Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Наружку «подвесили»

Рынок наружной рекламы Ульяновска в подвешенном состоянии, заявляют представители антимонопольной службы. Они уверены: виновники этой ситуации - местные власти

 

Рынок наружной рекламы Ульяновска в подвешенном состоянии, заявляют представители антимонопольной службы. Они уверены: виновники этой ситуации - местные власти.

 

Затянули с утверждением

В начале этой недели УФАС по Ульяновской области сообщило главе региона Сергею Морозову о том, что руководство двух крупнейших городов области - Ульяновска и Димитровграда - нарушает рекламное законодательство. Дело в том, что по действующей редакции закона «О рекламе», органы местного самоуправления обязаны были утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года. По состоянию на 1 марта 2014 года администрации Ульяновска и Димитровграда эти схемы не утвердили, сообщают в УФАС. А значит, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции проводиться не могут.

Закон «О рекламе» гласит: схема размещения всей наружной рекламы должна утверждаться муниципальной властью. Предполагается, что таким образом мэрии смогут влиять на архитектурный облик городов. Рекламные конструкции на земельных участках, зданиях и другой недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на участках, госсобственность на которые не разграничена, должны распределяться между рекламными компаниями через торги. В конце 2013 года в Ульяновске планировалось, что торги состоятся весной

 - На территории г. Ульяновска большая часть рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, установлена на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с истекшим сроком действия. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон прекращаются. Таким образом, в настоящее время рекламные конструкции находятся в состоянии неопределенности («в подвешенном состоянии»), что негативно сказывается на эффективности функционирования рынка наружной рекламы Ульяновской области, - пишет пресс-служба регионального УФАС.

Как стало известно «ДО», схему размещения рекламных конструкций в Ульяновске подрядчик сдал еще в сентябре 2013 года, но согласования все еще нет. Из-за постоянных корректировок со стороны местных властей принятие схемы постоянно откладывается (окончательное решение об утверждении принимает комитет по архитектуре и благоустройству администрации Ульяновска). Ассоциация коммуникационных агентств Ульяновской области (АКАУ) активно предлагает собственную помощь и поддержку городским властям в решении этого «рекламного вопроса», но чиновники пока не очень охотно принимают помощь профессионалов. Наверное, представителям АКАУ пора принимать более серьезное участие в этом процессе, т.к. цель организации - защита и развитие рекламного местного бизнеса. 

В городах конфликтуют

Одной из первых в России торги на рекламные места провела Москва. Первый аукцион прошел в августе 2013 года. Семь компаний «разыграли» между собой почти 7,4 тыс. конструкций рекламы - это 60% всех предусмотренных для размещения носителей. Итоговая стоимость лотов превысила 75 млрд. рублей на 10 лет. В октябре 2013-го операторы наружной рекламы, победившие в торгах, заключили первые договоры на установку конструкций. Оставшиеся 40% рекламных мест планируется продать «с молотка» в мае 2014-го.

Почти все победители московского аукциона - известные компании, «игроки» со стажем. Еще раньше аналогичные торги прошли в Казани: там рынок разделили четыре крупные столичные фирмы. Сразу после этого, в июне 2013-го, «Опора России» забила тревогу. «В большинстве регионов России наблюдается монополизация рынков наружной рекламы крупными иностранными рекламными компаниями», - заявила общественная организация малого и среднего предпринимательства на своем сайте. «Опора» высказала опасения о возможном сокращении рабочих мест в этой сфере и резким ростом цен на услуги.

Из закона «О рекламе»: «Участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными. <…> Преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы <…> признается положение лица, при котором его доля  <…> превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). <…> В случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается несостоявшимся».

Продолжается передел рынка в Краснодаре. Первые торги там прошли в декабре 2013-го. С тех пор рынок уменьшился вдвое: компании-победители успели установить пока только треть всех рекламных конструкций, а нагрузка на уже установленные щиты и пилоны почти стопроцентная. По некоторым оценкам игроков рынка, стоимость наружной рекламы после торгов выросла на 70%.

В Оренбурге торги рекламных конструкций привели к скандалу. Сразу несколько компаний, проигравших аукционы, подали жалобы в УФАС и арбитражный суд с целью признать результаты торгов недействительными. Причина в том, что из 26 организаций, которые подали 89 заявок, комиссия допустила к аукциону всего шесть компаний (без указания конкретных оснований). Арбитраж запретил организатору торгов предпринимать дальнейшие шаги. Мэрия Оренбурга, в свою очередь, пообещала создать специальную комиссию и провести собственное расследование.

Что ждет ульяновский рынок?

Как изменится рынок наружной рекламы в Ульяновске после «передела», станет понятно только тогда, когда прояснятся условия проведения аукционов. Вот что говорит директор компании «Фабрика безупречной рекламы» Максим Кучеренко:

- Если одним лотом будет выставляться один щит - я считаю, будет полный бардак. Если 20-25 конструкций, как делается в других городах, это будет более правильно. Рост цен в любом случае будет, я думаю, не менее чем на 20-30%. Закрываться мелкие компании не будут, потому что у нас в городе щиты имеют либо крупные фирмы, либо организации, использующие щиты рядом со своими зданиями для собственных нужд. Им придется арендовать конструкции у операторов наружной рекламы. Что касается монополизации рынка - она возможна. Но опять-таки это будет зависеть от условий аукциона.

Игроки ульяновского рынка наружной рекламы опасаются повторения ситуации в Казани. Новую схему размещения конструкций город может увидеть уже этой весной: вмешательство УФАС обещает довольно скорое развитие событий. 

Эльмира Кобина

фото - tehnogrup.com

13194

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: