Недобросовестный партнер: чем рискуем?
Одна из опасностей, которая подстерегает предпринимателей, - это взаимоотношения с недобросовестными контрагентами. Как обезопасить себя от претензий проверяющих, и какие меры предосторожности при заключении договоров надо принять, чтобы убедиться в благонадежности партнера?
«Должная осмотрительность и осторожность», «добросовестность»
Один из основных доводов инспекторов, доначисляющих ИП (организации) по результатам проверки налоги, пени, штрафы, заключается в том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и осуществления хозяйственных сделок с ним.
Предприниматели и организации часто не задумываются о последствиях, когда выбирают контрагента.Характер налоговых проверок сегодня свидетельствует о том, что налоговая инспекция ищет, прежде всего,недобросовестных контрагентов-то есть компании, имеющие признаки «однодневок». Применяя подобный подход и обвинив ИП (организацию) в получении необоснованной налоговой выгоды, налоговая инспекция лишает налогоплательщика заявленных по сделкам с такими партнерами налоговых вычетов и расходов.Суммы всех доначислений приводят к парализации платежеспособности, причинению ущерба, несовместимого дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности ИП (организации).
ПАМЯТКА: Налоговое законодательство не содержит определения таких понятий, как «должная осмотрительность и осторожность», «добросовестность», и не раскрывает критериев, по которым они оцениваются. Эти понятия введены арбитражными судами при рассмотрении споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Примером может служить Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от12.10.06.
Постановлением № 53 предприниматели (организации) призваны к проявлению «должной осмотрительности» в выборе контрагента, сохраняя при этом «деловую цель» и «экономический смысл» своей хозяйственной деятельности. В противном случае они могут быть обвинены в получении «необоснованной налоговой выгоды». В Постановлении № 53высшие арбитры обозначили,в каких случаяхналоговая выгода может быть признананеобоснованной,и привели в качестве примера набор косвенных признаков необоснованной выгоды.
В Письме Минфина РФ от 24.09.10 № 03-02-07/1-423 обращается внимание на то, что предприниматели должны очень осторожно и осмотрительно подходить к выбору контрагентов. Нужно учитывать не только сведения о контрагентах, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ, но и другую информацию, характеризующую деятельность контрагента.
ПАМЯТКА: Данные о регистрации контрагентов в ЕГРЮЛ являются справочной информацией и не характеризуют контрагентов как добросовестных, надежных участников хозяйственных взаимоотношений.Действия по проверке партнера в ЕГРЮЛ являются необходимым, но не достаточным условием для вывода о проявлении должной осмотрительности при заключении спорной сделки.
Кто должен доказать, проявлена ли осмотрительность
По общему правилу, установленному в п. 6 ст. 108 НК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, возлагается на налоговые органы. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений (п. 7 ст. 3 НК РФ, Определение КС РФ от 16.10.03 № 329-О), которые не несут ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В п. 10 Постановления № 53 Пленум ВАС РФ подчеркнул, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (в частности, в силу взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом).Однако и налогоплательщик должен опровергнуть доводы налогового органа и аргументировать свою позицию. Положение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не освобождает налогоплательщика от доказывания правомерности своих действий.
Как выявляют недобросовестных налогоплательщиков
Ни законодательными органами РФ, ни Минфином, ни ФНС России не установлены и четкие критерии, позволяющие отнести контрагентак фирме-однодневке. В Постановлении № 53такженеттермина «фирма-«однодневка».
Налоговые органы сегодня считают фирмами-«однодневками» не те компании, которые в 1990-е годы создавались на один или несколько дней для совершения одной или нескольких мошеннических операций. По мнению налоговиков, фирмой-«однодневкой», может быть компания, которая существует несколько лет. У налоговиков есть ряд методических разработок, созданных в Минфине РФ и в самой ФНС России, в том числеОбщедоступные критерии оценки налоговых рисков,которые они используют при работе с налогоплательщиками и определении среди них недобросовестных компаний и ИП.
Выработано более 130 критериев, по которым фирма может быть причислена к «однодневкам», аИП - к недобросовестным налогоплательщикам. Эти признаки может иметь и вполне законопослушная организация. Поэтому компанию признают «однодневкой» не по одному критерию, а по совокупности хотя бы трех из них, являющихся существенными. Если предприниматель честный, то в случае возникновения такой проблемы он должен будет обосновать данный факт перед налоговой инспекцией.
Общеизвестные критерии оценки, на основании которых может быть вынесено обвинение, - это отсутствие контрагентов по юридическому адресу на момент проверки; непредставление контрагентом налоговой отчетности или представление нулевой отчетности, либо заявление минимальных налоговых обязательств или неуплата налогов, в том числе НДС; совершение нехарактерных для заявленного вида деятельности операций по банковским счетам; отсутствие трудовых и материальных ресурсов; свидетельские показания; наличие недостоверных сведений в первичных учетных документах; создание «искусственного» документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды, без подтверждения реальности хозяйственных операций и т.п.
Обратите внимание! Все указанные критерии оценки должной осмотрительности, необоснованной налоговой выгоды спорныи не имеютоднозначного толкования даже в судебной практике. В условиях, когда в законодательстве отсутствует четкая формулировкатаких понятий, как«осмотрительность», «добросовестность», «необоснованная налоговая выгода», судебная практика имеет решающее значение.
Оценка добросовестности контрагентов
Заключая сделки, предприниматели не подозревают, что партнер на самом деле оказывается фирмой-«однодневкой», «сомнительным» контрагентом. Поэтому прежде чем подписать договор с новым контрагентом, лучше «застраховаться» - предварительно собрать «досье», которое позволит убедиться в его добропорядочности.
Таким образом, оценка добросовестностиконтрагентов ложится на плечи предпринимателей. Какие же действия налогоплательщика будут свидетельствовать о том, что он проявил должную осмотрительность при выборе контрагента? Как показывает арбитражная практика (Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.11 №17649/10, от 08.06.10 №17684/09 и др.), доказательством этого являются действия, направленные на предварительный сбор информации о возможном партнере.
Действия по проверке контрагента можно разделить на две группы -обязательные и желательные.
К обязательным действиям относятся проверка ЕГРЮЛ (можно воспользоваться сайтом ФНС России (www.nalog.ru), но если рассматривается вопрос о долговременном сотрудничестве или сделка является крупной, то лучше сделать официальный запрос); сбор информации о контрагенте в открытых источниках; запрос копий учредительных документов, свидетельств о постановке на учет, разрешительных и прочих документов, регламентирующих деятельность контрагента; проверка руководителя на предмет дисквалификации (данная информация также содержится на сайте ФНС России). Если по какому-либо из этих действий вы получили негативную информацию или отзыв, задумайтесь о последствиях работы с таким контрагентом.
К необязательным действиям относят, например, запрос информации о выполнении налоговых обязательств (копии первых листов отчетности по налогам с отметками налоговых органах о сдаче, копии бухгалтерской отчетности и т.п.), проверку наличия у контрагента сотрудников, контроль за тем, чтобы адрес регистрации контрагента не был массовым (по которому зарегистрированы 50 и более юрлиц).
В Письме ФНС России от 11.02.10 № 3-7-07/84 предлагается запрашивать информацию о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений. Финансовое ведомство также порекомендовало, чтобы налогоплательщики получали доверенности, подтверждающие право уполномоченного представителя контрагента подписывать от его имени документы.
Фирмы-«однодневки», как правило, представляют типовые договоры на одной-двух страничках, чаще всего они не содержат существенных условий, таких, как «Ответственность сторон» и даже «Предмет договора». Эти факты влекут риск признания данного договора и всех платежей, связанных с его исполнением, юридически ничтожными. Соответственно - доначисления налогов, пени, штрафов.
В группе риска несоответствие почтового, юридического и фактическогоадресов организации, расчетный счет в неблагонадежном банке. Важная группа признаков недобросовестных налогоплательщиков - организационные критерии: отсутствие подтверждений сотрудничества с компанией-партнером (отсутствие коммерческих предложений и ответов на них, протоколов переговоров, деловой переписки, в том числе по электронной почте). Должностные лица организации, ИП порой не могут ответить на элементарные вопросы: «Где вы познакомились с этой компанией?», «Кто был на переговорах с их стороны и с вашей?», «Где протокол ведения переговоров?», «Где оферта?».
Очень важно! Умейте убедить налоговиков в том, что ваша деятельность и договоры не являются фиктивными. Будьте готовы представить доказательства того, что вы проверили контрагента: ознакомились с его уставом, учредительным договором и иными документами (для ИП - свидетельство о госрегистрации, постановка на налоговый учет), вели переговоры и деловую переписку. Этих аргументов будет достаточно если не для налоговиков, то для суда.
Даже в том случае, если налоговая инспекция или контрагент откажут в предоставлении запрашиваемых вами сведений, сам факт подачи такого запроса сыграет существенную роль при рассмотрении спора в суде.
ПАМЯТКА: Четких критериев оценки добросовестности контрагента и реальности его деятельности пока не выработано. Добросовестность-понятие не толькоюридическое, но и нравственное,подразумевающее, прежде всего, честность.Разумность действий и добросовестность участников правоотношений предполагаются. Иных возможностей дать оценку добросовестности, кроме как в судебном порядке, нет.
Ясно, что налоговая инспекция не заинтересована разбираться в позиции судей в пользу налогоплательщиков, так как у судей и налоговиков они расходятся. Проще не признать налоговые расходы и снять вычеты по НДС. Однако судебная практика подтверждает наличие противоречиймежду формальным подходом налоговой службы (общедоступные критерии оценки налоговых рисков) и субъективным подходом (оценка добросовестности судами).
В заключение
В каждом конкретном деле судьи будут исследовать фактические обстоятельства дела.Главным доводом в пользу должной осмотрительности является реальность хозяйственных связей (товар приобретен у конкретного поставщика, работы выполнены, услуги оказаны), даже если к контрагенту имеются серьезные претензии со стороны налоговых органов. Такой вывод сделан судьями в Постановление ФАС СКО от 28.10.10 №А63-19167/2009, ФАС МО от 13.04.10 №КА-А40/2685-10.
В целом изучение судебной практики внушает оптимизм. Принимайте во внимание выводы судей. Налогоплательщик не будет наказан за контакты с «однодневками», если имели место реальные хозяйственные операции, а поставщик подавал себя как добропорядочная организация.
При отсутствии доказанного сговора в целях уклонения от уплаты налогов налоговым органам, как правило, не удается вменить в вину налогоплательщику взаимодействие с «однодневками», с «сомнительными» партнерами. Но решающую роль может сыграть грамотная аргументация налогоплательщиком проявленной должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.Разрабатывая схему, нужно иметь разумные доказательства того, что экономический эффект будет получен за счет предпринимательских усилий, а не как результат исключительно налоговой оптимизации.
Эльмира Багаутдинова
независимый эксперт, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России
фото - extrajus.ru