€ 105,11
$ 96,07
¥ 13,48
Нацпроект номер шесть?
В российском календаре появился новый профессиональный праздник. С нынешнего года 26 мая — День российского предпринимательства.
А очередной комплекс мер правительства РФ по поддержке малого бизнеса в кулуарах уже называют шестым национальным проектом.
Посчитаем и поправим
Цифры известные: в России малый бизнес — это 12-17% ВВП (при общемировом показателе выше 50%) и менее 1 млн. предприятий (при 2 млн. во Франции и в Великобритании, 6 млн. —
в Японии, 19 млн. — в США). При этом только на федеральном уровне надзор за бизнесом по 45 видам контроля ведут порядка 30 органов, а официальные отчисления малых предприятий на всякого рода согласовательно-разрешительные процедуры доходят до 10% от выручки.
О необходимости менять «правила игры» говорят с завидным постоянством, но далеко не каждое изменение облегчает существование российских малых фирм и частных предпринимателей. Очередной точкой отсчета
в отношениях бизнеса и власти стало мартовское заседание президиума Госсовета РФ в Тобольске. Речь шла о развитии малого бизнеса. А тон разговору задавал Дмитрий Медведев.
После дискуссии, в которой участвовали члены правительства РФ, главы регионов, руководители предпринимательских союзов, избранный президент объявил о намерении «провести ревизию всего нормативного материала», связанного с отношениями госорганов и малых предпринимателей — дабы устранить избыточный контроль и «псевдолегальные платежи». Кроме того, рекомендовано «проработать в установленном порядке» проекты федеральных законов о микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации, региональные программы развития малого предпринимательства, перечень имущества, которое предоставляется в аренду. Еще Медведев пообещал дать отдельные поручения по запрету внепроцессуальных проверок милиции, созданию службы «одного окна» и облегчению условий присоединения к энергосетям.
Не прошло и месяца после «предпринимательского» Госсовета, как заместитель председателя правительства РФ Александр
Жуков подписал положительное официальное заключение на законопроект об отмене использования контрольно-кассовой техники предпринимателями — плательщиками единого налога на вмененный доход. В мае Госдума должна рассмотреть все предложенные поправки, а затем проект Федерального закона № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» рассмотрит нижняя палата парламента. Уже во втором чтении (первое чтение этот документ прошел еще в октябре прошлого года).
Следующим в части нововведений оказалось МЧС. Министерство объявило, что намерено снять с себя львиную долю противопожарных проверок и передать их в ведение частных структур. Официальная цель этой затеи — устранение административных барьеров, снижение давления на бизнес и исключение из проверочного процесса «коррупционной составляющей». Суть же внедрения института частного пожарного аудита такова. Госпожнадзор будет проверять только крупные пожароопасные объекты и здания с массовым пребыванием людей. А предприятия малого и среднего бизнеса смогут вызвать к себе независимого пожарного аудитора (имеющего соответствующую лицензию), который за определенную плату обследует объект на предмет пожарной безопасности, укажет на недочеты и разъяснит, как их устранить. Устранил все замечания — получай свидетельство о том, что с пожарной безопасностью все в порядке. Документ этот передается в Госпожнадзор и в течение пяти лет служит своеобразной «индульгенцией». Пока данное новшество вводится в порядке эксперимента в Москве, Санкт-Петербурге, Хакасии и Удмуртии, а впоследствии будет распространено на остальную Россию. Облегчит ли это развитие малого бизнеса — покажет время.
Кстати говоря, «ОПОРА России», которая ежегодно измеряет уровень административных барьеров (посредством массовых
опросов предпринимателей),
утверждает, что в рейтинге проблем бизнеса барьеры отошли на пятое место. Сегодня предприниматели больше всего сетуют (в порядке убывания) на нехватку кадров, недостаточность финансовых ресурсов, несправедливую конкуренцию и недоступность помещений и инфраструктуры. Поможет ли государство в решении этих проблем? Судя по документу, поступившему в регионы нынешней весной, — очень может быть.
Устраним и обеспечим
Рожденный в недрах правительства РФ документ имеет длинное название («Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства») и солидный объем (30 страниц).
Состоит документ из 14 разделов, в числе которых:
- обеспечение доступа малого предпринимательства к объектам инфраструктуры (недвижимость плюс присоединение к электросетям,
- газопроводам, тепловым и водоканальным сетям);
- доступ к финансовым ресурсам;
- налогообложение;
- поддержка предпринимательской инициативы, обучение;
- регистрация предприятий;
- лицензирование;
- контроль субъектов предпринимательской деятельности.
А еще малый бизнес «расписали» по видам деятельности, по каждому из которых предусмотрен свой комплекс поддерживающих мер. В отдельные разделы выделены здравоохранение и социальные услуги, промышленность, строительство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, общепит, инновационный малый бизнес.
Каждый раздел содержит перечень мер, направленных на облегчение доли малого бизнеса, а также срок реализации этих мер, вид документа («закрепляющего» ту или иную меру) и указание министерств, ответственных за реализацию каждого конкретного меро-приятия.
Судя по «Комплексу мер», в 2008 году будет принято несколько федеральных законов, регулирующих деятельность предпринимательства. Уже в мае должен выйти закон, которого так ждет малый бизнес: «Об особенностях приватизации государственного и муниципального имущества для арендаторов — малых предпринимателей». Он установит внеконкурсный выкуп помещений площадью до 300 кв. метров — для приоритетных видов деятельности и по рыночным ценам.
На май планируются изменения в закон №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в части электроснабжения будет исключен из перечня регулируемых. Плату же за технологическое присоединение доверят регулировать регионам.
Еще одно майское мероприятие — внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ. Из бюджетов всех уровней будет разрешено выплачивать субсидии (гранты) начинающим предпринимателям. На субсидии из бюджета смогут рассчитывать и некоммерческие организации инфраструктуры под-
держки малого и среднего предпринимательства, не являющиеся бюджетными учреждениями.
В июне планируется принять изменения в российское законодательство о приватизации, в части особенностей приватизации государственного и муниципального имущества для арендаторов — малых предпринимателей.
В частности, намечено втрое уменьшить задаток при проведении торгов по продаже недвижимого имущества, а также увеличить рассрочку для оплаты имущества, купленного на торгах, до пяти лет.
На август-сентябрь запланирован целый ряд изменений, касающихся системы налогообложения малого бизнеса. Так, при расчете ЕНВД намечено отменить коэффициент-дефлятор. В обрабатывающей промышленности, строительстве и предоставлении коммунальных услуг увеличат критерий величины оборота, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения. Предпринимателям, которые нанимают на работу членов семьи, разрешат применять патент. А субъектам РФ запретят сокращать перечень видов деятельности, подпадающих под упрощенное налогообложение на основе патента. При этом поступления от оплаты стоимости патентов будут переданы на уровень муниципалитетов.
В октябре должны быть внесены изменения в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В числе новшеств — норма о том, что результатом первой проверки для субъектов малого бизнеса должно быть предписание, а не штрафные санкции. Регламентируют количество часов, отведенных в год на проведение плановых проверок всеми государственными органами. А если проверка проводилась с грубыми нарушениями правил и процедуры, то ее результаты будут признаваться недействительными.
На ноябрь запланированы изменения, предусматривающие особенности выделения земельных участков для создания бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков. На декабрь — изменения в требованиях к процедуре сдачи в аренду малому и среднему бизнесу зданий и помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Предполагается, что будет установлен исчерпывающий перечень документов для заключения договоров аренды, появится требование обязательного использования долгосрочных (свыше трех лет) договоров аренды, а также жесткое требование публичности информации о порядке предоставления свободных зданий и помещений.
А с июля по декабрь предусмотрен целый комплекс мер, упрощающих процедуру регистрации (как юрлица, так и предпринимателя без образования юрлица), процедуру открытия нового дела, а также ликвидацию региональных ограничений начала собственного бизнеса. Обещано, что законодательно будет закреплена замена большинства разрешительных моментов на уведомительные, в том числе с использованием Интернета. Количество лицензируемых видов деятельности будет сокращаться, а сохранившиеся лицензии станут продлеваться автоматически (если предприниматель не нарушал условий лицензирования).
И снова — по вертикали?
Этот Комплекс мер, в рамках которого придется потрудиться практически каждому министерству, «спущен» в российские регионы. И уже в апреле стали появляться документы регионального масштаба. Поручение губернатора — председателя правительства Ульяновской области за номером 265 называется «Поручение по первоочередным мерам развития малого бизнеса».
По объему этот документ поменьше федерального (18 страниц), но по содержательной части — достаточно насыщен. Так, в плане доступа малого бизнеса к объектам инфраструктуры предусмотрено формирование имущественной инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей (речь — о бизнес-инкубаторах); создание специализированных фондов регионального и муниципального имущества, которое будет сдаваться в аренду малым предприятиям; «зеленая улица» малым арендаторам при приватизации муниципального и госимущества.
Для упрощения доступа к объектам инфраструктуры намечается снижение платы за технологическое присоединение к электро-, газо-, тепло- и водоканальным сетям, а также разработка проекта постановления регионального правительства о контроле взимания платы за технологическое присоединение и порядке урегулирования возникающих споров.
Расписаны мероприятия по обеспечению доступа к финансовым ресурсам, формированию прозрачной процедуры предоставления земельных участков, ликвидации региональных ограничений начала собственного бизнеса, обучению малых предпринимателей, подготовке специалистов для малых и средних предпринимателей.
Есть сроки реализации каждого мероприятия. Названы министерства, ответственные за каждое мероприятие. Указаны даже фамилии конкретных чиновников, которым в каждом из региональных министерств предстоит обеспечивать «зеленую улицу» малому бизнесу.
А дабы работа велась успешнее, приложением к Поручению утвержден состав координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства, в который наряду с представителями бизнеса войдут чиновники. Координационный совет будет собираться один раз в две недели — исключительно предметно. Уже на май намечено держать ответ областному министерству госимущества и земельных отношений.
Обо всем этом представителям ульяновского бизнеса рассказал министр промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Вильдан Зиннуров. Обещано, что документ — не догма («Меры будут изменяться и дополняться»). Обещано, что с чиновников спросят («Когда комплекс мер пойдет на уровне поручения губернатора — от него не отвертишься»). Но и предпринимателям предложено быть активнее («У чиновников есть обязанности выполнять поручение губернатора. От предпринимателей потребуются информация и инициатива»).
В ближайшее время будет утвержден график заслушивания министерств на заседаниях правительства области по реализации комплекса мер.
Как «измерить» малый бизнес
— По Поручению будем работать точечно, — обещал предпринимателям Вильдан Зиннуров.
Но как посчитать, насколько успешно поддерживают малый бизнес в области? И что думают сами представители бизнеса по поводу этого документа?
— Все в целом хорошо — считает председатель совета регионального отделения «Деловой России» Владимир Ефимов. — Но нет целеполагания. Нужна цель. Нужны базовые цифры, к которым мы должны прийти.
Так по каким же критериям оценивать эффективность усилий региональной власти по поддержке малого бизнеса? В законопроекте «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ульянов-ской области» в числе таковых — увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса на 100 тыс. человек населения; увеличение среднесписочной численности работников, занятых на малых и средних предприятиях; рост их зарплаты; увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса.
Если исходить из этих показателей, то в общем и целом с малым бизнесом у нас все неплохо. По данным Облстата, за 2007 год число субъектов малого бизнеса в Ульяновской области выросло с 7,5 тыс. до 8,5 тыс., численность занятых в этом секторе экономики увеличилась с 76,7 тыс. до 93,8 тыс. человек, фонд оплаты труда поднялся до 6,4 млрд. рублей (рост на 43,3%). 23% прибавили малые предприятия по обороту и выручке. А средняя зарплата подросла на целых 38%, достигнув 6249 рублей. Причем по темпам развития малый бизнес в 2007 году вдвое превзошел темпы роста региональной экономики.
А если от количественных измерений перейти к качественным? УРО «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области» предлагает шесть индикаторов: количество субъектов малого и среднего бизнеса, процентная доля занятых в малом бизнесе от общего количества занятого населения, количество предпринимателей на тысячу жителей области, доля продукции малых предприятий в общем объеме ВРП, удельный вес добавленной стоимости на предприятиях малого бизнеса, объем произведенной продукции на одного работающего.
Однако подсчитать все это практически невозможно. Во-первых, нет методики расчета. Во-вторых, отсутствуют объективные цифры, позволяющие сосчитать все до рубля. Статистические и налоговые данные — несовершенны. По видам деятельности малые предприятия «растворены» в общей массе хозяйствующих субъектов, а в налоговых поступлениях учитываются только ЕНВД и «упрощенка». Малые предприятия, работающие на классической системе налогообложения, остаются «вне зоны доступа».
Количество субъектов малого бизнеса — и вовсе не показатель, в силу своей необъективности и некорректности. Кто скажет, сколько в официальных данных фирм, почивших в бозе, но не снятых с налогового учета? А сколько искусственно созданных компаний — исключительно в целях оптимизации налогообложения?..
Между тем в 2007 году Указом президента России определен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. К малому бизнесу в этом объемном перечне относятся только два: доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса и индекс оборота розничной торговли. Эти данные спланированы до 2012 года.
Стандарты — двойные?
Как бы то ни было, систему индикаторов деятельности малого бизнеса действительно нужно разрабатывать. И не на региональном уровне — на федеральном. Чтобы по этим критериям можно было оценивать и масштабы развития бизнеса в регионе, и работу каждого министерства с точки зрения поддержки предпринимательства.
— И тогда чиновники сами придут к нам и спросят, что им нужно сделать, чтобы показатели по этим критериям были выполнены, — рассуждают представители бизнес-объединений. — Потому что от этого будет зависеть оценка их работы, включая зарплаты и премии.
Но за всеми этими благими намерениями проступает политика двойных стандартов. Формально и политически с чиновника требуют всяческой поддержки бизнеса, а в рамках своего должностного функционала он отвечает совсем не за это. Как заинтересовать, скажем, чиновника мин-имущества в снижении арендной платы малым предприятиям, если ему по должности положено радеть за рост бюджетных доходов от использования госимущества?..
Не в каждом регионе все ладно и с бюджетной поддержкой предпринимательства. Ульянов-ская область — нагляднейшее тому подтверждение. Пока региональный закон о развитии малого и среднего бизнеса остается всего лишь проектом, в областном парламенте возможны любые метаморфозы с бюджетной строкой, которая предусматривает под-держку предпринимательства.
Если обратиться к предыстории вопроса, можно легко убедиться в том, что даже подкрепленные областными законами строки бюджета легко подвергались секвестру или в корне менялась структура расходов. А с достаточно скромными суммами, на которые в течение целого ряда бюджетных периодов претендовал малый и средний бизнес, обходились и вовсе бесцеремонно.
Вопрос: «Сколько закладывать на малый бизнес?» — один из самых острых. Прописанный на 2008 год объем бюджетной поддержки составляет 10 млн. рублей. И это при 900-миллионном объеме налоговых поступлений от малого бизнеса!
— Доля поступлений от малого и среднего бизнеса в консолидированный бюджет области равна 6%. Бюджетная же поддержка этого сектора экономики — только 0,01%, — говорит директор департамента развития предпринимательства областного министерства промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Олег Гуляев. — Если заложить в бюджете хотя бы 1%, мы могли бы рассчитывать в 2008 году на 100-150 млн. рублей федеральных средств поддержки. Софинансирование — основное и принципиальное требование, когда идет речь о федеральных субсидиях или участии регионов в целевых программах. Да что там 1%, если даже и с 10 миллионами возникают проблемы. Согласования по этой строке пошли уже по четвертому кругу! Профильный комитет Законодательного Собрания одобрил-таки цифру. Камнем преткновения по-прежнему остаются региональные министерства финансов и экономики.
Не удается ульяновскому бизнес-сообществу добиться и того, чтобы каждый региональный законопроект, так или иначе затрагивающий деятельность малого бизнеса, проходил согласование в объединениях предпринимателей, координационном совете по предпринимательству или хотя бы в профильном министерстве.
В этом плане совсем не случайно возникает вопрос о том, кто же должен возглавлять областной координационный совет по развитию малого и среднего бизнеса. Ульяновский губернатор Сергей Морозов считает, что надо уходить от практики, когда общественные советы возглавляют чиновники. Пора передавать бразды правления представителям гражданского общества. Часть представителей бизнес-сообщества считает так же. Но другая часть, гораздо более многочисленная, убеждена: если во главе совета не встанет лично губернатор, толку от этих сборов не будет. Резон в таких рассуждениях есть. Он подкреплен многолетней практикой и нашей ментальностью. А еще — значительной неоднородностью ульяновского малого и среднего бизнеса.
Эта неоднородность проявляется и в подходе к «профессиональному празднику», подаренному предпринимателям президент-ским указом. Средний бизнес предлагает в честь нового праздника сделать подарок городу и землякам: организовать, скажем, масштабное благотворительное мероприятие. Представители же многочисленного малого бизнеса хотят, чтобы в День российского предпринимателя город и область чествовали их — малых, трудолюбивых и стойких ко всякого рода рыночным перипетиям. Оба этих подхода имеют право на существование. И на осуществление.
А «Деловое обозрение» решило подарить ульяновским предпринимателям в честь их праздника несколько бизнес-историй. Героями для них мы выбрали представителей разных сфер малого бизнеса. Каждый из них внес свою лепту в историю ульянов-ского предпринимательства.
Бизнес не стоит на месте, а потому страницы бизнес-историй, конечно же, могут быть продолжены. Будем рады вашим откликам и предложениям.
обсудить статью
Мария Мишина
Вячеслав Отпущенко