€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Налоговое администрирование ужесточают
Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ внес изменения в более 20 законодательных актов, в том числе, и в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Новации направлены на противодействие незаконным финансовым операциям. Поэтому немудрено, что законодательство ужесточилось. Приятных для налогоплательщиков поправок нет.
Новшества в налоговом законодательстве
С 30 июля 2013 года, за исключением отдельных положений, закон № 134-ФЗ вступил в силу. Изменения затрагивают как юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), так и физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Полностью Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Документы из налоговой
С 30 июля 2013 года ст. 31 «Права налоговых органов» НК РФ дополнена новым п. 5, согласно которому все документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий, должны направляться по почте по следующим адресам:
- налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места его нахождения (места нахождения его филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
- налогоплательщику - ИП - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в ЕГРН (форма такого заявления будет утверждена ФНС).
Приостановление операций по счетам
В настоящее время налоговые органы могут приостановить операции по счетам налогоплательщика, если онв течение 10 днейпосле установленного срока для сдачи налоговой отчетности так и не сдал декларацию.
С 1 января 2015 годаприостановить операции по счетам из-за несдачи декларации в срок налоговики смогут в течение трех лет со дня истечения указанных десяти дней. То есть законодатели дали налоговикам время для маневра.Приостановить операции по счетам налоговики смогут и в случае неисполнения организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. Если эти документы не будут переданы инспекторам в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для их передачи, счета компании будут заблокированы. В ст. 76 НК РФ появился новый п. 3.1, посвященный сроку отмены решения о приостановлении операций по счетам.
Обратите внимание! Все эти правила будут распространяться не только на налогоплательщиков и налоговых агентов, но и наорганизации и ИП, не являющиеся налогоплательщиками (налоговыми агентами), но которые обязаны представлять декларации в соответствии с НК РФ. Например, «упрощенцев», выставивших счет-фактуру с выделенной суммой НДС.
Истребование документов о сделках с контрагентами
С 30 июля 2013 года согласно новшествам в ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе вне рамок налоговых проверок истребовать у любых лиц документыпо конкретной сделке(ранее речь шла только об информации). При этом инспекторы должны обосновать необходимость получения документов и информации. Конечно, и ранее налоговый орган запрашивал документы. Некоторые налогоплательщики не соглашались с такими действиями и выигрывали дела в суде. Теперь оснований для этого не будет.
П. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговикам предоставлены дополнительные права по истребованию документов (счетов-фактур, первичных и иных документов) у налогоплательщиков. Налоговые органы вправе истребовать документы для выяснения причин выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в налоговой декларации по НДС, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации, представленной контрагентом, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленной лицами, поименованными в п. 5 ст. 173 НК РФ.
Уточнения правил камеральных проверок
Существенные изменения внесены в ст. 88 НК РФ, посвященную проведению камеральных проверок. С 1 января 2014 года у налоговых органов появится еще несколько оснований требовать от налогоплательщиков объяснения в ходе проведения камеральной проверки деклараций.
Во-первых, если налогоплательщик представит уточненную декларацию или расчет, где уменьшит сумму ранее начисленного налога, то налоговая инспекция получает право потребовать представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, почему это произошло.
Во-вторых, налоговики получили право требовать от налогоплательщиков доказательства размера убытка, если налоговая декларация или расчет были представлены с убытком.
В-третьих, при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух летсо дня, установленного для ее подачи, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговые органы получают право потребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.
С 1 января 2015 годав новой редакции будет действовать п. 8.1 ст. 88 НК РФ. Он посвящен особенностям камеральной проверки деклараций по НДС. Суть поправок сводится к тому, что при каких-либо расхождениях в сведениях, содержащихся в проверяемой налоговой декларации, и данных, которыми будет располагать налоговый орган, контролеры вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
Измененып. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ. С 1 января 2015 года налоговые органы получат доступ на территорию налогоплательщика или в его помещение, а также право на осмотр при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.
ПАМЯТКА: Сегодня проведение осмотра помещений и территорий в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено. Это можно сделать только в рамках выездной налоговой проверки.
Новое в налоговой отчетности по НДС
Новшества, связанные с представлением отчетности, внесены в п.5 ст. 174 НК РФ. С 1 января 2014 года все плательщики НДС (организации и ИП) должны будут сдавать налоговую декларацию только в электронном виде. Причем, независимо от численности работников.А с 1 января 2015 года - и налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками, или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанности налогоплательщика. Срок подачи остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Электронные НДС-декларации надо будет сдавать всем, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС. К ним относятся, в том числе: налоговые агенты по НДС, не являющиеся плательщиками этого налога; спецрежимники и другие компании, которые не должны платить НДС (к примеру, если они освобождены от этого налога).
Очень важно! Следует заранее заключить договор со спецоператором о сдаче отчетности в электронном виде.
Если вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция должна ее принять. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на 200 рублей. Посредники, которые сами плательщиками НДС не являются, но выставляют и/или получают счета-фактуры (в рамках договоров поручения, комиссии или агентских договоров), должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в рамках данной деятельности.
ПАМЯТКА: С 2015 года такие посредники - неплательщики НДС будут представлять в электронном виде журналы учета в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Штраф по ст.119 НК РФ
С 1 января 2014 года в новой редакции будет действовать п. 1 ст. 119 НК РФ: непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5%от неуплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации - за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления. Но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Обратите внимание! Из действующей сегодня формулировки убрали указание на субъект правоотношений - налогоплательщика. Соответственно, по данной статье можно будет привлечь к ответственности и налогового агента, и лицо, не являющееся плательщиком НДС, если выставлены счета-фактуры с выделенной суммой налога (например, организации и ИП, применяющие УСН).
Информация о вкладах и депозитах
С 1 июля 2014 года налоговики получат доступ к информации не только о счетах, но и о вкладах и депозитах организаций и ИП. Причем сведения об открытии или закрытии счета, вклада или депозита банки должны будут сообщать налоговикам и в отношении обычных граждан, не занимающихся бизнесом. Такие поправки внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.
Прочие поправки
Вступили в силу еще два федеральных закона - от 2.07.13 № 153-ФЗ (с 3 августа 2013 года) и от 23.07.13 № 248-ФЗ (с 24 августа 2013 года).
1. Новый порядок подачи возражений на акт проверки
Федеральным законом от 23.07.13 № 248-ФЗ срок подачи возражения увеличен с 15 дней до одного месяца с даты получения акта. При этом переходными положениями закона установлено, что компании и ИП, получившие акты проверки (или их отдельные положения) 24 июля и позже, могут подать возражение по новому сроку, то есть в течение месяца. Разъяснения приведены также ФНС России в письме от 15.08.13 № АС-4-2/14794.
2. Представление сведений о среднесписочной численности
Предприниматели, у которых нет наемных работников, не должны представлять сведения об их среднесписочной численности.
3 . Страховые взносы предпринимателей в 2014 году
С 2014 года изменится порядок уплаты страховых взносов ИП за себя. Принят закон от 23.07.13 № 237-ФЗ. Изменения внесены в ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Согласно новым правилам размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется так:
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз;
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Порядок уплаты фиксированного размера страхового взноса по ОМС не изменился.
4. Регламент проведения налоговых комиссий: кого, за что и когда надо приглашать
Налоговые комиссии уже давно стали обычной практикой, хоть они и не предусмотрены законодательством. Впервые в письме ФНС России от 17.06.13 № АС-4-2/12722 изложен четкий регламент проведения налоговых комиссий. Установлен единый порядок, которого все инспекции обязаны придерживаться. Безопаснее не игнорировать вызов на комиссию. Иначе инспекторы придут с выездной проверкой.
5. Отчетность за предпринимателя может сдать в инспекцию его представитель только по доверенности, заверенной у нотариуса
Вопрос спорный. Однако в Письме Минфина РФ от 1.08.13 № 03-02-08/30900 разъяснено, что за предпринимателя отчетность можно сдать лишь на основании доверенности, заверенной у нотариуса. Во избежание проблем при сдаче деклараций следует узнать, как принимают отчеты в вашей инспекции.
Обратите внимание! С 1 сентября 2013 годавступил в силу закон от 7.05.13 №100-ФЗ, который внес поправки в Гражданский кодекс РФ, в частности, в оформление доверенностей. Любую доверенность можно составить в произвольной форме, срок доверенности больше не ограничен.Предельный срок действия - три года - отменен. С 1 сентября доверенность можно оформлять на любой период.Дата составления в доверенности по-прежнему является обязательной.Оформляя доверенность, можно больше не ставить на нее печать. Различные письма и уведомления, которые направлены контрагенту, будут иметь силу после того, как партнер их получит.
В заключение
Очередные летние поправки в НК РФ вряд ли будут по душе налогоплательщикам, так как налицо ужесточение мер налогового администрирования.Дополнительная административная нагрузку налагается, в первую очередь, на добросовестных налогоплательщиков, фактически превращая камеральную налоговую проверку в выездную.
Вызывают тревогу и поправки, касающиеся приостановления операций по счетам. Это приведет к увеличению числа споров с налоговыми органами. Поправки негативно повлияют и на инвестиционный климат в стране.Они не соответствуют заявленному курсу на упрощение налогового администрирования.
Эльмира Багаутдинова, независимый эксперт, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России
фото - volynnews.com