€ 100,80
$ 90,93
¥ 12,72
На все высокое и благородное юность более отзывчива…
Весной 1913 года в Симбирской женской гимназии Таисии Николаевны Якубович было положено начало доброй традиции. Молодой учитель рисования Дмитрий Иванович Архангельский при поддержке начальницы и попечителей гимназии организовал первую в Симбирске «Отчетную выставку», где представил работы своих учениц и собственные пейзажи. Это было заметное событие в общественной жизни города, традицию переняли другие учебные заведения, и выставка стала ежегодной.
Симбирская женская гимназия Таисии Николаевны Якубович |
Дмитрий Архангельский, по рисункам которого мы знаем облик Симбирска и Волги начала ХХ века, был тогда еще не знаменит, но достаточно известен: год назад он вместе с художником Петром Пузыревским устроил Гончаровскую выставку, средства от которой поступили в фонд центра памяти Гончарова (ныне это здание областного Художественного и Краеведческого музеев на Венце). Серии открыток, выполненных по его рисункам, служили учебным пособием в симбирских училищах и гимназиях. Этот авторитетный, инициативный художник и был приглашен преподавать в гимназию Якубович, которая наравне с Мариинской считалась лучшим учебным заведением для девочек.
генерал-лейтенант Николай Андреевич Якубович |
В годовщину 250-летия Симбирска Т.Н. Якубович открыла частное училище для девочек с двухгодичным курсом обучения. Учредительница родилась 29 мая 1868 года в Москве, получила отличное домашнее образование, воспитывалась в семье, принадлежавшей к высшей военно-технической интеллигенции. Ее отец – воспитанник Михайловского училища, служил в лейб-гвардии конной артиллерии, был прикомандирован к Сестрорецкому оружейному заводу. В 1865 году начал педагогическую деятельность, сначала стал воспитателем Московской военной гимназии, затем преподавал в Нижегородской. В 1878 году в чине полковника был назначен директором Симбирской военной гимназии, преобразованной его стараниями в кадетский корпус, которым руководил до 1903 года.
Патриотические и педагогические традиции были в этой семье очень сильны. В 1885 году Таисия Николаевна выдержала экзамен на звание домашней учительницы, а в 1898 году при поддержке отца решила открыть частную гимназию. Сначала учениц было немного, а уроки велись в квартире директора Симбирского кадетского корпуса. Гимназия быстро переживала становление, и для нее был арендован трехэтажный доходный дом купца Прянишникова на Спасской улице, по соседству с Кадетским корпусом. Ныне это здание занимает администрация Ленинского района (ул. Советская, 6).
Училище выросло до гимназии вместе с воспитанницами первого набора: 1898/99 учебный год – двухгодичное 3-го разряда, 1901/02 – четырехклассное 2-го разряда, 1903/04 – шестиклассная прогимназия. А 1904/05 учебный год – восьмиклассная с официальным названием «Симбирская женская гимназия, учрежденная Т.Н. Якубович». Постановлением Министерства народного образования ей было представлено право иметь «педагогический класс», выпускницы которого получали свидетельства о специальном образовании, имели право преподавать. Так же, как и выпускницы гимназий ведомства Императрицы Марии, могли поступать на высшие женские курсы в России и за рубежом.
Традиции российского отечественного образования превыше всего ставили три главных достоинства женщины: почтительная дочь, любящая жена, заботливая мать. На воспитание этих необходимых в семейной и общественной жизни качеств направлялись усилия педагогов и попечителей. Изначально гимназия была всесословной: около половины всего числа учениц составляли дети потомственных, личных дворян и почетных граждан, примерно пятую часть – дети мещан, столько же – крестьян. Рядом с гимназистками из православных семей учились девочки лютеранского, магометанского, иудейского вероисповедания.
Уроки начинались молитвой, во всех классах изучался Закон Божий. С приготовительного класса по выпускной изучали два иностранных языка – французский и немецкий. Главными предметами были русский язык (устно и письменно), все разделы математики (арифметика, алгебра, геометрия), физика, естествоведение. Обязательны рисование, пение, танцы. В восьмом, педагогическом, классе вводилась методика преподавания. Классные дамы (надзирательницы) прививали навыки правильного поведения, а также обучали чистописанию и рукоделию.
Обучение было платным. Большинство воспитанниц – девочки из семей скромного достатка. Поэтому учреждались стипендии – от города, от земства, от Красного Креста, от кадетского корпуса. Помогали благотворители, в числе которых были видные представители купечества. С самого начала попечителями стали самые уважаемые и влиятельные симбиряне. Возглавил попечительский совет предводитель дворянства губернии, видный ученый, краевед В.Н. Поливанов. Его заместителем был князь А.Н. Ухтомский. Почетной попечительницей стала известная благотворительница – владелица Киндяковского имения Е.М. Перси-Френч. Особая роль в жизни гимназии принадлежала Симбирскому кадетскому корпусу и его директору генерал-лейтенанту Н.А. Якубовичу. Принципы воспитания он изложил в ряде трудов, главный из которых «Летопись и мысли старого педагога».
«Я пришел к убеждению, что воспитатель больше всего воспитывает, когда меньше всего об этом думает. Самые блестящие красноречивые слова и доказательства, а равно и суровые взыскания имеют меньше значения, чем поступки, слова, движения и мнения, высказанные не прямо по отношению к воспитанникам, но тогда, когда воспитатель думает, что его воспитанники не видят. Словом, все, что обнаруживает воспитатель, когда он не в роли воспитателя, производит гораздо большее впечатление и вызывает подражание.
… Чтобы хорошо понимать чужую молодость, надо понимать свою. Надо помнить, что юность людей часто неразумная, но в основе всегда чистая и благородная, что пылкость и увлечения, свойственные ей, хотя и получают дурное направление под влиянием страстей, характера и наследственности, но на все высокое и благородное юность более отзывчива, переходы от одного к другому совершаются быстро, и хорошие чувства всегда получают преобладание. Здесь главная задача педагога».
До дня кончины автор этих строк входил в попечительский совет гимназии. Заботился о пополнении библиотеки и кабинетов, помогал в подборе учителей. Преподаватели кадетского корпуса вели уроки и в женской гимназии. Их дочери и сестры там учились, преподавали, становились классными дамами. Весьма существенны для женской гимназии были связи генерала Якубовича в столичных кругах. В марте 1900 года во главе всех военно-учебных заведений России был поставлен великий князь Константин Константинович, один из самых культурных и гуманных людей того времени. Он посещал Симбирский кадетский корпус с инспекторскими задачами. В декабре 1903 года, когда указом императора корпусу было пожаловано знамя, великий князь приезжал для его торжественного вручения. Во время поездок он бывал в семье Якубовичей. Понятно, что покровительство столь высокого гостя повышало статус гимназии. В 1914 году Н.А. Якубович умер. В женской гимназии в память о нем был установлен его портрет и учреждена именная стипендия.
К преподаванию привлекались лучшие учителя Симбирска. Их заботы и старания учениц приносили благодатные плоды: выпускницы поступали на высшие курсы, избирали делом жизни медицину, коммерцию, становились домашними учительницами. Многие посвящали жизнь только семье – воспитывали детей, заботились о близких. Гимназистки участвовали в общественной жизни Симбирска: праздничных событиях в честь юбилея Гончарова, 100-летия Отечественной войны 1812-14 годов. Проводили благотворительные сборы средств в помощь беженцам из западных губерний и на подарки воинам. В годы Первой мировой войны в гимназии был устроен лазарет, где за больными и ранеными ухаживали классные дамы и старшие гимназистки.
Гимназия Якубович проработала 20 лет, ежегодное число учениц доходило до трехсот. Последним учебным годом стал 1918-й. После октябрьского переворота началась ломка российской системы образования. Многим учителям и семьям учащихся пришлось бежать из страны – «бывших» и «чуждых элементов» не щадили.
Таисия Николаевна исчезла бесследно. Генеральской дочери, к тому же награжденной медалями «За усердие» и «В память 300-летия царствующего дома Романовых», рассчитывать на снисхождение не приходилось. Часть учителей остались, с них были взяты подписки о лояльности новой власти. Среди пострадавших от репрессий оказалась учительница Ольга Тарасова. Ее посадили в концлагерь, устроенный большевиками на территории Спасского монастыря. Обвинений не предъявили, к заступничеству школьного совета не прислушались. О судьбе Тарасовой никто ничего не узнал. На базе бывшей гимназии открыли единую трудовую школу первой ступени.
Понятно, что опыт педагогов, которые верили в отзывчивость юности на все высокое и благородное, остался невостребованным, а заслуги семьи Якубович в просвещении Симбирского края долгие годы замалчивались.