€ 105,81
$ 100,22
¥ 13,82
Новые обязанности индивидуальных предпринимателей
Росфинмониторинг дал разъяснения об организации работы индивидуальных предпринимателей в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На какие изменения в законодательстве надо обратить особое внимание?
Что изменилось в законодательстве
С 30.06.2013 вступил в силу федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». В соответствии с этим законом расширен перечень субъектов, приведенный в ст. 5 федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм». Права и обязанности, возложенные законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь распространяются на:
- индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами,
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
- индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Из данных новшеств следует, что индивидуальным предпринимателям, занимающимся вышеприведенными видами деятельности, необходимо встать на учет в Росфинмониторинге.
Обратите внимание! Особое внимание представители Росфинмониторинга уделяют индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В целях реализации положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма необходимо:
- разработать и утвердить правила внутреннего контроля;
- представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, указанных в ст. 6 федерального закона № 115-ФЗ,
- идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
- проверять наличие (отсутствие) в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Постановка на учет в Росфинмониторинге
Порядок и сроки постановки на учет определены Административным регламентом предоставления Росфинмониторингом государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 14.02.12 № 44.
В соответствии с положениями Административного регламента для постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга представляются следующие документы:
- заявление о постановке на учет (примерный образец приведен в Административном регламенте);
- карта постановки на учет по форме 2-КПУ, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 30.11.05 № 164.
Документы представляются:
- на бумажном носителе - в адрес соответствующего территориального органа Росфинмониторинга (адреса указаны в Приложении 2 к Административному регламенту, а также на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru);
- в электронном виде - через веб-интерфейс личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).
ПАМЯТКА:
Для направления заявления на предоставление государственной услуги в электронной форме заявителю необходимо иметь квалифицированную электронную подпись, выданную аккредитованным удостоверяющим центром.
Правила внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля разрабатываются на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.12 № 667 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля….». Они должны соответствовать действующему законодательству РФ.
Этот документ:
- регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;
- устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
- определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
ПАМЯТКА:
В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию этих правил. Правила утверждаются руководителем организации, а для индивидуальных предпринимателей - самим ИП.
Указанные правила должны предусматривать обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате их применения, а также мер, принимаемых ИП при реализации таких правил в соответствии с законодательством.
Обратите внимание! В Письме Минфина РФ от 06.06.13 № 07-02-05/20990 особое внимание уделено квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиям к подготовке и обучению кадров.
Представление сведений об операциях
Индивидуальные предприниматели рассматриваемой категории обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности. А также - об иных операциях с денежными средствами или другим имуществом в соответствии с законом в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Основные критерии выявления и признаки необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма, установлены Приказом Росфинмониторинга от 08.05.09 № 103. Сведения представляются в порядке, предусмотренном Приказом Росфинмониторинга от 05.10.09 № 245.
Идентификация клиента
Требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установлены Приказом Росфинмониторинга от 17.02.11 № 59.
ПАМЯТКА:
Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, необходимо идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.
Организации и ИП обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера, так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 закона № 115-ФЗ требовать и получать от клиента, его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (ИП).
Организация или ИП при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя используют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Организация или ИП могут также использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные им на законных основаниях.
Очень важно! В силу п. 11 ст. 7 федерального закона № 115-ФЗ организации и ИП вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона № 115-ФЗ.
Кроме того, организация или ИП в составе правил внутреннего контроля разрабатывают программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (программу идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Обратите внимание! При выполнении требований закона № 115-ФЗ организации и ИП должны учитывать установленный статьей 4 этого закона запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Проверка сведений о причастности клиента к экстремистской деятельности
Индивидуальные предприниматели теперь обязаны проверять наличие (отсутствие) в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании перечня, размещенного в Интернете на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).
Порядок доступа к указанному перечню изложен в Информационном письме Росфинмониторинга от 17.01.13 № 24 «Об изменении порядка предоставления информации поднадзорным организациям Росфинмониторинга».
Эльмира Багаутдинова, независимый эксперт, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России и ПНК
фото procherk.info