Мартенсит в кружевах
Гость мартовского номера - директор Открытой Школы Бизнеса УлГТУ Татьяна Люлькина
Татьяна Люлькина |
— Татьяна Владимировна, в нежном возрасте вы мечтали о какой-то определенной профессии?
— Скорее, я точно знала, какой образ жизни мне хочется вести. Здесь решающее влияние оказал пример родителей - они всегда «горели» на работе. Мне тоже хотелось быть в гуще событий, быть причастной к великим свершениям. А какая профессия приведет меня к этому, ясно не представляла...
— Как вы оказались на родине Ленина?
— У меня был самый высокий средний балл в группе, и я могла выбирать любое из предложенных при распределении выпускников мест, в том числе исследовательский институт в Хабаровске, где жили мои родители. Они были готовы принять меня под родное крыло, устроить на хорошую работу, помочь в карьере, во всем! Но я считала, что должна достичь успехов сама, без помощи родителей. А Ульяновск выбрала, потому что искренне считала, что люди здесь — «впереди планеты всей», что родина вождя - это место уникальное! Самое подходящее для моих достижений, для самоутверждения.
— А как вы связали свою судьбу с техническим университетом?
— К тому времени у меня уже было два сына, Алексей и Георгий, и квартира в центре города. Когда младшему исполнился год, я стала искать работу поближе к дому. И по полной программе ощутила, как это трудно — найти работу. Я-то считала себя подарком судьбы для любой организации (смеется). Но работодатели видели молодую женщину, обремененную двумя маленькими детьми. Куда я только ни ходила! Но вот профессор Журавлев, с которым мы на «Комете» делали совместную научно-исследовательскую работу, пригласил меня на должность учебного мастера кафедры «Материаловедение»: «Вы только устройтесь мастером, а через какое-то время начнете преподавать, потом защититесь, и дальше все пойдет хорошо. Преподаватель в вузе — замечательная работа для женщины, престижная!». Мне казалось, что работать лаборантом, имея высшее образование, это шаг назад, что у меня «корона упадет». Но Виталий Никанорович меня убедил, за что я очень ему признательна. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с университетом.
— Синий халатик быстро сменился элегантными деловыми костюмами...
— Я еще в студенческие годы думала о том, что буду защищать диссертацию, заниматься исследованиями. В университете начала заниматься наукой, а потом уехала на три года в Москву, в очную аспирантуру в Академию наук. Защитила диссертацию по металловедению, посвященную закалке стальных расплавов. Правда, на этот раз мной двигали не такие уж высокие цели, как в юности. Я думала о хлебе насущном, о том, что нужно кормить детей. Впрочем, преподавательская деятельность мне нравится. Мне кажется, у меня это получается. В нашей семье много педагогов. Отец был потрясающим оратором и оказывал на слушателей почти гипнотическое воздействие, был человеком, способным увлечь за собой людей даже на баррикады...
— Ну, при вашей-то эмоциональности ваши лекции должны проходить не менее интересно!
— Недавно была в нефтяной компании, так мне начальник охраны сказал: «Ой, Татьяна Владимировна, а я ведь у вас металловедение слушал. Казалось бы, такая серьезная наука, но вы так интересно читали!». Говорю: «Я и маркетинг читаю не хуже!» (улыбается). Когда захожу в аудиторию, то всегда чувствую, «взяла» ли я слушателей, «мои» они или нет. Ставлю задачу, чтобы все смотрели на меня, ловили каждое слово. Я должна управлять аудиторией, владеть ею!
— А собой «управлять» позволяете?
— У меня есть друзья, с которыми я, скажем так, проговариваю какие-то свои сомнения. Но скорей проговариваю, чем прошу совета. Решения принимаю сама. У меня есть авторитеты — люди, в глазах которых я бы хотела выглядеть особенно хорошо. Их не так много. Например, Татьяна Александровна Чернышева, руководитель моей диссертации, замечательная женщина, настоящая москвичка, в хорошем смысле слова. Леонид Иванович Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования — очень яркая личность, не хочется ударить в грязь лицом перед ним...
— По жизнелюбию вы любому студенту фору дадите!
— «Как хочется жизни при жизни!» — эту строчку Вишневского я часто цитирую. А моя бабушка говорила по этому поводу: «Надо быть в жизни радостной». Я живу сегодняшним днем, и если у меня есть возможность сегодня получить какое-то удовольствие, то стараюсь сделать все, чтобы получить желаемое. Хуже, если желаний нет. Это плохой признак. Как выразился Фауст: «Я слишком стар, чтоб тешиться игрою, но слишком юн, чтоб без желаний жить». Если ты любишь себя, то и других можешь любить. Я думаю, поэтому многие люди меня используют, как «жилетку», в которую можно поплакать.
— Главное, чтобы не злоупотребляли...
— Я даю эту возможность только тем людям, которые мне дороги и близки, и делаю это с удовольствием. Других легко могу отодвинуть, быстро поставить границу. Сегодня я «белая и пушистая», завтра — железная леди.
— Как специалист по гидрометаллургии золота относится к украшениям?
— Вот кольцо надела, все на него обращают внимание, потому что обычно я не ношу украшения. Но тут прочитала энциклопедию по фэн-шуй, решила все сделать по правилам. По этой китайской теории для того, чтобы оживить свою жизнь вне работы, чтобы почувствовать себя женщиной, надо поставить в доме какие-то статуэтки и золото на себя надеть. И потом, с определенного момента я просто должна иметь кольцо с изумрудом и бриллиантами. Это как бы подтверждение статуса. В принципе, и часы швейцар-ские нужно носить. Но я их купила и тут же потеряла.
— «Давайте говорить друг другу комплименты!» — советовал поэт...
— Наконец-то, с большим трудом научилась принимать комплименты. Этому действительно нужно учиться, и всем советую. Сама я ценю нетривиальные комплименты, я их запоминаю и потом смакую. Вот, например, такой мне понравился: «Какие у вас изысканные духи!».
— И какие же у вас духи?
— Я экспериментирую с разными ароматами, например, в серии Коко Шанель мне нравится «Мадемуазель». Но когда у меня ответственный выход, когда хочу чувствовать себя безупречно и безукоризненно, то пользуюсь любимыми духами «Paloma Picasso».
— Считаете себя модницей?
— Я люблю хорошо одеваться. Часто вместо того, чтобы купить что-то для дома, трачу деньги на новый костюм. Знаете, иногда чувствую себя «загнанной лошадью», но могу, как героиня Гурченко (помните, как она шла с нагруженными сумками в фильме «Вокзал для двоих»), в любой момент «расправить крылышки». У меня мужской склад ума и вообще много мужских качеств — лидерских, жестких, но женское начало мне очень помогает. Внешний вид: элегантность, стиль, соответствие времени и месту — придают уверенность и помогают в решении деловых вопросов. Если мне это удается, я горы могу свернуть!
— Красота требует жертв...
— У меня есть замечательная двухчасовая фитнес-программа на видеокассете. Мне нравятся утренние часы, когда я могу не торопиться, сделать большую зарядку, принять душ, вдохнуть запах свежемолотого кофе, заварить его крепко, медленно выпить из красивой чашечки. Обожаю добавить в кофе ирландский крем-ликер «Бейлис»... К сожалению, такие дни редкость, чаще приходится делать зарядку вечером, когда прихожу домой после работы «никакая». При этом постоянно идет внутренний спор: поужинать и упасть перед телевизором или попрыгать. И когда мне удается уговорить себя на фитнес, жутко горжусь собой. Потому что на самом деле я обожаю вкусно поесть. Вообще, в том, что касается еды и питья, я полностью согласна с Владимиром Вишневским: «Да, ты не дура, далеко не дура, губа моя!».
— Когда вы позволяете себе соврать?
— Среди множества недостатков этого у меня нет. Никогда не вру! Я лучше промолчу или уйду от ответа.
— Вы активно работаете и над внутренним усовершенствованием, постоянно учитесь...
— Я люблю учить и люблю учиться. В одной из характеристик так обо мне и было написано: «обучаемая». Когда-то мне посчастливилось поступить в одну из лучших бизнес-школ в Европе — в Барселоне, где я смогла освоить высокие стандарты современного бизнес-образования, это очень помогло мне в дальнейшей работе. С тех пор не менее двух раз в год выезжаю на конференции, посвященные бизнес-образованию. Учусь, учусь непрерывно! Летом прошлого года ездила на две недели в Питер — там было организовано обучение директоров бизнес-школ.
В 2002 году побывала в Канаде — мне вообще везет, я как-то легко попадаю на эти конкурсные программы. В Канаде много узнала о корпоративном управлении, и у меня родилась идея проведения в Ульяновске Международной конференции, посвященной этим важнейшим вопросам. И мы ее провели в октябре 2004 года. Тема оказалась настолько востребованной, что мы решили повторить успех и сейчас готовим вторую конференцию, которая состоится в октябре 2005 года.
— А какие впечатления вы привезли из Калифорнии, где недавно стажировались целый месяц?
— Я открыла для себя Америку! Что меня там особенно потрясло, так это терпимость к разнообразию. Если человек не такой, как ты, тебя это может, конечно, раздражать. Но я поняла, что надо найти, в чем он лучше тебя, и это оценить. Я стала пытаться находить в новых людях источник новых знаний, новых мыслей, новых впечатлений.
— В США вы жили неподалеку от Голливуда, а сами-то кино любите?
— Кино люблю, книги люблю, потому что они помогают мне снять напряжение. Полностью отключаюсь, когда читаю художественную литературу: не слышу, когда ко мне обращаются, и не могу остановиться, пока не дочитаю.
— Как еще предпочитаете отдыхать?
— В качестве отдыха предпочитаю танцы под хорошую ритмичную музыку, для меня это лучшее средство от усталости. Очень люблю путешествовать. Самые яркие впечатления — сплав по горной реке в Турции, ныряние с аквалангом в Красном море, это просто восторг!
— Экстремальные удовольствия!
— Тяга к экстриму у меня была всегда! Помню, в студенческие годы у нас были походы выходного дня, когда мы уходили в тайгу, в охотничье зимовье. Можно было замерзнуть, заблудиться в этой тайге, встретить диких зверей...
А после университета мы пошли на Кавказ, за неделю только одного человека на перевалах встретили. Я шла в горы затем, чтобы самоутвердиться.
Я все время подвергаю себя испытаниям для самоутверждения.
— Ваш старший сын, Алексей, учится в аспирантуре, а младший — Георгий — работает менеджером в крупной компании. Какие у вас отношения с повзрослевшими детьми?
— У нас очень доверительные, дружеские отношения. Мы советуемся друг с другом. Для меня очень важно мнение моих детей. Я их люблю, и они меня тоже.
— А на что они обижаются?
— Дело в том, что я их все время заставляю учиться: не успеют закончить одни курсы, я тут же их «толкаю» на другие. Мне все время хочется, чтобы они были лучше, ставлю им очень высокие планки. И еще я очень активная, и со мной довольно тяжело в быту.
— Значит, пирогами по воскресеньям детей не балуете?
— Ну что вы! Видели бы вы, сколько я жарю пирогов — ведро и четырехлитровая кастрюля. И за последний пирог «дерутся». Когда я жила с детьми, это был просто поток. Я все это прошла, все это умею. Сейчас, конечно, готовлю реже. Но всегда с удовольствием пеку особенный торт «Пьяная вишня в шоколаде», когда ко мне приезжают дети или друзья.
— О, дружба, нежный утешитель души измученной моей!
— Встречи с замечательными людьми я расцениваю как удачу. Настаиваю на том, что существует женская дружба. Мне повезло с подругами, мы умеем радоваться радостям друг друга. И хочу сказать, что с мужчинами тоже можно дружить, но только с умными. Дружба для меня имеет большое значение, мне тепло осознавать, что мир полон друзей. Но, с другой стороны, я очень люблю, зайдя в дом, закрыть за собой дверь. А там — тишина...
— Татьяна Владимировна, чего скрывать, с именем нам повезло. Собственный праздник — Татьянин день, подарки... Любите подарки?
— Очень люблю! В юности я вообще считала, что мои кавалеры просто обязаны доказывать свою любовь подарками. Да и сейчас я ставлю «птичку» в своем внутреннем компьютере, когда мне что-то презентуют. Очень люблю цветы.
— А что вы цените в мужчинах?
— Мне нравятся эрудированные мужчины. Люблю жизнелюбов. Мужчины должны светиться оптимизмом, чтобы от них исходила харизма. Люблю успешных людей, в них ощущается надежность. Кроме того, прекрасно знаю, что успех не достается даром, это плод труда.
— Качественное образование для многих предпринимателей, руководителей сегодня является синонимом успеха...
— И я очень рада этому! Сегодня меняется все, и мы видим в других регионах, за границей красивую жизнь, успешных людей, видим, что у них все получается. Все это заставляет повышать планку собственного развития, активно учиться, выделять средства на обучение своих сотрудников. — Татьяна Владимировна, если бы вы могли, что бы изменили в своей жизни?
— Я хотела бы оставить все как есть. Я не знаю, что будет завтра, и немного этого побаиваюсь. А с другой стороны, все, что было в прошлом, не так легко мне давалось, и я ни на что не променяю тот опыт, который у меня уже есть. Но, главное, я все еще чувствую, что готова к новым свершениям, и от этого мне очень хорошо.