На кластер-второй рассчитайсь
Около 30% ВРП Ульяновской области составляет промышленность. Поэтому от того, как себя чувствует этот сектор, напрямую зависит самочувствие экономики региона.
Около 30% ВРП Ульяновской области составляет промышленность. Поэтому от того, как себя чувствует этот сектор, напрямую зависит самочувствие экономики региона.
Идем на подъеме
Если верить официальной статистике – самочувствие неплохое. «Средняя температура» по промышленной палате за девять месяцев 2010 года – плюс 37,1% к аналогичному периоду прошлого года. Как заявил на октябрьском брифинге министр экономики Ульяновской области Олег Асмус, показатели девяти месяцев являются определяющими для всего года: «Как закончим январь-сентябрь, таким и год будет». То есть, имеются все основания полагать, что 2010 год ульяновская промышленность закончит в хорошем «плюсе».
И даже выйдет по динамике роста на ведущие позиции в стране. В первом полугодии, например, по темпам роста промышленного производства мы были третьими, уступая только Калужской и Калининградской областям. Естественно, что задача по году ставится не менее амбициозная.
За счет чего же растем? Как поясняет Ульяновскстат, остаются высокими индексы в производстве автомобилей (184,1% к январю-сентябрю 2009 года), в обработке древесины и производстве изделий из дерева (113,5%), в целлюлозно-бумажном (158,5%) и химическом производстве (110,4%), в производстве электрооборудования (149,9%), машин и оборудования (128%).
И все же по сравнению с январем-августом 2010 года рост индекса промпроизводства замедлился на 0,5%. На 2,3% снизилось производство частей и принадлежностей к автомобилям, на 1,8% – текстильное и швейное, на 6,1% – металлургическое, на 5,4% – производство транспортных средств. Если в январе-сентябре 2009 года было произведено три самолета, то в 2010 году – пока ни одного.
Но эксперты в Минэкономики региона не склонны преувеличивать значение этих ежемесячных колебаний. По консервативным прогнозам ведомства, индекс промпроизводства по итогам 2010 года ожидается не ниже 121% к 2009-му, а в 2011-2013 годах ситуация стабилизируется, и промышленность будет расти на 3,3-4,3%.
Сегодня же стоит задача выйти на докризисный уровень, то есть вернуться к показателям 2008 года. Поскольку глубина падения многих отраслей была очень большой – задача не из простых. Например, нынешний индекс в 139% в производстве транспортных средств – это только 75% от января-сентября 2008 года. А 128% в производстве машин и оборудования – лишь 36,5% к девяти месяцам 2008-го. По оценке Минэкономики, чтобы по итогам года сравняться с показателями двухлетней давности, нужно удержать индекс промпроизводства не ниже 123%. Напомним, что в 2009 году этот показатель составил лишь 75% от года 2008-го.
Директорский корпус уверен
О состоянии дел в промышленности говорят не только цифры продаж и динамика объемов производства, но и такой показатель, как индекс предпринимательской уверенности. Росстат анализирует этот индекс отдельно по трем составляющим: добывающая отрасль, обрабатывающий сектор и ТЭК.
В октябре 2010 года экономическую ситуацию в своей организации назвали благоприятной 7% и удовлетворительной – 76% руководителей добывающих и обрабатывающих производств страны. Улучшения ситуации в ближайшие полгода ожидает каждый четвертый респондент.
Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке руководителей, в октябре составил более 60%. И около 80% респондентов считают, что их производственные мощности обеспечат удовлетворение ожидаемого в ближайшие шесть месяцев спроса.
Конечно же, статистики спрашивают о факторах, сдерживающих рост производства на предприятиях. Директора называют таковыми неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, недостаток финансовых средств, высокий уровень налогообложения.
Как отмечает Росстат, количество респондентов, отметивших неопределенность экономической ситуации, по сравнению с октябрем 2009 года заметно сократилось. Однако этот фактор все равно указан каждым вторым. Возросло влияние на ограничение роста производства таких факторов, как недостаток квалифицированных рабочих и изношенность и отсутствие оборудования.
Почему производство сегодня растет и насколько долгосрочен этот рост? Этот вопрос «ДО» задало ульяновским промышленникам и экономистам.
- Здесь целый комплекс факторов, – считает Олег Асмус. – Программой утилизации и достаточно неплохим кредитованием удалось столкнуть с мертвой точки потребительский спрос. Снижение ставки рефинансирования, доступность кредитов сыграли свою положительную роль. Плюс государственная поддержка, налоговые льготы, которые мы предоставляли в 2008-2009 годах промышленности. Это позволило целому ряду предприятий направить высвободившиеся средства на производство. В сентябре 2010 года Законодательное Собрание области уже принимало закон об отмене льгот как антикризисной меры для строительных организаций, ряда видов экономической деятельности по малому бизнесу. Сегодня уже не это является для них стимулом в развитии. А доходная часть бюджета за счет отмены льгот увеличилась на 100 млн. рублей.
- Рост обусловлен восстановлением спроса после кризиса, это видно по сферам промышленности, – говорит директор ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн» Андрей Артемов. – Долгосрочные прогнозы делать рано, но одно можно сказать четко: те предприятия, которые уже сейчас ориентируются на долгосрочную стратегию и идут к данной цели не только совместно с поставщиками и подрядчиками, но и ориентируются на вектор развития, заданный властью, – делают правильный выбор.
К сожалению, конкуренция в нашей стране еще далека от идеальной и правильной, поэтому промышленности нужна поддержка государства, считает господин Артемов:
- Заключаться она может и должна в совместной работе и координации всех предприятий в направлении не только создания, но и продвижения продукта на рынке как Ульяновской области, так и России в целом. Мы испытали все это на себе, когда создавали автобусное производство – достаточно сложно было найти понимание не только в рамках нашей области, но и за ее пределами. Сейчас конкуренция вышла за рамки просто продукта или компании, оценивают уже и регион в целом. Имидж нашей области за последние годы, конечно, поднялся, но есть еще куда стремиться.
Выстраиваемся по кластерам
О том, куда стремиться, в октябре говорили на первом этапе региональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года». Четыре из шести круглых столов были посвящены приоритетам развития промышленности региона. Речь шла о кластерном подходе к развитию промышленного потенциала. Четыре ведущих кластера – авиационный, автомобильный, промышленности стройматериалов и ядерно-инновационный.
Вот как поясняет суть понятия министр промышленности Ульяновской области Олег Гуляев:
- Кластер – это организационная форма региональных научно-производственных систем, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства и совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциала, привлечение административных ресурсов с целью освоения новых технологий и повышения конкурентоспособности производимой продукции.
Соглашение о создании регионального консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-авиа» было подписано еще в августе 2009 года. Его 22 участника – промышленные предприятия, аэропорты и авиакомпании, научные организации и образовательные учреждения. Глобальная цель – «получить на территории области ключевые компетенции авиастроения не только путем лоббирования, но и через создание самой качественной продукции».
- Я стоял у истоков создания кластера и могу сказать, что Ульяновск исторически оказался здесь в выгодном положении, – заявил на круглом столе «ДО» президент УлГУ Юрий Полянсков, первый директор ОГУ «Развитие авиационного кластера Ульяновской области». – Все необходимое у нас есть: производство, авиатранспорт, два аэродрома, вузы и прочее. Создана управляющая компания, учредителем которой выступило областное правительство. Это удачный пример частно-государственного партнерства. Теперь перед нами стоит задача, чтобы созданная структура зарабатывала деньги, чтобы все участники консорциума были замотивированы, чтобы к работе подтягивался малый и средний бизнес.
Ядром авиакластера являются Объединенная авиакорпорация и ЗАО «Авиастар-СП». Серьезный задел на будущее – создание Портовой особой экономической зоны. Первый инвестпроект здесь реализует компания «Волга-Днепр Техникс». Это создание и развитие центра по техническому обслуживанию воздушных судов российского и иностранного производства на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». В числе новых проектов авиакластера – конвертация пассажирских самолетов «А-320» и «А-321» компании «Airbus» в грузовую версию. Строится завод «АэроКомпозит». На производственной площадке ЗАО «Авиастар-СП» запланировано строительство производственного центра, где будут изготавливаться так называемые «черные крылья» для самолетов МС-21.
Второй исторически важный кластер для промышленности Ульяновской области – автомобильный. Организационно он еще на стадии создания, но потенциал кластера и его значение для региона переоценить сложно. Как поясняет директор департамента развития реального сектора экономики Правительства Ульяновской области Александр Денисов, ульяновский автомобильный кластер – «двухкорневой». Одна его составляющая – автосборка (Ульяновский автозавод, входящий в холдинг «Соллерс», плюс завод компании «БАУ Мотор Корпорэйшн»), вторая – производство автокомплектующих (Димитровградский автоагрегатный завод, Ульяновский моторный, «Автодетальсервис» и др.).
Объемы и мощности этих предприятий обеспечивают работу и мощности всего региона. В Ульяновской области – более 143 производителей автомобильной техники и авиакомпонентов. По аналогии с авиакластером, в ближайшее время будут созданы консорциум «Автомобильный кластер Ульяновской области» и управляющая компания кластера. Основная задача – производство в регионе конкурентоспособных автомобилей и автокомплектующих, стабильная загрузка и развитие производства, подготовка квалифицированных кадров.
Ядерно-инновационный кластер, создаваемый на базе Научно-исследовательского института атомных реакторов в Димитровграде, может начать работу уже в 2013 году. Одно из важных инновационных направлений этого кластера – производство на базе НИИАРа радиоизотопа Молибден-99 (он является основой для производства практически всех существующих на сегодняшний день радиофармпрепаратов). Еще один перспективный проект – создание в НИИАРе многофункционального быстрого исследовательского реактора. На нем будут проводиться исследования и испытания материалов для промышленных ядерных реакторов нового, четвертого, поколения. И, разумеется, – федеральный Центр медицинской радиологии, который будет обслуживать пациентов в масштабах всей страны. Общий объем финансирования строительства этого центра составит 13,9 млрд. рублей.
Кластер промышленности стройматериалов – еще одна серьезная составляющая экономики Ульяновской области. В регионе действуют 63 крупных и средних промышленных предприятия, которые поставляют свою продукцию на строительные площадки не только Ульяновской области, но и соседних регионов. Эффективная работа отрасли обеспечивается богатой сырьевой базой.
Наряду с крупными инвестиционными проектами федерального и международного уровня в регионе реализуются собственные проекты. В Сенгилеевском районе запущен завод сухих строительных смесей торговой марки «ЦЕРЕЗИТ» (мощность 100 тыс. тонн в год), в Ульяновске на базе завода КПД-2 построен и введен в эксплуатацию завод газосиликатных изделий (мощность 400 тыс. куб. метров в год), в Вешкаймском районе – завод по производству керамического кирпича (мощность 30 млн. шт. в год). Сегодня существует потребность в развитии кооперации между строительными организациями и производителями стройматериалов внутри региона, а также необходимость стимулирования строительства в муниципальных образованиях. Эти и другие задачи предстоит решать в рамках кластера.
Диверсифицируемся
Еще пять лет назад ахиллесовой пятой ульяновской экономики была колоссальная зависимость от положения дел на двух ведущих промышленных предприятиях региона. Стоило, например, УАЗу в первом полугодии 2005 года сократить выпуск автомобилей процентов на 15, как индекс промпроизводства всего региона недотягивал до стопроцентной отметки целых десять пунктов. А сдача (несдача) «Авиастаром» одного самолета прибавляет (убавляет) в индексе промпроизводства как минимум 2%. Потому одним из направлений промышленной политики региона является диверсификация промышленности и создание новых производств.
Инструменты ее реализации – «зеленая улица» крупным инвестиционным проектам, организация индустриальных парков на освобождающихся площадях действующих предприятий, создание региональных промышленных зон.
О промзоне «Заволжье» в левобережье Ульяновска и Чердаклинском районе сказано немало. И сделано в ней тоже немало. По данным правительства области, бюджетные вложения на строительство инфраструктуры зоны составили 538,41 млн. рублей (279,56 млн. из них – средства Инвестиционного фонда России). А объем инвестиций в основной капитал двух якорных резидентов зоны – ООО «Марс» и ООО «САБМиллер РУС» – превысил 8,5 млрд. рублей. То есть, на один рубль бюджетных вложений в развитие промзоны «Заволжье» приходится 17 рублей частных инвестиций.
В октябре региональное правительство утвердило концепцию областной целевой программы «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области на 2011-2014 годы». Речь о промзонах «Заволжье», «Новоульяновск» и «Новоспасское».
По словам директора департамента модернизации и развития региональной экономики областного правительства Александра Смекалина, целью программы является создание максимально комфортных условий для деятельности резидентов промзон. В границах этих зон инвесторам будут предоставляться участки для промышленной застройки, обеспеченные необходимыми коммуникациями, что соответствует современным требованиям инвесторов к земельным участкам.
Программа будет финансироваться за счет средств областного бюджета, а также муниципальных бюджетов Ульяновска, Новоульяновска, Чердаклинского и Новоспасского районов. Планируется, что к 2014 году на промзоны области удастся привлечь до 20 резидентов. Прогнозируемый объем инвестиций в 2011-2014 годах – более 13 млрд. рублей, налоговых отчислений – 2,5 млрд. рублей. То есть, бюджетные вложения в реализацию Программы должны окупиться уже в течение срока ее действия. А рост годового объема выпускаемой промышленной продукции в Ульяновской области за счет развития промышленных зон к 2014 году прогнозируется на уровне 10 млрд. рублей.
Индустриальные парки создаются на площадях Димитровградского автоагрегатного завода и Ульяновского автомобильного. Делается это, прежде всего, для эффективного использования площадей этих двух градообразующих предприятий (потенциал УАЗа в этом плане – 33,7 тыс. кв. м незанятых производственных площадей, ДААЗа – 56,4 тыс. кв. м свободных площадей сейчас плюс 124,2 тыс. – планируемых к высвобождению в 2012 году). Кроме того, индустриальные парки – это новые рабочие места, снижение социальной напряженности, налоговые поступления в бюджет.
В Димитровграде работа по созданию индустриального парка идет полным ходом: известны ведущие резиденты, портфель инвесторов довольно серьезен, производственные площадки готовятся к работе. Принципиальный момент: доля «АвтоВАЗа» в объемах производства будет менее 50%, а значит, стабильность бизнеса станет выше, уйдет угроза тотальной зависимости от состояния дел на этом предприятии. В Ульяновске к созданию индустриального парка еще только приступают.
Человеческий фактор
Как было сказано выше, директора российских предприятий считают, что рост производства в стране сдерживают неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, недостаток финансовых средств, высокий уровень налогообложения. А еще – недостаток квалифицированных рабочих и изношенность и отсутствие оборудования.
Компаний, готовых обновить это оборудование, в стране достаточно. Предлагают они преимущественно продукцию зарубежного производства – современную и высокоэффективную. Так, известная ульяновская компания «Торговый дом «Халтек» является представителем 49 иностранных фирм. По словам генерального директора ООО «ТД «Халтек» Александра Храмова, каждый год появляется до десятка новых технологий, которые компания готова предложить ульяновской (и не только ульяновской) промышленности. В массе своей это комплексные технические решения, которые позволяют уйти от пресловутого человеческого фактора, значительно повысить производительность труда, гарантировать качество продукции.
Но – одно «но», которое становится серьезным сдерживающим фактором модернизации отечественной промышленности. Речь не о финансовых средствах, не о готовности менеджмента предприятий к инновациям – речь о политике социальной. Внедрение, например, производственного палетного модуля Mazak позволяет оставить 15-20 человек там, где сейчас трудится 500. А что делать с остальными?..
Важнее высокая производительность или тотальная занятость? Ответа на этот вопрос порой не находится. Причем «занятость» – очень точное слово: люди не работают, а просто заняты (поскольку труд неэффективен, зарплата низкая, условия труда – не подарок). Надо признать, что инвестиции в развитие – это не только благо для бизнеса, но и немалый риск. В массе своей работники российских заводов трудятся на оборудовании 80-х годов. При обновлении технологий, как ожидают эксперты, каждый третий может остаться без работы.
- Сегодня одновременно идут два процесса: растущей экономике не хватает рабочих рук, а модернизация производства высвобождает малоквалифицированных сотрудников, – говорит эксперт федерального Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. – Региональным властям необходимо более активно просчитывать социальные последствия развития бизнеса. Необходимо активно переобучать персонал, стимулировать трудовую миграцию и создавать новые предприятия в регионах.
Согласно статистике, средний возраст рабочего на российском предприятии – 54-56 лет. Наверное, можно увеличить пенсионный возраст лет до 70 и вынудить людей «оставаться на местах» до последнего. Но что это даст с точки зрения даже не социальной политики – экономической? А «затянуть на завод» молодых одними лишь рассуждениями о том, что промышленности не хватает рабочих рук, конечно, невозможно. И социальные ценности сегодня иные, и образ успешного человека никак не ассоциируется с образом «станочника».
Но вот обнародованные недавно данные европейского социального исследования (ESS). По индексу удовлетворенности трудом Россия заняла последнее, 19-е место. Причем недовольны россияне не только и не столько зарплатами. Больше – плохими условиями работы. А еще больше – устаревшими технологиями и некомпетентным руководством. Круг замкнулся?..
И все-таки, те предприятия, что работают и намерены работать и дальше, пытаются решать «кадровые проблемы» собственными силами. В том числе – через корпоративные программы обучения. На Ульяновском моторном заводе, например, началось создание института освобожденных бригадиров. Кроме традиционного «бригадирского» функционала, соискателям предлагается серьезная зона ответственности: разработка мероприятий по повышению производительности труда, организация обратной связи по качеству, обучение операторов. Бригадиров готовят из рабочих. Первое условие – высшее или средне-техническое образование. Затем надо пройти аттестацию. А далее – обучение основам TPS, инструментам производственной системы «ГАЗ», базовым управленческим навыкам.
Как заявил генеральный директор УМЗ Евгений Русяйкин, до конца 2010 года планируется сформировать производственную управленческую команду, в которую войдут до 50 рабочих разных цехов:
- Институт бригадиров является одним из эффективных методов развития персонала, мотивации работников за счет обеспечения их профессионального роста, удержания на предприятии инициативных и талантливых рабочих, повышение их статуса.
А генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев рассказал, что для «омоложения» коллектива в конце 2009-го и в 2010 году предприятие стимулировало уход пенсионеров на заслуженный отдых:
- Около пятисот человек ушли с предприятия с достойным выходным пособием, а у завода появилась возможность принять выпускников вузов. С институтов примем порядка ста человек, в первую очередь – на подготовку производства.
Оптимистов прибавилось
Что станет «точками роста» для ульяновской промышленности в обозримом будущем?
- В ближайшей перспективе, конечно – межрегиональная кооперация, – убежден директор ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн» Андрей Артемов. – Как результат – продукция нашего региона выйдет на рынок России, пойдут заказы, повысится узнаваемость региона, и Ульяновская область начнет ассоциироваться со значительно большим количеством предприятий.
Кластерная политика направлена именно на укрепление «горизонтальных» и «вертикальных» связей, на эффект синергии.
- Тенденции к образованию кластеров чаще всего имеют научную и производственную базу. Но успешное развитие может быть гарантировано лишь в том случае, если научная база кластера позволяет построить его не по специализированному, а по дифференцированному принципу, – считает министр промышленности региона Олег Гуляев.
А инструментов для расширения возможностей кооперации – великое множество. В том числе, и Центр субконтрактации, созданный Ульяновской торгово-промышленной палатой совместно с министерством развития предпринимательства (было в Ульяновской области такое несколько лет назад). Многие ульяновские предприятия уже оценили его эффективность.
Как утверждает Росстат, за два месяца до конца года оптимистов в директорском корпусе (настроенных на рост производства в течение ближайших трех месяцев) больше, чем пессимистов, которые ждут снижения выпуска своей продукции. Но горизонт планирования в большинстве отраслей значительно снизился: в ситуации экономической нестабильности трудно просчитывать что-то на дальнюю перспективу.
Стратегическими прогнозами в стране и в регионах занимаются министерства экономики. Как посчитало ульяновское, за счет восстановления промышленности (а она составляет около трети внутреннего регионального продукта), индекс ВРП будет расти, и в 2011-2013 годах достигнет 103,5-104,2%.