Небольшое путешествие по Тереньгульскому району
Наша новая рубрика — для всех, кто интересуется достопримечательностями родного края и любит активный отдых. Предлагаем совершить небольшое путешествие, открыть для себя что-то новое и удивиться, почему ранее не видели этого и не знали.
Чуть дальше Солдатской Ташлы по трассе стоят рядышком деревня Скугареевка и село Подкуровка. Первая из них, основанная в 1680 году «синберенином-иноземцем» С.А. Скугаревским, через сто лет перешла во владение казанских дворян Афанасьевых. Последним владельцем села был известный симбирский городской голова Л.И. Афанасьев. Проживая в Симбирске, он сделал Скугареевское имение своей летней загородной дачей, одной из красивейших в Симбирской губернии. Его дом, чем-то напоминающий боярские палаты ХVII века, выстроенный по проекту, несомненно, талантливого архитектора, в несколько измененном виде дожил до наших дней. О былом великолепии усадебного комплекса свидетельствуют остатки некогда роскошного парка с тенистыми аллеями, прудами, каменными дворовыми строениями и руинами винокуренного завода. В наши дни интерес к этой полуразрушенной усадьбе проявляют архитекторы и историки Ульяновска, Самары, Москвы.
Одним из первых владельцев Подкуровки считается Василий Никитич Татищев, выдающийся отечественный политик и историк ХVIII века. Он положил начало развитию в России этнографии, исторической географии, составил первый русский энциклопедический словарь «Лексикон Российский» и первый обобщающий труд по отечественной истории. Позднее село унаследовал его сын Е.В. Татищев, затем оно перешло его потомку И.Ф. Похвисневу.
Похвиснев почти безвыездно жил в Подкуровке. В 1830 году он построил в селе каменную церковь, к проекту которой, говорят, приложил руку сам Доменико Жилярди. Гостей поражала роскошь похвисневской усадьбы, особенно прекрасный сад с большой оранжереей, в которой росли персики, виноград, цитрусовые и даже ананасы. При усадьбе был крупный конезавод и винокуренный завод. Ныне от былого великолепия не осталось и следа, до наших дней сохранились лишь развалины старой церкви, которую уже много лет пытаются восстановить.
Центр района — поселок городского типа Тереньга. Основанная в ХVII веке, она почти утратила какие-либо признаки старины, но есть здесь один чудный уголок — мечта любого туриста — окруженный остатками парка дом-дворец тайного советника А.Н. Скребицкого.
Громадное кирпичное здание с центральным ризалитом в виде башни-ротонды, амфиладами просторных комнат с высокими потолками и чугунными лестницами, могло бы поведать о многом. Какие страсти кипели здесь когда-то, сколько страданий и скорби слышали эти стены! Несчастьем дома был сын Скребицкого, находивший удовольствие в жестоком истязании своих дворовых и крепостных людей. Когда их терпению пришел конец, они подали жалобу в Сенат на своего истязателя. Но дело до суда не дошло, молодой Скребицкий был кем-то отравлен. Ходили слухи, что сам отец, желая избежать семейного позора, оказался причастен к смерти сына.
Знал дом и лучшие времена. Долгие годы усадьбой владела дочь А.Н. Скребицкого Софья Александровна и ее второй муж, шведский барон К.К. Стремфельдт. Бездетная чета, скрашивая унылые будни, не раз распахивала двери дома для многочисленных своих гостей. И тогда до утра в ярко освещенных комнатах горели свечи, звучала музыка и романсы, слышался веселый смех и шелест кринолинов.
С начала XX века тереньгульский дворец перешел племяннице Стремфельдт, богатой симбирской помещице из рода Киндяковых Е.М. Перси-Френч. Любительница ружейной охоты, она наезжала в Тереньгу с толпой симбирских охотников, для которых близлежащие Подкуровские удельные дачи были любимым местом охотничьих забав. В годы первой мировой войны, являясь сопредседательницей Симбирского отделения Красного Креста, Е.М. Перси-Френч устроила на свои средства в тереньгульском имении госпиталь для раненых. Когда-то здание занимала школа, но несколько лет назад ее перевели в другое место, а опустевший дом остался в ожидании лучших времен.
Если от Тереньги повернуть на запад, то первым селом на пути будет Красноборск, прежде именуемый Собакино. Название села легенда связывает с боярами Собакиными. По преданию, один из них, служивший окольничим у Ивана Грозного, получил здесь богатые вотчинные земли. Та же легенда гласит, что третья жена Ивана Грозного — Марфа Собакина, была родом отсюда. Но это только легенда. Село было основано намного позднее и названо по фамилии первого его владельца, одного из симбирских воевод (с 1697 по 1699 годы) — стольника С.А. Собакина.
В середине ХVIII века селение принадлежало дворянам Соковниным, один из которых выстроил в нем красивую каменную церковь, ныне, к сожалению, утраченную. Кстати, к роду Соковниных относится знаменитая боярыня Морозова, так образно написанная художником Василием Суриковым в одноименной картине. Как известно, за приверженность к расколу боярыня была лишена всех своих владений и отправлена в ссылку. В ХIХ веке для жизни села огромное значение имела старая торговая дорога из Оренбурга к Сурской пристани, по которой зимой возили мороженую рыбу, а летом — зерно, и гнали по ней скот. В окрестностях дороги в лесистой местности укрывалось в те времена немало разбойничьих шаек. У купцов, проезжавших по этой дороге, даже поговорка сложилась на этот счет: «Проехал благополучно Тереньгу — служи молебен, а, проехав Собакино, надо служить обедню».
Среди достопримечательностей района можно назвать часовню при Святом источнике у села Ясашная Ташла, окрестности которой известны прекрасными лесами и великолепными ландшафтами (самый настоящий курорт!). Заслуживает внимания и восстановленный храм в Молвино (прежнее название Рюмино), построенный в русско-византийском стиле в начале ХХ века, а также небольшая речка Барамытка, в которой до сих пор водится нигде больше в области не встречающаяся ручьевая форель. Чуть в стороне от главной дороги, в селе Зеленец, сохранилась старинная усадьба дворян Дубровиных с интересным по архитектуре каменным господским домом и остатками старинного парка.
Иллюстрации из архива Алексея Сытина