кредитов, выданных за первое полугодие 2007 года малому и среднему бизнесу.
В бесспорных лидерах по объемам выданных кредитов — Сбербанк. По данным РБК, в первом полугодии текущего года объем кредитов, выданных СМП Сбербанком, составил 457,8 млрд. рублей (рост к аналогичному периоду прошлого года — 28,5%). В пятерку лидеров входят банки «Уралсиб» (89,6 млрд. рублей), «Возрождение» (49,1 млрд.), Юниаструм Банк (17,5 млрд.), ВТБ 24 (16,8 млрд.).
Если три года назад лишь 30% российских банков предлагали ссуды для малого бизнеса, то ныне — более половины. Большинство банков, ведущих свой бизнес в Ульяновской области, также имеют что предложить малым предпринимателям. Понятно, что любого кредитора интересует сумма возможного кредита, условия его выдачи и погашения.
Рассмотрим для примера пять банков: местный ОАО ГБ «Симбирск»; специализирующийся на малом бизнесе АКБ «РосЕвроБанк»; лидирующий в кредитовании СМП Сбербанк России; ЗАО «ФорусБанк» и НБ «Траст».
«РосЕвроБанк» предлагает малому бизнесу займы на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, автотранспорта, недвижимости — от 150 тыс. рублей до 14 млн., сроком до трех лет, процентные ставки — «в зависимости от финансового состояния заемщика, срока кредита, цели кредитования и обеспечения». ГБ «Симбирск» предоставляет СМП «денежные средства для развития бизнеса». До 3 млн. рублей, сроком до трех лет, от 18 до 20% годовых.
«ФорусБанк» предлагает экспресс-кредиты, на развитие бизнеса, автокредиты, ипотеку. До 7 млн. рублей, до трех лет, от 13 до 28% годовых.
НБ «Траст» имеет несколько программ для СМП. Целевое назначение — пополнение оборотных средств, инвестиции, потребительские нужды. Сумма микрокредитов — от 150 тыс. до 850 тыс. рублей (без залога) и до 1,5 млн. рублей (с залогом). Без залога — до 12 месяцев, 19% годовых, с залогом — до 36 месяцев, 18%. Смолл и медиум-кредиты — от 1500001 рубля до 30 млн. рублей. Сроком до 60 месяцев, от 11,5 до 16% годовых.
Сбербанк отмечает, что сумма кредита определяется, исходя из финансовых возможностей клиента и суммы его годовой выручки. Первая программа — на пополнение оборотных средств, на выплату заработной платы. Вторая — на приобретение объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования, ремонт помещений. Соответственно, срок может быть до 1,5 и до 7 лет. Под 12-15% годовых.
Обеспечение практически у всех — товары в обороте, автотранспорт, оборудование, недвижимость, поручительство руководителя, учредителей. Сбербанк в рамках первой программы требует залог имущества (не менее 25% от суммы кредита), поручительство владельцев и членов их семей, в рамках второй — без обеспечения, до 500 тыс. рублей сроком до одного года.


По данным РБК, в первом полугодии 2007 года в пятерку лидеров по объемам кредитов, выданных малому бизнесу, входят Сбербанк России, «Уралсиб», «Возрождение», Юниаструм Банк, ВТБ 24

Важен ли для получения кредита объем выручки заемщика? «Рассматривается индивидуально», — говорит «РосЕвроБанк». «Не имеет значения», — ГБ «Симбирск». «Достаточный для погашения кредита с процентами», — «ФорусБанк». «Не более 55 млн. рублей», — Сбербанк.
ГБ «Симбирск» обещает рассмотреть заявку за один день; «ФорусБанк» — от одного до семи дней; «ТрастБанк» — до трех дней для микрокредита и от трех до семи рабочих дней — для медиум-кредита; «РосЕвроБанк» — «до пяти рабочих дней при наличии полного пакета документов»; Сбербанк — пять-восемь дней (при полном пакете документов).
Но ни один из этих пяти банков не рискнет выдать кредит открывающемуся предприятию. Минимальный требуемый срок ведения бизнеса — от трех месяцев, максимальный — от 12 месяцев...
Пример рассмотренных банков показывает, что малому бизнесу, нуждающемуся в заемных средствах, выбрать есть из чего. Но условия выбора заданы жестко. Кстати говоря, как показывают опросы, сами предприниматели приемлемой для себя планкой кредитования считают уровень в 12-13%. И по-прежнему очень рассчитывают на помощь в кредитовании. Иногда — коллег-предпринимателей, чаще — региональных властей.
Каждый же регион пытается решить эту проблему по-своему — от создания кредитных кооперативов до компенсации части процентных ставок за счет средств регионального бюджета. Идеей создания кредитного кооператива в Кузоватовском районе на заседании круглого стола «ДО» делился генеральный директор НП «Центр содействия развитию предпринимательства» Рамиль Таиров (см. «ДО», №3, 2007 г.). А строка «Компенсация части процентных ставок банковских кредитов предприятиям малого бизнеса» в бюджет Ульяновской области закладывается не первый год. Однако реального финансового подкрепления она так и не получила. Всегда находятся нужды, кажущиеся депутатам куда более значимыми, чем бюджетная помощь бизнесу. Пусть и малому.
В последнее время все более популярной становится система кредитных гарантий, которые могут выдавать малому бизнесу специальные региональные фонды. Это один из наиболее реальных путей снижения рисков для кредиторов, а значит, повышения доступности кредита для малого бизнеса. Специальные фонды (где-то это фонды поддержки предпринимательства, где-то — залоговые фонды или АО со стопроцентным государственным капиталом) могли бы выступать поручителями по предоставлению кредитов для предприятий малого и среднего бизнеса. Эту идею одобрил даже Центробанк.
Суть подхода очень проста: бюджетных средств на развитие предпринимательства у регионов всегда будет недоставать, но «изыскать резерв» на гарантии банкам при желании можно. Подобные бюджетные гарантии снимут у банков недоверие к кредитоспособности малых заемщиков и решат проблему залога. По такому пути идут в Белгородской области, Татарстане и ряде других регионов. А что Ульяновск?


Залоговая база от ОАО «Развитие»

Стоит малому предприятию обратиться за кредитами в банк, как все упирается в залоговую базу (вернее, в ее дефицит). Даже федеральные средства, адресуемые области на поддержку предпринимательства, бизнес использовать не в состоянии. Хотя опыт других регионов подсказывает, как взять эти деньги, чтобы они работали на развитие ульяновской экономики. К примеру, в Белгородской области на развитие малого бизнеса уже в 2004 году смогли направить 350 млн. рублей, в 2006 году — 450 млн., в 2007 — 700 млн.
Наконец-то и в нашем регионе этот вопрос готовы разрешить, создав ОАО «Развитие» (уставный капитал на 100% принадлежит правительству Ульяновской области). Чтобы придать обороты бесспорно полезному проекту, надо было передать в «новорожденное» «Развитие» реальные активы. И уже их можно (при посредничестве ОАО) использовать, когда надо поддержать кредитами тот или иной инвестиционный проект, представленный предпринимателями и прошедший конкурсный отбор. Однако проблема оказалась настолько серьезной, что ее, перед тем как вынести принятый в первом чтении законопроект на окончательное утверждение в областной парламент, по инициативе комитета Законодательного Собрания по бюджету, экономике, налогам и предпринимательству рассмотрели на внеочередном расширенном заседании общественно-консультационного совета по развитию предпринимательства Ульяновской области.
Директор департамента развития предпринимательства аппарата Правительства Ульяновской области Олег Гуляев подробно рассказал о формировании предложенного механизма государственной финансовой поддержки. Учитывая скудность регионального бюджета, надо было четко определиться, что из собственности субъекта Федерации можно внести в уставный капитал «Развития», а затем принять соответствующий областной закон.
Как выяснилось, уставный капитал «Развития» могли бы пополнить пакеты акций шести предприятий (ремонтно-технических, снабженческих, хлебоприемных и др.), принадлежащие области, но не пользующиеся спросом на аукционах. Номинальная стоимость всех ценных бумаг — около 12 млн. рублей. Предложили эти акции один раз, предложили вторично, а они остались нереализованными.
И пользы особой не приносят, и потенциальными инвесторами не востребованы. Но зато в качестве залога для получения банковского кредита и эти пакеты акций могли бы поработать на благо развивающегося бизнеса. За использование залогового обеспечения берется 1,5-5%. Вроде бы не слишком много по сравнению с кабальными условиями «черного» финансового рынка, где крутятся капиталы порой полукриминального происхождения.
Свое мнение высказали представители кредитных организаций. Заместитель управляющего Ульяновского отделения Сбербанка России Татьяна Черечеча не отвергает предложенный вариант. Однако считает, что необходимо провести экспертизу ценных бумаг, которые могли бы приниматься в качестве залогового обеспечения кредитов.
Менее осторожным оказался управляющий Ульяновского отделения «РусьБанк» Михаил Федотов: он готов к конструктивной совместной работе. А главный аргумент в пользу такого варианта — достаточно большой процент своевременного возврата кредитов предпринимателями. Как считают аналитики финансового рынка, невозврат кредитов малым бизнесом по стране равен всего 1-2%. Разве эти показатели сравнишь с невозвратом по потребительским кредитам, достигающим 30-40%! И все же банки продолжают работать на очень рискованном «потребительском» направлении, а к кредитованию малого бизнеса подходят с изрядной долей опасения.
По ходу обсуждения возникли, так сказать, «сопутствующие» вопросы. К примеру, почему такие огромные деньги запрашивают консультирующие фирмы за подготовку бизнес-проектов и иной документации, без которой также в банк ходить не стоит? Да, когда будет в области свой бизнес-
инкубатор, подобный сервис предоставят предпринимателям совершенно бесплатно. Но почему банки проявляют не слишком серьезную заинтересованность в обороте своих капиталов?
Впрочем, и сам ульяновский бизнес по-прежнему выглядит в данной ситуации сторонним наблюдателем.
В Волгограде, например, мэрия попросила крупный бизнес создать залоговый фонд, чтобы помочь предпринимателям решить вопрос выкупа арендуемых муниципальных помещений. Известно, что банки слишком высоко оценивают свой риск, кредитуя выкуп недвижимости. А создание залогового фонда путем кооперации возможностей крупного и среднего бизнеса позволило бы решить проблему страхования рисков. Гарантом возврата банку таких кредитов выступит создаваемый залоговый фонд примерно в 15 млн. рублей.
В Ульяновске о подобных вариантах никто пока и не рассуждает. Даже большинство приглашенных на слушания депутатов ЗСО в зале областного парламента так и не появились. Да и предприниматели не проявили активности. Но от этого острота развернувшейся дискуссии ничуть не угасла. А интерес к теме тем более возрос после того, как законопроект «прокатили» во втором чтении депутаты, решившие проигнорировать процедуру голосования.


Проблема кредитования малого бизнеса – это еще и проблема менталитета. Мы боимся, что кредитование даст людям слишком много свободы и самостоятельности…

Сегодня многие наблюдатели высказывают мнение, что проблема кредитования малого бизнеса — это еще и проблема менталитета.
— Мы боимся, что кредитование даст людям слишком много свободы и самостоятельности, — заявил РБК президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — Мы кричим о создании среднего класса, предпринимательства, но средний класс не вырастет на распределительной экономике. На распределительной экономике растут криминал, олигархи и иждивенцы. Кредитная экономика создает совсем другие условия. Она инициирует творчество, независимость, самостоятельность, эффективный риск. У нее есть свои недостатки, но иного пути развития российского предпринимательства я не вижу.


И, конечно же, — о налогах

В течение Года предпринимателя малый бизнес получил ряд налоговых изменений, большинство из которых вступят в силу в 2008 году. Что нового ожидает бизнес, как малый, так и крупный, в части налогов?
Поощрят инвесторов...

С 1 января 2008 года инвесторам в Ульяновской области снизят ставки налога на прибыль в соответствии с принятым законом Ульяновской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков».
Пониженная ставка налога (13,5%) будет устанавливаться для организаций, реализующих в регионе приоритетные инвестиционные проекты, и зарегистрированных в качестве налогоплательщика на территории региона. Льгота действует в течение срока фактической окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренных проектом, но не более пяти лет. Цель новшества — стимулирование инвесторов и увеличение налогооблагаемой базы за счет новых крупных и средних промышленных предприятий. Кроме того, снижение налога более выгодно предприятиям, работающим в отраслях с высокой нормой прибыли (то есть высокоэффективным).

...и поддержат предпринимательство
Благодаря областной целевой программе развития малого предпринимательства его постоянная поддержка подкрепляется бюджетными ассигнованиями.
В региональном бюджете на 2008 год на эти цели предусмотрено 12 млн. рублей. Основная часть этих средств будет направлена на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным малым бизнесом. Намечены информационное и методическое содействие (запланирован выпуск учебно-практических пособий и сборников нормативных материалов), а также проведение семинаров для начинающих предпринимателей.

Ниже налог — полнее казна
Снижение с 2,2% до 0,95% ставки налога на имущество организаций авиационной промышленности, действующих на территории нашего региона, приведет к значительному росту поступлений в областной бюджет.
Такова идеология изменений, внесенных ЗСО в закон «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области». Только ЗАО «Авиастар-СП» сэкономит за год свыше 31 млн. рублей, которые будут направлены на социальные программы, связанные с привлечением кадров и адаптацией молодых специалистов. Причем выпадающие доходы областного бюджета с лихвой компенсируются приростом налога на доходы физических лиц.

Все в одном законе
Отныне лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции в нашем регионе будет осуществляться согласно соответствующему областному закону. Новый нормативный акт заменил сразу пять прежних постановлений Правительства области: от определения порядка выдачи лицензий на розничную торговлю, их срока действия, лицензионных требований и условий до контрольных процедур, оснований и порядка приостановления, возобновления и аннулирования лицензий.

Дело Грефа переживет?
При смене Правительства РФ оставил свой пост глава Минэкономразвития Герман Греф. Но и в ранге и.о. министра он запомнился громкими заявлениями в пользу предпринимателей. Предприятия малого бизнеса получат «талисман» от частых проверок. Минэкономразвития согласовало в МВД поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), которые лишают милицию права проводить множество видов проверок на предприятиях малого бизнеса. Поправки лежали три года и теперь вряд ли будут приняты ранее 2008 года.
Из-под опеки милиции хотят вывести контрольно-надзорные функции по соблюдению санитарных правил, правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров, бывших в употреблении (это мобильные телефоны, одежда и обувь секонд-хэнд), мелкой бытовой техники, парфюмерии и косметики, животных и растений, агрохимикатов, стройматериалов и др. Милиционеры перестанут проводить сомнительные «контрольные закупки».
ККМ — не для вмененного дохода: в этом был убежден Герман Греф. И полагал, что новое правительство разрешит плательщикам единого налога на вмененный доход не использовать контрольно-кассовые машины. Это позволит предпринимателям экономить до $10 тыс., затрачиваемых на покупку кассового аппарата и программного обеспечения. Причем разрешение работать без ККМ — принципиальный вопрос, связанный больше с выполнением обещаний, которые власть имущие давали бизнесу не раз.
Плата за подключение к электрическим сетям чрезмерно высока для предпринимателей. Так что решается вопрос о предоставлении для этого субсидий из федерального бюджета. А компаниям, которые уже подключились к сетям, могут позволить продавать «излишки» мощностей на рынке. Впрочем, по признанию Грефа, пока этот вопрос окончательно не решен.
По задумке Минэкономразвития и торговли, торговля уступит позиции сервису. Намечено изменить структуру занятости. Предполагается до 2020 года сократить вдвое число занятых в торговле (до 25%). Но это должно происходить не за счет вытеснения малых предприятий из сферы торговли, а благодаря росту производства добавленной стоимости в других секторах. Доля занятых в сфере услуг (без торговли) должна вырасти к 2020 году с 15% до 30%, в наукоемких сферах и сфере информтехнологий — с 2 до 10%, в соцсфере (в частности,
в ЖКХ) — с 1% до 5%.

обсудить статью


Мария Мишина
Вячеслав Отпущенко

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: