Менеджер года-2008
Подведены итоги ульяновcкого регионального этапа конкурса «Менеджер года -2008». Победителями стали в номинациях: «Металлургия» — Александр Лизогубов, генеральный директор ЗАО «Завод АКОР ЕЭЭК»; «Издательская деятельность» — Игорь Жарков, генеральный директор, главный редактор ООО «Мозаика»; «Сфера обслуживания и услуг» — Елена Сорокина, заместитель директора АНО «Агентство кадровых решений».
Организаторы конкурса «Менеджер года» — Международная Академия менеджмента и Вольное экономическое общество России. В современной России он проводится с 1998 года. Но еще в 1766 году Вольное экономическое общество, учрежденное Екатериной II, провело первый конкурс по вопросу, присланному государыней: «В чем состоит собственность землевладельца?». В дальнейшем конкурсы по экономическим и прикладным проблемам проводились регулярно.
Сегодня Вольное экономическое общество (ВЭО) — старейшая в мире и первая в России научно-общественная организация — по-прежнему формирует общественное мнение по наиболее важным вопросам экономического развития страны, активно сотрудничает с госструктурами, дает оценки различных проектов и программ, ведет научно-исследовательские работы, консультирует по вопросам текущей экономической политики.
Инициаторы проекта «Менеджер года» видят его основные задачи в повышении эффективности управления российской экономикой, в выявлении управленческой элиты страны, распространении передового опыта руководителей различных отраслей и сфер бизнеса. Оргкомитет регионального этапа конкурса «Менеджер года» возглавила Татьяна Люлькина — председатель Ульяновского регионального отделения ВЭО, директор Открытой школы бизнеса УлГТУ. В оргкомитет конкурса вошли представители Торгово-промышленной палаты, РСПП, «ОПОРЫ РОССИИ», ведущих ульяновских вузов.
Все победители рекомендованы оргкомитетом на выдвижение для участия во втором этапе — российском конкурсе «Менеджер года-2008». Его итоги подведут в апреле. Церемония награждения победителей и участников конкурса пройдет в Москве, в «Президент Отеле».
Почему вы решили участвовать в конкурсе «Менеджер года»?
Игорь Жарков: К участию в конкурсе меня подтолкнул учредитель, считая, что мои результаты за истекший период весьма значительны
и моя кандидатура рассматривается как одна из ведущих.
Елена Сорокина: Во-первых, это дополнительная возможность популяризации рекрутмента как отрасли в Ульяновском регионе, во-вторых, участие в конкурсе позволяет переосмыслить опыт и увидеть новые возможности для профессионального развития, в-третьих — поделиться успехами моего агентства.
Какие качества руководителя в условиях кризиса выходят на первый план?
Александр Лизогубов: Позитивизм, энтузиазм, обязательность.
Игорь Жарков: Умение держать все процессы под контролем, в режиме ручного управления. Всегда быть доступным для подчиненных, быстро находить варианты решений, иметь высокое доверие коллектива.
Елена Сорокина: Особое внимание руководителю надо уделять главному ресурсу организации — своим сотрудникам, формированию ключевых «якорей лояльности». Важно доверие к профессиональной компетентности и социальной ответственности руководителя, вера в то, что он достаточно тверд, чтобы воплотить задуманное, и достаточно квалифицирован, чтобы сделать это с наименьшими потерями для коллектива. Крайне желательно наличие личностных черт, которые позволяют сплотить коллектив вокруг себя и мобилизовать его на реализацию антикризисной программы.
Какой стиль управления в условиях кризиса, на ваш взгляд, эффективнее: демократичный или авторитарный?
Елена Сорокина: Эффективнее демократический стиль управления, который позволяет подчиненным проявлять инициативу, высокую готовность к поддержке нововведений, а значит, находить новые возможности для развития бизнеса, быть гибкими и успешными.
Александр Лизогубов: Демократичный. Людям и так плохо.
Игорь Жарков: Я не разделяю эти стили, потому что на стадии поиска вариантов решений нужна демократия, далее — авторитаризм.
Что вы вкладываете в понятие «Социальная ответственность бизнеса»?
Игорь Жарков: На примере газеты «Мозаика» социальная ответственность возникает каждый раз, когда общественные организации,
а зачастую и государственные, обращаются с просьбой разместить информацию бесплатно.
Александр Лизогубов: Помощь и поддержка тех, кто в этом действительно нуждается. Вложение средств в обучение.
Елена Сорокина: Это предоставление качественных услуг по разумной цене, достойная зарплата, защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников; вклад в российскую экономику (создание рабочих мест и уплата налогов); порядочность, надежность, профессионализм.
Поделитесь ближайшими планами своего предприятия.
Александр Лизогубов: Развитие.
Елена Сорокина: В планах — предоставление услуги аутстаффинга персонала, когда компаниям необходимо снять лишнюю нагрузку с собственной кадровой службы и бухгалтерии, сконцентрироваться на основных и приоритетных бизнес-процессах, доверив нам администрирование косвенных. Аудит качества работы службы персонала для предприятий, желающих оценить эффективность существующей в компании системы управления человеческими ресурсами. Развитие проекта Mystery Shopping, который стартовал в конце 2008 года. И самое главное — научиться жить по-новому в условиях кризиса.
Игорь Жарков: Основным планом является удержание того, что было достигнуто в прошлые годы. В 2008 году газета «Мозаика» выходила на 28 полосах. Сегодня мы «упали» на 16-20, в которых по-прежнему больший объем занимает блочная реклама. Но огромное значение мы придаем нашему фундаменту — строчным объявлениям. Чтобы их стало больше, увеличиваем число пунктов приема объявлений — ведем переговоры с торговой сетью «Евросеть» и сетью приема платежей через электронные терминалы.
Какими качествами должен обладать успешный руководитель?
Елена Сорокина: Умение привлечь и удержать эффективных и талантливых сотрудников. Достаточный для успешного выполнения управленческих функций профессиональный опыт, ориентация на результат, способность принимать решения и выстраивать диалог с подчиненными. Умение вдохновлять, выстраивать и развивать взаимовыгодные отношения со всеми внутренними и внешними участниками бизнеса.
Александр Лизогубов: Терпением.
Игорь Жарков: Во-первых, быть в курсе всех событий отрасли, в которой работает, и иметь представление, что творится в смежных отраслях. Во-вторых, пользоваться доверием подчиненных и уметь вести за собой. В-третьих, уметь контролировать выполнение задания и оказывать поддержку в работе. Ну и самое главное, иметь хорошо развитую интуицию и уметь разбираться в людях.
Какие качества вы цените в своих сотрудниках?
Александр Лизогубов: Добросовестность, инициативность, юмор.
Игорь Жарков: Главное, чтобы слова не расходились с делом. Раз обещал, должен сделать. Умение быстро ухватывать суть вопроса. Уверенность в своем профессионализме. Готовность прийти на помощь.
Елена Сорокина: Высокая клиентоориентированность, стремление к профессиональному самосовершенствованию и открытость новому знанию, ориентация на качество и результат, активность и стремление к успеху.
Что вам дает уверенность в завтрашнем дне?
Игорь Жарков: Результаты моей работы, отношение ко мне сотрудников и учредителей.
Александр Лизогубов: Семья.
Елена Сорокина: Моя семья, мой бизнес, новые идеи и возможности. Сформированный за шесть лет результат дает возможность для развития, свободу и уверенность в завтрашнем дне.
Что считаете важным для развития управленческих компетенций?
Игорь Жарков: Умение анализировать, сравнивать, просчитывать, планировать. И еще — быть всегда не успокоенным достигнутым.
Александр Лизогубов: Постоянное обучение и желание развиваться.
Елена Сорокина: Желание и возможность постоянного обучения. Эффективность бизнеса и результативность сотрудников зависит от профессионализма менеджеров.