€ 105,49
$ 96,10
¥ 13,50
Мебель в интерьере СЕГОдня
Рынок мебели особенно чутко реагирует на экономические взлеты и падения постперестроечной России. Каким для ульяновских мебельщиков был год 2009-й, кризисный? И чего ждать от нынешнего?
Упали на взлете
На рубеже XX и XXI столетий дефицит в основных сегментах мебельного рынка - для дома и офисной - стимулировал как развитие отечественного производства, так и появление зарубежных игроков. В 2004-2005 годах наблюдалась некоторая стагнация, вызванная приостановлением роста экономики в целом, но уже в 2006 году эта тенденция была преодолена, и официальные статистические органы вновь зафиксировали рост рынка.
Увеличение спроса на мебель стимулировали такие факторы, как повышение доходов населения и оживление на рынке строительства нового жилья. В 2008 году в одной только Ульяновской области было сдано 506,7 тыс. кв. метров жилья – мы достигли исторического «строительного максимума» 1993 года. Но кризис, начавшийся в конце 2008 года, резко ударил и по стройке, и по кошелькам граждан, и по рынку мебели. Сокращение спроса на мебель в 2009 году привело к снижению объема продаж. В среднем по России - почти на 30%.
Склонность россиян экономить в тяжелые финансовые времена на таких покупках, как крупная бытовая техника, автомобили и мебель, подтвердилась в результате «Исследования европейских потребителей 2010», проведенного в декабре прошлого года немецкой национальной исследовательской группой GfK.
А ульяновцы, как отмечают эксперты, стали не только меньше покупать, но и снизили планку притязаний.
- Накануне кризиса потребитель только начал проявлять интерес к более качественной продукции, научился оценивать преимущество дорогих марок. Стал возрастать уровень требований к покупаемому товару, что не могло не радовать, так как всегда хочется развиваться, предлагать то, с чем самому приятно работать. К сожалению, на сегодняшний день мы опять шагнули назад, пользуется спросом то, что подешевле и попроще, - говорит директор ООО «Коррида» Дина Дворова.
Эксперты отмечают, что экономические потрясения 2009 года больнее всего ударили по мелким производителям мебели, ориентирующимся на не самую обеспеченную категорию населения.
Легче - региональным компаниям-лидерам, которые пока не слишком велики по объемам производства, но выпускают качественную, современную мебель. Они могут позволить себе и более гибкую ценовую политику и разнообразие в моделях мебели.
- Влияние кризисных явлений, безусловно, внесло свои коррективы в производственные планы отраслевых предприятий различного уровня. Но что касается крупных производителей мебельной продукции, работающих не только на региональном, но и общероссийском рынке, то на примере Ульяновского мебельного комбината могу сказать, что пройти кризисный год и выйти из него практически без потерь нам удалось, - говорит председатель совета директоров ОАО «Ульяновский мебельный комбинат» Анатолий Еленкин. - Сохранен не только производственный ресурс, но и, что очень важно, человеческий капитал предприятия.
Казусы кризиса
По информации из разных источников, в целом по России объем производства мебели в 2009 году сократился в два-три раза. Тем не менее, нельзя сказать, что это привело к сокращению площадей торговых центров.
Например, крупнейший в Ульяновске ТЦ «Мебельград» в 2009 году вдвое увеличил свои торговые площади. Расширение, запланированное еще в относительно благополучном 2007 году, было завершено, когда кризис достигал своего пика. Площади «Мебельграда» на начало февраля 2010 года оказались заполнены на 90%, что с учетом ротации арендаторов является неплохим показателем даже для докризисного времени.
- Несмотря на кризисные тенденции в отрасли в 2009 году, у нас наблюдалось увеличение торговых площадок, расширение состава арендаторов, ассортимента, - говорит Илья Вишневский, заместитель директора ООО «Доходная недвижимость» (управляющая компания ТЦ «Мебельград»). - «Мебельград» зарекомендовал себя как торговый центр для мебели эконом-класса, но в прошлом году мы ввели арендаторов, которые работают в уверенном среднем ценовом классе, а также брендовые мебельные компании.
Директор ООО «Доходная недвижимость» Владимир Анисимов уравновешивает оптимистичную картину анализом ситуации:
- Розничный товарооборот в Ульяновске за 2009 год упал на 8-10%. На мебель, как и на другие товары длительного пользования, спрос снизился значительнее: объемы продаж уменьшились на десятки процентов - в разных секторах по-разному. У нас тоже уменьшился объем продаж, но не в такой степени. На наших торговых площадях удачнее всего реализуется мебель эконом- и среднего класса. Незначительно уменьшились объемы продаж элитной мебели, но на этот сегмент рынка традиционно приходится всего несколько процентов.
В связи с падением товарооборота и, соответственно, доходов арендаторов, за 2009 год арендная плата в «Мебельграде» снизилась на 25-30%. Кризис стимулирует участников рынка к гибкости.
Пост и оптимизация
Для любой компании лучший способ предотвратить или преодолеть возможные потери из-за падения спроса - это сохранить свое присутствие на рынке, поддерживать связи с клиентами и партнерами, продолжать демонстрировать свои преимущества. В условиях кризиса «держать марку» сложно. В связи с этим, отмечают эксперты, особое значение в последние годы приобретает рост уровня менеджмента предприятий до осознанной управленческой политики.
- Еще в конце 2008 года мы прогнозировали тяжелую ситуацию, и наши прогнозы, увы, почти сбылись, - говорит Анатолий Еленкин. - Пик финансово-экономической нестабильности для нас пришелся на май - июль прошлого года. При этом мы делали новые покупки для производства, полностью оборудовали новый цех, открывали торговые точки. Разработанные еще в 2008 году меры вылились в новую экономическую политику: именно в кризисный период мы стали больше средств вкладывать в продвижение своей продукции. Многих своих менеджеров переориентировали с производственных вопросов на продажи. Вся маркетинговая работа в период кризиса была построена на иных принципах, чем раньше.
Исполнительный директор фабрики «Добрый стиль» Владимир Ермолаев сравнивает кризис с постом:
- Если относиться к нему без веры, то это изнуряющая голодовка, а если верить в успех, то это повод для оптимизации всех процессов управления производством и торговой сетью. Вопрос оптимизации сейчас вышел на первое место. Мы рассматриваем оптимизацию не как сокращение прямых затрат в ущерб качеству или урезание затрат на сервис, а как нахождение и выбор наилучшего варианта из множества возможных и, следовательно, как возможность получения дополнительного конкурентного преимущества. Для нашей компании оптимизация - это не разовая мера, а непрерывный процесс совершенствования.
Говоря о гибкости игроков мебельного рынка, эксперты отмечают, что некоторым компаниям в кризисный год за счет освоения новых рынков и новой продукции удалось сохранять хорошие показатели, не сбавляя темпов производства.
- Кто-то с розницы переключился на оптовую торговлю, кто-то наоборот. За счет перераспределения сил компании загружали свое производство полностью, - говорит Илья Вишневский. - Некоторые производители элитной мебели стали делать акцент на производстве мебели среднеценового класса. Есть компания, которая занималась среднеценовым классом, а потом «ушла» в элиту и теперь очень удачно продает ее в других, более благополучных, регионах.
Философия бережливости
В одном из своих интервью по итогам 2009 года генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрей Радухин, отметил, что структура мебельного рынка в стоимостном выражении в общих чертах выглядит так: 20% - мебель для офисов, учебных заведений и других назначений и 80% - мебель бытовая. Если бытовую мебель, в свою очередь, принять за 100%, то 20 из них составят мягкая мебель, стулья и столы на ножках, остальные 80 - мебель корпусная (для общих комнат, спален, кухонь, прихожих, ванн). В кризис в целом увеличился спрос на недорогую, но качественную мебель. Уменьшился - на наборы и изделия среднего ценового сегмента.
– Изменилась философия потребителя, - говорит заместитель исполнительного директора по маркетингу фабрики «Добрый стиль» Екатерина Кольцова. - Теперь явно главенствует критерий эффективности, выраженный в философии бережливого потребления. Потребитель по-прежнему ищет высокого качества продукта и сервиса, но за меньшие деньги. Он не готов переплачивать за мнимую ценность, надутую в красиво оформленный бренд.
Найти логику в хаосе
- В ценовой политике хаос пришелся на вторую половину 2009 года, - говорит о потрясениях кризисного года Дина Дворова. - Товар то резко дорожал, то падал в цене, что негативно сказывалось на своевременных поставках продукции.
Владимир Анисимов и его профильный заместитель Илья Вишневский, анализируя мебельный ритейл на основе опыта «Мебельграда», пытаются даже в хаосе нащупать какую-то закономерность. В начале 2009 года мебель значительно подорожала за счет подъема цен на материалы и комплектующие.
- Чтобы удержать своего потребителя, компании пытались отрегулировать свои цены, работать с минимальной рентой. Поэтому к середине прошлого года цены опустили. А к началу нынешнего, 2010-го, можно говорить о новом подъеме цен, который в первом квартале традиционно связан с повышением тарифов на энергоресурсы, - говорит господин Анисимов.
Кризис сгладил крутые рельефы графика сезонности продаж мебели, отмечают эксперты. Подъем в январе, декабрьский пик, а между ними глубокая апрельско-майская «впадина», характерные для докризисного времени, в 2009 году сменила максимально плавная линия. Январь практически сравнялся с декабрем, на весенних месяцах кривая сезонности продаж лишь слегка прогнулась.
Пошли на всплытие?
- Учитывая динамику, которая наблюдается сейчас на наших торговых площадях (а это нескончаемый поток посетителей), уровень продаж, который в этом году в отличие от прошлых лет в начале февраля не пошел на спад, можно судить о положительных тенденциях мебельного ритейла Ульяновска, - говорит Илья Вишневский.
Поводов к тому несколько. Один из них психологический - на второй план уходят разговоры о второй, третьей и так далее волнах кризиса. На всех уровнях власти говорят о посткризисных мероприятиях. То есть, погружение завершено, пошли на всплытие? Это внушает оптимизм.
Второе - обозначилось некоторое оживление на ульяновском рынке жилья.
- Весь прошлый год рынок недвижимости стоял. Люди ожидали, что цены на жилье снизятся, как это произошло в Москве, Самаре, Казани и других регионах. Сейчас приходит осознание, что в Ульяновске цены на квартиры не задраны, и ждать снижения стоимости квадратного метра нет смысла. Люди стали покупать – рынок квартирной недвижимости двинулся, - отмечает директор ООО «Доходная недвижимость».
Что касается производителей, то они особого оптимизма не излучают:
- Мы не ожидаем подарков от рынка в 2010 году, - говорит генеральный директор компании «Добрый стиль Сергей Батырев. - По предварительным прогнозам, рыночная конъюнктура в текущем году существенно улучшаться не будет. Основные свои силы мы планируем сконцентрировать на углубленной работе с персоналом, на развитии продукта, а также нескольких инновационных проектах, находящихся в разработке.
Эти прогнозы подтверждают и данные исследований ряда марткетинговых компаний, которые сходятся в том, что в 2010 году на рынке мебели наметится лишь небольшое оживление. А докризисные показатели рынка могут быть достигнуты не раньше 2012 года.
Глазами потребителей
Исследование среди покупателей мебели в Ульяновске в феврале 2010 года провел Маркетинговый центр «Артефакт».
По данным исследования, 65% среднестатистических семей совершает покупки мебели один раз в пять лет и реже. Раз в два-пять лет покупают мебель 20% потребителей, раз в год и чаще - 15%.
55% опрошенных активнее всего обновляют мягкую мебель. Также чаще других предметов мебели обновляются стулья и столы. Реже всего респонденты покупают кровати (7,5% из всех опрошенных).
Виды мебели, которую чаще всего покупают респонденты
При покупке мебели наибольшее значение для большинства покупателей (51,5%) имеет стоимость товара. Следующим по значимости критерием является качество товара (35,5%). На принадлежность предметов мебели к определенной торговой марке покупатели обращают внимание реже всего. Выбирает мебель известных марок только 1% респондентов, опрошенных Маркетинговым центром «Артефакт».
Удобство мебели является основным критерием при совершении покупки для 12% респондентов. При этом более 37% семей предпочитают приобретать предметы мебели на рынке. 35% - в фирменных салонах. Меньше всего людей едут за покупкой в мебельный центр.
Предпочтения по местам покупки мебели
С приходом мирового экономического кризиса 2009 года предпочтения покупателей по месту покупки мебели для дома почти не изменились. Лишь для 2,5% рынок стал более популярным местом совершения покупок.
В целом кризис оказал влияние при принятии решения о покупке мебели более чем на половину опрошенных. 53% людей заявили, что если до кризиса они собирались обновить мебель, то в 2009 году решили повременить.
И все же в 2010-м 57,5% респондентов планируют покупку предметов мебели. Из них 37,5% строят планы на приобретение мягкой мебели, около 19% хотят купить кровати, такое же число респондентов планируют приобретение гардероба, 25% опрошенных хотели бы приобрести столы и стулья.
55% всех опрошенных признались, что если бы у них появились свободные денежные средства, они бы потратили их на приобретение бытовой техники, 45% респондентов приобрели бы мебель.