Не совпадаем? Не может быть!
Приходилось ли вам ошибаться в людях? Разочаровываться в коллегах? Быть обманутым самым надежным партнером? Уберечься от всего этого можно. Стоит только придать некую объективность нашему субъективизму.
На грани психиатрии
Семинар "Семь радикалов. Как оценить, прогнозировать и управлять поведением человека" консалтинговая компания "Развитие" проводила в ноябрьские праздники. Целых четыре дня московский психолог и бизнес-тренер Александр Князев учил ульяновских предпринимателей премудростям методики, которая позволяет исключить досадные неожиданности в отношениях с партнерами, клиентами и персоналом своих компаний.
Для начала – экскурс в психиатрию. Первые попытки понять человека предприняла именно она. Психиатрия внимательно наблюдала поведение людей, детально описывала все нюансы, обобщала и систематизировала. Психологии как науке - чуть более ста лет. Возраст психиатрии исчисляется столетиями. Но настороженное отношение к этой науке вызывает то, что она работает с больными людьми. Где же грань между нормой и отклонением?
Князев выстраивает поведенческую шкалу: вертикаль, разделенную на четыре неравные части (см. рисунок 1). Нижняя – это относительная норма ("нормальный" человек не выходит за уровень равновесия, стабилен, предсказуем, управляем – то ли идиллия, то ли иллюзия). Затем – акцентуация, то есть усиление, заострение определенных психических свойств личности. Акцентуант – человек, который ярко проявляет себя в жизни, имеет выраженные черты характера. И это не обязательно крутой нрав или склонность к самопрезентации, даже стремление казаться незаметным может быть ярко выраженным (вспомните чеховского "человека в футляре").
Третья часть - люди с пограничным состоянием, между нормой и расстройством. Здесь уже нарастает степень неосознанности своей проблемы. Это конфликтный, проблемный человек, рядом с ним тяжело и порой опасно. Но заметьте: гении, как правило, - "пограничники". "Надо быть готовым к тому, что у талантливого человека обязательно есть "темная сторона личности", - говорит Князев. - Ее лучше знать. Устраивает – хорошо. Нет – ищите другого талантливого, с другой "темной стороной", которая вас устраивает".
Четвертая составляющая – самая проблемная. Если полностью теряется контроль над собой и своими поступками – наступает патология психики. Сосуществовать с таким человеком невозможно и даже опасно. Тут нужна помощь врача.
Конечно же, нам интересны акцентуанты, ибо здесь мы - в массе своей. Но масса эта - не единообразие. Помните поговорку: каждый сходит с ума по-своему? Психопатия, шизофрения, истерия, психастения, паранойя, маниакальность – каждый из нас несет в себе элементы этих напастей. Именно они становятся основой личности. Мы с этим живем, выбираем профессию, самореализуемся, строим отношения с людьми. Главное – степень осознания своей "самости" и способность себя контролировать. А еще – умение "просканировать" другого человека: чтобы знать, чего от него ждать, многого ли требовать и как себя с ним вести.
Зрим в корень
Психическая структура человека, рассказывает Князев, – это шесть основных шкал и четыре дополнительных. Доминируют, как правило, одна – две (см. рисунок 2). Люди, у которых "провалена" шкала шизофрении, не имеют фантазии. Человек с ярко выраженной психопатией – бьет, а с полным ее отсутствием – позволяет себя бить. Маниакальные люди – "пофигисты", относятся ко всему несерьезно, не вникают в детали. Два истероида "в одной банке" не живут. Но есть сочетания, которые позволяют комфортно сосуществовать и продуктивно работать.
Каждый человек несет собственную иерархию основных потребностей. Основные акцепты тугоподвижны и практически не меняются - это условия, без которых структура психики невозможна. Попытка сменить их вызывает отчаянное сопротивление. Человек любыми способами защищает свое право быть тем, кем является. Менять кого-либо в корне – затея пустая и опасная.
Итак, ключевое слово – корень. Базовым понятием методики "Семь радикалов" является "радикал" (производное от лат. radix – корень). Это устойчивая совокупность черт характера человека, которые имеют одинаковое происхождение (являются однородными, однокоренными).
Один из основателей методики – врач-психиатр Виктор Пономаренко выделяет следующие радикалы: истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный. Настораживающие названия, не правда ли? Но ключевым во всех этих словах является суффикс. Греческое «ид» в названии означает «подобие». Истероидная тенденция – не истерия, но «подобие истерии» в поведении здорового человека.
В истероидном радикале доминирует демонстративное начало, в эпилептоидном – упорядоченно-агрессивное, в паранойяльном – лидерское, шизоидном – творческое, гипертимном – общительно-развлекательное, эмотивном – эмоциональная восприимчивость, тревожном – боязнь новизны, стрессов, ответственности.
Понятно, что не бывает "чистых" шизоидов, истероидов или эмотивов. Человек – существо сложное и многогранное. Мастерство заключается в том, чтобы верно определить в человеке его основные радикалы – дабы понять, чего от него ждать, как себя с ним вести, где он будет полезен.
Понимай и властвуй
Так, главное поведенческое качество эпилептоида – стремление всегда следовать определенному порядку дел, вещей и отношений. Его стремление эффективно использовать людей и информацию формируют потенциал успешного менеджера. Но он не воспитатель - он дрессировщик. Стремится взять под тотальный контроль все окружающее пространство. К людям эпилептоиды придирчивы и нередко жестоки, не склонны прощать ошибок и слабостей. Совет бизнес-тренеров: эпилептоидность в характере управленца – ведь необходимая, но она не должна доминировать. Хотя в некоторых ситуациях именно эпилептоидность должна быть ведущей. Например – кризис-менеджер. Его задача - навести порядок и уйти. И именно эпилептоидный радикал делает работника профессионалом. У эпилептоида – "врожденное чувство технологии".
Если вы собственник и ищете генерального директора для новой фирмы, то лучше кандидатуры, чем паранойик, не придумать. Он всегда ставит перед собой масштабные, преобразовательные цели и упорно добивается их воплощения. Его сила – энергичность и работоспособность, умение воодушевить подчиненных. При этом люди на его пути – средство для достижения цели. Явный лидер, параноик всегда стремится оказаться на политическом уровне управления организацией. Смотрите, как бы он не оттеснил вас на вторые позиции и не стал безоговорочным "вожаком стаи".
Истероид хорош тем, что может красиво преподнести широкой общественности любую новую идею. Это его функция в команде управленцев. Истероиды - прекрасные продавцы и пиарщики. Но они не могут заниматься незаметной, методичной, однообразной работой.
Эмотивы – люди тонко чувствующие, цель их поведения - гуманизация среды, равновесие во взаимоотношениях. Они лояльны к организации, ответственны и добросовестны. Чего нельзя поручать эмотиву? Того, что следует вверять эпилептоиду: охрану, расправу, оборону, контроль. Он, скорее, выстрелит в воздух, чем в заклятого врага. Такие начальники – из разряда "понимающих и вникающих". Интеллигентность, пожалуй, берет корни из эмотивности.
Шизоидный радикал – это специфическая особенность мышления. Взгляд на вещи у шизоида нестандартный, выбивающийся из общих правил – "перпендикулярный". Это то, что необходимо в науке, искусстве, бизнесе. Шизоид может быть властителем дум, генератором идей. Но не организатором. И не контролером. Чаще всего – он "сам по себе". Его нельзя "строить". На него нельзя стопроцентно рассчитывать. И именно шизоиды – инноваторы и преобразователи мира.
Гипертим - неутомимый живчик и оптимист, душа компании. Любит командировки, быстро заводит деловые и личные связи. Неплохой переговорщик, но ему важно четко ставить цели, так как сам он особых целей не ставит, его может заносить не туда.
Тревожный - это прекрасный исполнитель, который всю жизнь работает в одной организации, на одной и той же должности. Главное – чтобы он четко знал, что нужно делать. Любимое слово – "стабильность".
И это оптимум
Александр Князев оперирует несколько иными понятиями: истерия, психопатия (то же, что эпилептоид), шизофрения, параноя, психастения (то же, что эмотив), тревожность, маниакальность (то же, что гипертим). Но суть от этого не меняется. Характер человека понимается как комплекс радикалов, два (один) из которых преобладают. Ведущий радикал определяет основной мотив, главную цель поведения, остальные - средства достижения этой цели. Чтобы установить иерархию радикалов, существует методика их попарного сравнения. В итоге получаем психологический профиль индивида.
Методика "Семь радикалов" позволяет по визуальным признакам (телосложение, внешний вид, оформление индивидуального пространства, двигательная активность) определять характер и прогнозировать поведение человека. А значит, и управлять им. Но это отнюдь не "методичка" для феодала или рабовладельца. Управление поведением – не только поиск оптимальных вариантов реализации человека в труде, но и создание комфортных условий коммуникации с ним. Лучшего способа управлять людьми, чем сотрудничать с ними, ставя не просто выполнимые, а наиболее для них легкие и потому приятные задачи, не существует.
Поняв, кто перед вами, вы уже знаете, на что человек способен. Что с этим делать – решать только вам. Создатели методики "Семь радикалов" убеждены: важно выяснить не что мешает сотруднику адаптироваться к профессии и вашим требованиям, а наоборот – какими полезными психологическими инструментами он наделен. И определить ему оптимальную зону профессиональной ответственности. Управление – это всегда созидание, облегчение жизни себе и другим.