Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Новое время автозавода и города

Гость номера - заместитель генерального директора ОАО «Ульяновский автомобильный завод» Алексей Курбанаев

Алексей Рустамович Курбанаев родился в 1977 году в Новосибирске, окончил Алтайский государственный технический университет («Экономика и управление на предприятиях машиностроения»).

Работал генеральным директором ООО «Управление коммунального хозяйства», замглавы администрации города Новотроицка, директором по непрофильным активам и общим вопросам ОАО «Уралмашзавод».

В настоящее время - генеральный директор ОАО «Заволжский моторный завод» и заместитель генерального директора ОАО «Ульяновский автомобильный завод».

Женат. Воспитывает троих детей.


- Алексей Рустамович, прежде чем стать топ-менеджером двух крупнейших предприятий автоконцерна SOLLERS, вы прошли серьезный трудовой путь. Расскажите об основных этапах этого пути!

- Работать я начал продавцом-консультантом в магазине строительных материалов, отвечал и за снабжение, и за сбыт, а порой приходилось, сняв галстук и надев спецовку, идти разгружать товар. В 1999 году владелец магазина предложил мне войти в долю, заняться поставкой запчастей, двигателей, производимых на местном предприятии, в различные регионы страны. Бизнесом я занимался довольно долго и успешно, заработал на квартиру.

Хорошие воспоминания у меня остались и от работы на госслужбе. Я занимал должность первого заместителя главы города. В зоне моей ответственности было и строительство, и ЖКХ, и имущество, практически весь бюджет. Но карьера на данном поприще меня не прельщала - свободы не хватало! Поэтому, когда предложили поработать на машиностроительном заводе в Екатеринбурге, согласился с удовольствием: для меня это было нечто новое и неизведанное.

На «Уралмаше» я очень активно занимался продвижением проекта реконструкции и модернизации промышленной площадки, созданием компактного производства. Для предприятия, которое терпит миллиардные убытки, эта идеология, весьма распространенная в цивилизованном мире, на мой взгляд, была очень правильной.

Руководство региона регулярно следит за ходом реализации проекта

- Судя по всему, на ульяновской земле вы также нашли единомышленников?

- В Ульяновск меня пригласили консультировать по вопросам развития промышленной площадки УАЗа, эта тема активно обсуждалась на уровне регионального правительства. Рассматривался вариант создания индустриального парка на территориях, принадлежавших автозаводу, но мы поняли, что при тех преференциях, которые получают резиденты индустриального парка «Заволжье» или Портовой особой экономической зоны на территории аэропорта «Ульяновск - Восточный», это было бы нецелесообразно. А вот программа развития территорий УАЗа нашла отклик и у руководства предприятия, и у ульяновских властей, и у высшего руководства страны: во время своего визита на завод в апреле этого года премьер-министр Дмитрий Медведев положительно воспринял идеологию модернизации предприятия.

По сути, с этого момента и началась реализация проекта «Развитие промышленной площадки ОАО «УАЗ» на период 2014-2020 годов». Завод окончательно определился: для того чтобы производить большее количество автомобилей - до ста тысяч в год, ему и его дочерним предприятиям достаточно 50 гектаров. В современном мире и при современных технологиях заводу, вставшему на интенсивный путь развития, площадь в 312 гектаров в принципе не нужна.

Оптимизируя размеры территории, мы оптимизируем расходы на ее содержание. Так как в модернизацию основного производства предполагается инвестировать несколько миллиардов рублей, мы должны эти деньги получить путем реализации непрофильных активов завода. Согласно проекту вся территория ОАО «УАЗ» сегодня разбита на шесть зон: УАЗ (50,2 га), общественно-деловая (39,85 га), «Металлургия» (33,5 га), «Восток» (56,15 га), вспомогательная (58,8 га) с резервными площадями и «Запад» (73,5 га) с жилищной застройкой.

- На какой стадии находится проект?

- В зоне «Восток» создан единый централизованный склад в непосредственной близости к главному конвейеру. Тем самым улучшена логистика производства и высвобождены десятки тысяч квадратных метров складских площадей, на которые уже есть покупатели - как ульяновские, так и иногородные инвесторы.

Вдоль Московского шоссе до улицы Азовской полным ходом идет создание общественно-деловой, торговой зон, где будут обеспечены все условия для успешной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Часть земли уже продана под гипермаркеты «Мегастрой», «О’Кей» и «Магнит». Что бы ни говорили, а по обеспеченности современными торговыми площадями Ульяновск сильно отстает от мегаполисов, поэтому, я уверен, эта тема будет развиваться, и маленькие магазинчики постепенно уйдут с рынка. К услугам наших партнеров - готовая инфраструктура, хорошее месторасположение, невысокая цена. Вот главные преимущества наших предложений!

Проект переформатирования УАЗа нашел поддержку среди ульяновской общественности

- А что будет со зданием заводоуправления - одним из символов УАЗа?

- Это будет современный комфортный бизнес-центр класса Б, самый большой в городе - 20 тыс. кв. метров - с одной из самых низких арендных ставок в городе.

Когда в советское время на автозаводе трудились 26 тысяч человек, дорогостоящее содержание здания заводоуправления было целесообразным. Сейчас другая ситуация. Кроме того, на предприятии предостаточно административно-бытовых помещений для ИТР и служащих, которые в свете современных тенденций должны работать в непосредственной близости к основному производству.

Мы провели много мероприятий, связанных с подготовкой здания, установили систему контроля управления доступом (СКУД), повысили пожарную безопасность, расширили парковку, даже альпинистов пригласили - для того, чтобы привести фасады в порядок.

Для нас сейчас главное - увидеть заинтересованность арендаторов работать в бизнес-центре UAZ, тогда мы будем вкладывать средства в его совершенствование и дальше.

- Проект переформатирования территорий, принадлежащих ОАО «УАЗ», подразумевает и строительство целого жилого микрорайона. Как преобразится в ближайшие годы Засвияжский район Ульяновска?

- Действительно, в следующем году в западной части нашей территории начнется жилая застройка - логичное развитие центра Засвияжья. Это не промышленная, а лесопарковая зона, она очень красива и гораздо экологичнее микрорайонов, расположенных близ Московского шоссе.

На площади порядка 60 гектаров планируется возведение жилья разной этажности - от таунхаусов до высотных домов. Разрабатывает проект финско-питерская компания, которая предлагает довольно интересное решение по расположению объектов, организации дворового пространства, парковкам и т.д. Жильцам там будет хорошо и комфортно.

Часть жилья предусмотрена для реализации жилищной программы автозавода, это очень серьезная мотивационная составляющая для удержания на предприятии представителей редких профессий, уникальных специалистов, в том числе молодых.

Спорт для смелых

- Недавно сошел с конвейера новый UAZ Patriot. Каким вы видите развитие основных флагманских моделей автозавода в ближайшем будущем?

- Мы постоянно совершенствуем UAZ Patriot, работаем над улучшением его характеристик. В начале октября презентовали потребителям серьезно переработанный полноприводный внедорожник с красивой внешностью. Это очень хорошая современная машина. Открою тайну: среди первых ее покупателей - федеральные министры, члены Правительства России. Мы надеемся, что автопублика примет новый UAZ Patriot благосклонно.

Что касается «буханки» - микроавтобуса «УАЗ», который Ульяновский автозавод выпускает с 1957 года, то в настоящий момент подготовлена стратегия развития этого автомобиля. По-прежнему делается ставка на эту машину -качественную, долговечную, ремонтопригодную, востребованную в различных отраслях, например, в сельском хозяйстве. У «буханки» - хороший рынок.

Отмечу, что сегодня мы расширяем мощности нашей промплощадки, на которой кроме производства автомобилей ISUZU будет работать еще один крупный партнер. Предполагаются и другие меры, связанные с развитием производственной составляющей автозавода.

Стоит отметить, что в этом году авторынок в целом по стране серьезно упал, но нашему предприятию в этих непростых условиях помогают два фактора - рост цен на импортные автомобили, связанный с удорожанием валюты, и запущенный с первого сентября второй этап программы утилизации. В целом мы оптимистично смотрим на этот год и на перспективу следующего года. По основным финансово-экономическим показателям ОАО «УАЗ» план выполняет, и надеюсь, что программа 2015 года - не менее амбициозная - будет выполнена в полной мере. Только модернизация основного производства подразумевает инвестиции в 1,2 млрд рублей.

- Логично было бы предположить, что человек, решившийся курировать столь амбициозный проект, обладает особым складом характера - рисковым, с долей здорового авантюризма. Думаю, вы любите экстремальные виды отдыха?

- Я в своей жизни перепробовал практически все: пилотировал самолет, прыгал с парашютом, катался на самых больших снежных горках. Но сейчас у меня трое детей, и я стараюсь вести себя аккуратнее. Свободное время с удовольствием провожу с семьей, в этом году, например, все вместе ездили в Испанию.

Семья - самое дорогое, что у меня есть

- В наше время трое детей - уже многодетная семья. Расскажите о своих детях.

- Моей старшей - Александре - 14 лет, она мастер спорта по художественной гимнастике, продвинутая девочка. Денису - десять, тоже клевый парень, а младшему Андрею - полтора года, такой прелестный ребенок! Его появление на свет было вполне осознанным для нашей семьи. Детей я очень люблю, считаю, что ребенок тебе ничего не должен. Да и что он может дать взамен тому, кто подарил ему жизнь?!

- Вы горячо верите в успех ульяновского проекта. А что внушает вам такую уверенность?

- Вера людей в успех. Мы очень долго рассказывали работникам предприятия, горожанам о том, что в новых реалиях содержать такие колоссальные площади ОАО «УАЗ» не может. Что все это отражается на себестоимости готового продукта, и он становится неконкурентоспособным, а это неминуемая гибель предприятия! Мы показываем людям, что завод не разваливается, что мы не собираемся сокращать персонал, а наоборот планируем создать более четырех тысяч новых рабочих мест, привлечь в регион в общей сложности 24 млрд рублей. Этот самый крупный инвестпроект в Ульяновске призван преобразить город, изменить жизнь завода, региона в лучшую сторону. А если верят все, то все это точно будет!

Татьяна Задорожняя
Фото: ОАО «УАЗ» и из личного архива А. Курбанаева

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: