Наказание за клевету в СМИ увеличится в разы
Совет Федерации рассматривает законопроект, возвращающий в УК РФ понятие клеветы. За четыре дня проект прошел все три чтения в Госдуме, несмотря на активный протест журналистского сообщества.
По предложению президента РФ, из текста статьи исключили наказание в виде тюремного заключения, зато в несколько раз увеличили штрафы, доведя их до максимума в 5 млн. рублей.
«Прейскурант»…
Теперь в статье о клевете не три части, а пять.
Максимальный штраф предусмотрен за заведомо ложное обвинение в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления. Размер взыскания с осужденного составит до 5 млн. рублей. Как альтернатива наказанию предусмотрены взыскание штрафа в размере трехлетнего заработкаили 480 часов обязательных работ. Для сравнения, ранее штраф был в 16 раз меньше - 300 тыс. рублей.
Следующее по тяжести обвинение - клевета о том, что человек имеет заболевание, опасное для окружающих, или что он совершил преступление сексуального характера. За это предусмотрен штраф до 3 млн. рублей. Альтернатива - штраф в размере трехлетней зарплаты или 400 часов работ.
Наказание за клевету, совершенную с использованием служебного положения, - до 2 млн. рублей, или в размере двухлетнего дохода осужденного, или 320 часов исправительных работ.
За клевету в публичном выступлении, в демонстрирующемся произведении или в СМИ будет взиматься до 1 млн. рублей. Как вариант - штраф в объеме годового дохода осужденного или 240 часов обязательных работ. В старой редакции штраф был в 5,6 раз меньше - 180 тыс. рублей.
Наконец, клевета, порочащая честь и достоинство лица и подрывающая его репутацию, будет наказываться штрафом до 500 тыс. рублей, в размере полугодового дохода или в виде 160 часов обязательных работ. Ранее за такую клевету взималось 80 тыс. рублей.
Отдельно предусмотрено наказание за клевету на судью, присяжного, прокурора, следователя, дознавателя и судебного пристава. В случае с первыми двумя - штраф до 2 млн. рублей, в размере трехлетнего дохода осужденного или 360 часов исправительных работ. В остальных случаях - до 1 млн. рублей, в размере двухгодичного заработка или 320 часов работ. Если эти лица заведомо ложно обвинили в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, осужденный заплатит такой же штраф, как и в отношении остальных граждан (до 5 млн. рублей).
Журналисты недоумевают
Эксперты интернет-издания Газета.ру отметили ряд нестыковок в законопроекте. За преступления сексуального характера и тяжкие/особо тяжкие преступления предусмотрены разные наказания. Хотя УК РФ и так относит действия сексуального характера к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Адвокат издания Константин Ривкин назвал это «юридико-технической неграмотностью, которая создаст проблему судам».
Эксперты также замечают, что пункт о клевете с использованием служебного положения не расшифрован. А потому может применяться судом в отношении главных редакторов изданий. Из-за этого упущения их можно будет привлечь к уголовной ответственности вместе с журналистами. «Не готов сказать, о чем именно думали наши законодатели, когда вводили эту норму, но боюсь, что на практике суды действительно смогут подразумевать использование служебного положения не только на государственной службе, но и в коммерческих и иных организациях», - не исключил адвокат издания Вадим Прохоров. По его мнению, невнятность закона может привести к тому, что «главный редактор, принимая решение о публикации той или иной статьи, пойдет по более тяжелой статье, чем журналист».
Разграничение наказания за клевету на судей, присяжных, следователей и прокуроров и вовсе называют курьезным. Клевета на прокуроров будет наказываться в два раза меньшим штрафом, чем клевета на присяжных, - один млн. рублей против двух. «Наличие подобного прейскуранта умиляет. Глядя на все эти ужимки и прыжки, <…> у меня складывается впечатление, что наше государство таким образом намерено бороться с финансовым кризисом, пополняя свой бюджет», - заявил г-н Ривкин.
Категорически против нового законопроекта высказались также председатель Большого жюри Ульяновского регионального отделения Союза журналистов России Геннадий Антонцев и председатель ульяновского регионального отделения Союза журналистов России Олег Самарцев. Так, г-н Самарцев заявил: «Я не былсторонником реализации изменений в статью «Клевета». Возвращение ее сегодня станет повторной ошибкой законодателей. Неработающая статья в ее прошлом виде станет еще менее работающей либо примет репрессивный характер. Вместо политических игр, связанных с такими серьезными вопросами, депутатам стоило бы заняться совершенствованием законодательства в журналистской сфере вообще. А это - излишняя суета, и не к чему хорошему она не приведет».
Эльмира Мухаметшина
фото - www.image.tsn.ua