€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Не стагнация, а оживление
Такую оценку состояния российской экономики разделяет министр экономики и планирования Ульяновской области Олег Асмус. «ДО» поговорило с министром о росте ВРП, критериях эффективности и «нормальном процессе конкуренции».
- По сути, весь 2013 год экономика России находилась в состоянии стагнации. На фоне общероссийских цифр показатели ульяновской экономики выглядят совсем неплохо. За счет чего рос наш ВРП и удастся ли сохранить этот рост в 2014 году?
- Да, на фоне среднероссийских показателей Ульяновская область выглядит совсем неплохо. Итоговых официальных данных за 2013 год еще нет, но в уточненном прогнозе социально-экономического развития страны до 2016 года Минэкономразвития закладывает 101,8 роста ВВП в 2013 году и 103% в 2014-м. Мы прогнозируем, что региональные темпы роста ульяновской экономики в 2014 году будут соответствовать общероссийским, а может, будут даже выше.
Говоря о формирующих ВРП отраслях экономики, могу сказать, что положительная динамика роста в 2013 году сложилась в сельском хозяйстве (106%), строительстве (117,8%), торговле (103,6%). Только эти три вида дают нам почти 35% всего ВРП.
Безусловно, мы делали ставку и на промпроизводство, где в 2013 году закладывался рост не менее 5%. По темпу роста промпроизводства на протяжении трех кварталов Ульяновская область входила в первую тройку лидеров ПФО, прирастая к уровню 2012 года в среднем по 4-5%. Однако, начиная с четвертого квартала, наметилась тенденция снижения объемов производства. И по итогам года индекс составил 99,3%.
Учитывая, что доля промышленного производства в ВРП почти 30%, в 2013 году наш ВРП может составить 100%, то есть, соответствовать объемам 2012 года. Прогноз на 2014 год по ВРП пока не требует корректировок - 103%. Здесь заложено выполнение производственных планов предприятий по линии гособоронзаказа (Ульяновский моторный завод, Ульяновский патронный завод, НПП «Искра», НПО «Марс», УКБП и т.д.). Сюда же можно отнести инвестиционные проекты региона: компания «Памир», «Шеффлер Мэнуфэкчуринг Рус», производство пластиковой упаковки ООО «Джокей пластик», компания PM Packaging и многие другие.
- Задача ближайшего времени - учиться принимать решения в условиях неопределенности, об этом говорят и теоретики, и практики. Какие решения, принятые в плане социально-экономического развития области в последнее время, дались сложнее всего?
- Одним из наиболее сложных и противоречивых решений, принятых осенью 2013 года, было решение, связанное с проведением оценки регулирующего воздействия (ОРВ) ряда нормативных правовых актов. Процедура ОРВ жестко формализована и направлена на оценку эффективности законов и подзаконных актов. Во-первых, перед нами стояла задача провести «инвентаризацию» законов, предусматривающих финансирование из областного бюджета, а это довольно кропотливый труд. Бюджет Ульяновской области социально ориентированный, требуется скрупулезная оценка всех «за» и «против». «Инвентаризация» еще не закончена. Хотя первый срез был сделан еще до нового года, работа продолжится до апреля. Во-вторых, для новейшей истории России опыт ОРВ является уникальным. Сама процедура внедрялась лишь в некоторых регионах в качестве пилотных проектов. Ульяновская область стала одним из первых таких «пилотов» и держит лидирующие позиции уже не первый год.
Не менее сложными задачами стало принятие ряда основополагающих документов для экономики региона. Это «Программа социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы» и «Программа действий Правительства Ульяновской области до 2018 года». Начата сложная работа по актуализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года.
- Какие критерии эффективности заданы сегодня для ульяновской экономики?
- Ключевой показатель эффективности и один из главных показателей, определяющих уровень экономического развития - производительность труда. Чем выше производительность, тем большую заработную плату можно установить. Здесь есть и обратная зависимость - высокая зарплата является условием высокой производительности труда. Надо ли говорить, что без достаточно быстрого роста производительности труда нам не удастся обеспечить ощутимый экономический и социальный подъем.
По сравнению с уровнем 2006 года производительность труда в экономике Ульяновской области возросла в 1,2 раза. Таковы последние данные Ульяновскстата. Наибольший рост - в отраслях обрабатывающих производств, транспорта и связи, добычи полезных ископаемых, сельском хозяйстве.
Какой инвестор согласится вложить хотя бы один рубль в предприятие, в котором выработка на одного работающего составляет не более 300 тыс. рублей, как на многих предприятиях Ульяновской области? Если задаться таким вопросом, то ответ можно получить, особенно не задумываясь, - никто. И в этом не помогут никакие гарантии федерального или регионального правительств. Но с другой стороны, в любой отрасли найдется несколько предприятий, которые только за счет реформирования системы управления и реструктуризации в несколько раз увеличили выработку на одного работающего и резко улучшили финансово-экономические показатели.
Правительство области прикладывает огромные усилия, чтобы привлечь инвесторов в промышленное производство, ведется поиск приемлемых инвестиционных проектов. Но практика экспертизы подобных проектов показывает, что до 90% предприятий, предлагающих различные инвестпроекты, мало заняты реформированием своей системы управления. Не проводят реструктуризацию путем выделения неэффективных вспомогательных производств и инфраструктурных подразделений. В 80% инвестпроектов отсутствует база по глубокому маркетинговому исследованию для минимизации рисков. Практически все проекты разрабатываются отдельными специалистами и внешними консультантами, а не подготовленными управленческими командами, которые глубоко понимают свою роль в реализации проектов и готовы нести ответственность. Многие промышленные предприятия области не имеют собственной долгосрочной стратегии развития.
Главный критерий, который задан для всех, - это поставленная президентом РФ Владимиром Путиным задача обеспечить прирост производительности труда на 50% по сравнению с уровнем 2011 года. Наше министерство разрабатывает Программу повышения производительности труда в отраслях экономики Ульяновской области. Реализация этой программы позволит увеличить производительность труда на уровень не меньше, чем задано в известном Указе Президента № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». План будет проработан со всеми ключевыми предприятиями реального сектора. Я полагаю, что руководители организаций отнесутся к этой задаче, как основополагающей.
- В 2013 году число прибыльных предприятий в Ульяновской области сократилось на 5%. Каждая третья компания в регионе работает в минус. Каков прогноз на 2014-й?
- Действительно, по итогам десяти месяцев 2013 года прибыльными были 69% организаций (в 2012 году - 73,2%). Наибольшая их доля в сфере добычи полезных ископаемых (86%) и в сельском хозяйстве (84%). Но если в первом случае сумма прибыли превышает сумму убытка в 12 раз, то во втором - лишь на несколько процентов. То есть, при оценке реальной ситуации количественная характеристика прибыльных организаций не является показательной. В строительстве прибыльных предприятий 80%. В обрабатывающих производствах - 70%, причем прибыль превышает убыток на 25%. А в транспорте и связи показатели относительно прошлого года ухудшились, прибыльных предприятий всего 41%, при этом прибыль больше убытков более чем в шесть раз.
В целом происходит, как в природе - «естественный отбор». И это нормальный процесс конкуренции. «На плаву» останутся эффективные предприятия в плане и производства, и управления. Вступление в ВТО только усилило эти процессы.
Сумма прибыли, полученная предприятиями и организациями области в январе-октябре 2013 года, составила 92% от уровня прошлого года. Учитывая замедление динамики роста экономики, и в первую очередь - промышленного производства, темп прибыли за 2013 год не достигнет уровня 2012 года. Он будет варьироваться в диапазоне 92-95%. В 2014 году число прибыльных предприятий незначительно уменьшится, но объем полученной прибыли будет расти с темпом около 101-102%. Объем прибыли окажется под влиянием политики повышения заработной платы, модернизации производства и инвестиционных вливаний, что будет характерно для экономического развития нашего региона в 2014 году.
- Журнал «Эксперт» озвучил расчеты по базе из 130 тысяч компаний, которые существовали в России с 1999 года. Самые живучие - созданные в самый ранний рыночный период. Чем позже возникли компании, тем большая их доля умерла к 2012 году. По Ульяновской области подобного анализа нет? От чего, по вашей оценке, зависит рыночное «долгожительство»?
- Подобного анализа наше министерство не проводило. На такие исследования нужно серьезное финансирование. Хотя за рубежом исследования по данной тематике проводятся постоянно. Например, в 1996 году Шведский центр по изучению малого бизнеса инициировал ежегодное присуждение Международной премии ученым за исследования в области предпринимательства и малого бизнеса. А с 2009 года статус этой премии повысился, теперь она стала Всемирной.
Конечно же, основной проблемой, вызывающей интерес у бизнеса, является поиск ответа на вопрос «Какие факторы могут обеспечить «долгожительство» бизнеса?». Поиски этих причин велись и в психике предпринимателей, и в социокультурных особенностях общества, и в оценке эффективности существующих законов. К сожалению, универсальных рецептов «долгожительства» нет. Хотя лично мне нравится идея австрийского экономиста Кирцнера. Суть ее заключается в том, что предприниматель должен проявлять бдительность: следить за новинками в технологиях ведения бизнеса, производства, коммуникаций, следить за поведением конкурентов, следить за изменениями в смежных отраслях. Это внимание, эта бдительность позволят ему своевременно отвечать на изменения в своей сфере деятельности.
- Ряд экономических обозревателей склонен оценивать нынешнее состояние российской экономики как фазу не стагнации, а оживления - когда темпы роста низки, но уже чувствуется позитив. В каких секторах ульяновской экономики, по вашей оценке, можно ждать растущего и массового спроса?
- Я тоже не согласен с мнением, что российская экономика, а значит, и входящие в ее состав субъекты вошли в фазу стагнации. Промпромпроизводство РФ, несмотря на отрицательную динамику в течение 2013 года, завершило год положительно - 100,3%. Да, Ульяновская область не вышла на 100%, несмотря на то, что весь год был рост, но здесь большую роль сыграл эффект высокой базы. На протяжении последних трех лет наша область имела темпы роста, значительно опережающие среднероссийские. В результате за три года объемы промпроизводства в России выросли на 116%, а в Ульяновской области - на 133%.
То есть, речь идет не о стагнации как таковой, а о замедлении динамики развития. Цикличное развитие экономики подразумевает, что после значительного роста неминуемо будет спад, так как спрос рождает предложение. Производственный план предприятий подразумевает реализацию продукции, а не перенасыщение рынка и работу на склад. Также необходимо учитывать большую зависимость наших региональных предприятий от АВТОВАЗа, который в 2014 году планирует значительные сокращения, и Группы компаний «ГАЗ».
В 2014 году планируется, что область будет развиваться по консервативному сценарию, то есть значительного роста экономики не предвидится. Речь идет о 2-4% роста в промпроизводстве, торговле, строительстве и т.д. Планируется, что темп роста зарплаты будет по-прежнему опережать среднероссийский уровень на 1-2%, инфляция не должна превысить результат 2013 года (106,4%).
- В долгосрочной стратегии развития региона запланировано снижение уровня бедности к 2018 году до среднероссийского, который в 2013 году составил 10,9%. Эксперты прогнозируют, что в 2018-м эта цифра по стране будет еще ниже. Реально ли нашей области приблизиться к отметке 10% менее чем за пять лет?
- В 2011 году уровень бедности в нашем регионе превышал 16%. В 2012 году область совершила значительный прорыв, сократив этот показатель сразу на 3,6% - до 13,3%. Но даже при этом мы еще не дотягиваем до среднероссийского уровня. По данным МЭР РФ, в 2013 году он составляет 11%. В перспективе до 2016 года бедность в России составит 10%. При сокращении численности населения в Ульяновской области с денежными доходами ниже прожиточного минимума на полпроцента ежегодно мы выполним поставленную задачу и выйдем на среднероссийский уровень.
Для примера: еще в недавнем 2004 году за чертой бедности в Ульяновской области находилась треть от всего населения. К 2009 году, то есть за пять лет, бедность удалось сократить до 19,5% - на 12 процентных пунктов! От фактических результатов 2012 года к 2018-му необходимо сократить бедность еще на 4%. Считаю, что это вполне выполнимо. В правительстве региона и в муниципальных образованиях в последние годы ведется большая работа по повышению зарплаты в регионе, а также ее легализации.
- На сегодняшний день именно субъекты РФ должны стать драйверами роста экономики - заявлено на Гайдаровском форуме-2014...
- В Ульяновской области сделан значительный шаг как в развитии малого и среднего бизнеса, так и в привлечении крупных инвестпроектов. Факты говорят сами за себя: самый низкий уровень безработицы, сохранена социальная ориентация бюджета области, сохранен рост ВРП (хотя темпы роста несколько сократились). Все это свидетельствует о том, что принимаемые меры дают положительный эффект. Скажу больше: в Ульяновской области созданы достойные условия для развития и роста реального сектора экономики. Этим мы отличаемся от ряда регионов, в которых экономика основана на спекулятивном использовании имеющихся природных ресурсов.
Ульяновская область имеет все основания стать одним из лидеров экономического роста в стране. Для этого нам нужна поддержка не только со стороны инвесторов и регионального предпринимательского сообщества, но и со стороны федерального центра. Сейчас ведутся переговоры о финансовой поддержке целого ряда проектов. Это и «Музей СССР», и проекты авиационного кластера, и развитие предприятий ВПК и многое другое. Развитие любого из этих проектов спровоцирует «цепную реакцию» (кумулятивный эффект) оживления и роста региональной экономики.