€ 105,11
$ 96,07
¥ 13,48
«Не должна быть затеряна для потомства…»
1. Вслед за пушкинской строкой
180 лет минуло с памятного сентября 1833 года, когда в Симбирске побывал Пушкин.
«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 8 толстых томов - infolioразных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описаной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою», - писал Пушкин на нападки в адрес его «Истории пугачевского бунта».
Из хроники
Сентябрь-октябрь 1832 года. Москва. «Дмитриев. Предания». Это первая запись в черновиках Пушкина о начале работы над темой пугачевского бунта. Уроженец Симбирской губернии Иван Иванович Дмитриев - известный поэт, баснописец, государственный деятель, в 1810-1814 годах - министр юстиции. Дмитриеву 72 года, он - современник событий, очевидец многих из них. В ноябре того же года Пушкин просит Дмитриева ознакомить с рукописью его воспоминаний «Исторические записки». Рассказ Дмитриева о казни Пугачева войдет во 2-й том «Истории пугачевского бунта».
31 января 1833 года. Пушкин набрасывает план первоначального варианта повести «Капитанская дочка».
Карта и снимки к истории пугачевского бунта.
С собственноручной подписью «12 ноября Печатать А. Пушкин».
9 февраля 1833 года.Обращается к военному министерству с просьбой предоставить ему доступ к документам Генштаба, «важным бумагам, некогда тайнам государственным, ныне превращенным в исторические материалы». Среди перечисленных бумаг следственное дело Пугачева, донесения Суворова 1894 года, приказы по войскам, донесения и рапорты генерал-аншефа Бибикова в военную коллегию, рапорты князя Голицына, Суворова и Михельсона. Он хочет знать все, что касается деятельности «замечательных людей, которыми было так богато Екатерининское время».
14 июля 1833 года. Петербург. В числе петербургских литераторов на обеде по случаю отъезда Ивана Дмитриева в Дерпт участвует в подписке по сбору средств на сооружение памятника Карамзину в Симбирске.
17 августа 1833 года. Петербург. Отправляется в Москву, чтобы оттуда проехать на Нижний Новгород, далее в Казань, Симбирск и Оренбург.
«Село Языково 65 верст от Симбирска, 12 сент. Пишу тебе из деревни поэта Языкова, к которому заехал и не нашел дома. Третьего дни прибыл я в Симбирск и от Загряжского принял от тебя письмо… Сегодня я еду в Симбирск, отобедаю у губернатора и к вечеру отправляюсь в Оренбург, последняя цель моего путешествия.
Здесь я нашел старшего брата Языкова, человека чрезвычайно замечательного и которого я готов полюбить… Я провел с ним вечер…» - сообщает Пушкин жене. «Третьего дни» от 12 - это 10 сентября. Пушкин приехал в Симбирск по Казанскому тракту. В доме губернатора получил письмо жены. В тот же день по Московской улице и Богоявленскому спуску отправился в Языково, тем же путем вернулся. Вечером 12 сентября попытался выехать в Оренбург.
14 сентября пишет жене: «Опять я в Симбирске. Третьего дни, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал дорогу мне». «Большая дорога» шла на Сенгилей через села Кременки и Тушну: «Гора - лошади не взвезут… наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск… Еду теперь опять другим трактом».
15 сентября. Настранице «Дорожной книжки» Пушкин делает набросок с подписью «Смоленская гора. Церковь Смол. и дом Карамзина. 15 сент. Волга».
О том, каким именно «другим трактом» добирался Пушкин до Оренбурга, куда он прибыл 18 сентября, исследователи спорят по сей день. Одни считают, что рисунок Смоленской горы он сделал с парома, переправляясь на левый берег Волги. Другие, что Пушкин отправился по Тереньгульскому тракту. Важнее другое - симбирские встречи и впечатления воплотились в строки его книг. Пушкин выбирал не кратчайшую дорогу, он искал места, встречи, эпизоды, характеры, легенды.
«Отправляюсь в деревню через Саратов и Пензу», - пишет он жене, возвращаясь из Оренбурга. Прямая дорога в Болдино из Пензы на Арзамас - это 229 верст, но Пушкин непременно хотел побывать в Языково и выбрал более длинный путь через Карсун - Карлинское - Языково.
Смоленская гора. Симбирск. 15 сентября 1833 г. Рисунок Пушкина.
29 сентября, прибыв в Языково, он застал дома всех троих братьев - Петра, Александра и Николая. Именно от них получил он лучший список «Летописи осады Оренбурга» Петра Рычкова. От Петра Языкова, «знатока местного края и ревнителя его преданий», получил он записи народных песен о Разине и Пугачеве. В том числе и легенду про дерзкий ответ Пугачева генерал-аншефу Панину о вороненке и вороне, который «еще летает».
30 сентября утром Пушкин покинул гостеприимное Языково, не позволив себе задержаться после столь утомительной дороги.
1 октября прибыл в Болдино. Работоспособность Александра Сергеевича воистину феноменальна: 31 декабря 1833 года в Петербурге дано разрешение напечатать том I«Истории пугачевского бунта».
Пейзаж. Осень 1833. Рисунок Пушкина.
Июль 1834 года. Начато печатание «Истории». Пушкин «держит корректуру» томов Iи II, то есть взвалил на себя огромную техническую работу корректора и одновременно редактора.
Симбирские впечатления крайне важны. 9 сентября он пишет симбирянину Александру Тургеневу: «Само по себе разумеется, что Пугачев явится к вам первому, как скоро выйдет из печати. Симбирск осажден был не им, а одним из его сообщников по прозвищу Фирска». На конверте приписывает: «Симбирск в 1671 году устоял противу Стеньки Разина, Пугачева того времени».
Симбирск особо полюбился Александру Сергеевичу своею стойкостью. Той же осенью 1834 года он вчерне закончил повесть «Капитанская дочка». Эпиграфом избрал услышанную от Дениса Давыдова пословицу «Береги честь смолоду». А родовое гнездо своего верного и стойкого героя поместил в Симбирской губернии. Тогда Пушкин еще не мог знать, что четвертый номер журнала «Современник» от декабря 1836 года, где впервые будет опубликована «Капитанская дочка» - лучшая в отечественной литературе повесть о верности, отваге и чести, станет последним в его жизни. А разрешение на выход ее отдельным изданием последует 8 января 1837 года - за три недели до его гибели.
28 декабря 1834 года. Вышли в свет оба тома «Истории пугачевского бунта».
Титульный лист «Истории пугачевского бунта» с дарительной надписью Пушкина И.И. Дмитриеву. Книга хранится в библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
«Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд, - конечно, несовершенный, но добросовестный. Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцова, Михельсона и Державина, не должна быть затеряна для потомства. 2-го Ноября 1833 г. Село Болдино»
Этими строками заканчивается предисловие автора. 2 ноября 1833 - 28 декабря 1834 - немногим больше года. Трудно поверить, что за столь малый срок выполнен такой невероятный объем работы. Том I(«Часть первую») Пушкин скромно называет «сей исторический отрывок». По сути это - детальная панорама преодоления «бессмысленного и беспощадного бунта». Часть вторая (Том II) - документы, рапорты, рескрипты, указы, свидетельства современников.
Пушкин не ошибся в читателях и ценителях «исторического отрывка», который он назвал «трудом несовершенным, но добросовестным». Поиск продолжили, исследование дополнили лучшие историки и издатели XIXвека. К сожалению, за долгие годы, когда эти строго документированные труды замалчивались, они стали библиографической редкостью. Официальная пропаганда стремилась героизировать Пугачева. Пушкину приписывалась «ограниченная дворянская точка зрения».
Взяв за правило представлять читателю «ДО» источники и факты, ранее не упоминавшиеся в местном краеведении, в продолжении этой статьи (в следующем номере) мы приведем редкие документы, написанные рукою Суворова, Панина и Потемкина.
Наталья Гауз