€ 105,10
$ 99,38
¥ 13,52
Новые русские ремесленники
Ремесленный сектор в России, имеющий глубокие исторические корни, сумел выжить и в XXI веке. В Ульяновской области сегодня работает немало предпринимателей, балансирующих на грани между производством и творчеством. Есть ли будущее у симбирских ремесленников?
Было ремесло и быльем не поросло
Ремесло - одна из наиболее древних форм производственной деятельности человека. В Европе расцвет ремесел приходится на средние века - до развития технического прогресса с его массовым производством, а сегодня в европейских странах наблюдается эпоха ренессанса мелкосерийной ремесленной деятельности, основанной на применении ручных орудий труда и личном мастерстве работника.
Во Франции с ремесленным сектором связано более 2 млн. человек, насчитывается более 20 тысяч ремесленных предприятий, занимающихся 217 видами деятельности. В Германии ремесла - традиционная опора немецкой экономики (8% ВВП, 4,8 млн. человек). В Италии 33% всех предприятий являются ремесленными, они обеспечивают рабочие места для 21% населения и 15% ВВП. Объясняется это всемерной поддержкой ремесленной деятельности в данных странах. Специалисты Ремесленной палаты России подсчитали, что в странах Евросоюза, в Китае и Турции ремесленники имеют в восемь раз больше различных преференций, чем у нас. В западном мире слой ремесленников составляет значительную часть среднего класса, существование которого обеспечивает социальную и политическую стабильность общества.
Директор ульяновской творческой мастерской «Корч» Александр Романов побывал в Италии на заседании секции кузнецов Европейского кольца городов-кузнецов и лично убедился в том, что бургомистры и ремесленники на Западе находятся в тесной связке.
На Руси говаривали: «Ремесло в руках - верный кусок хлеба». Вплоть до 1917 года ремесленники кормили семьи своим мастерством, прославляли страну такими промыслами, как резьба по дереву, изготовление предметов православного искусства, кузнечное дело, производство текстиля и фарфора и пр. И до сей поры сохранились такие всемирно известные народные художественные промыслы, как Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись.
Рогожное царство
В Симбирской губернии трудились и кустари-одиночки, и целые артели, было открыто немало мастерских, в которых работали, например, мебельщики, изготавливающие настоящие произведения искусства - резные буфеты, сложные гнутые венские стулья… В родных пенатах работали суконщики, ложкари, гончары, валяльщицы, кузнецы, было развито рогожное производство.
- Мастера из липовой коры делали мочало, а из него на специальных станках - рогожу. Из хорошо сплетенной рогожи делали кули - такие плотные, что в них можно было хранить муку, - рассказывает заведующая Историко-этнографическим комплексом «Торговля и ремесла Симбирска XIX - начала XX веков» Светлана Прокофьева. - После всероссийской выставки 1913 года Симбирскую губернию называли «рогожным царством» - у нас работало более девяти тысяч мастеров-рогожников.
Посетителям музея показывают документальные кадры двадцатилетней давности: рогожники из села Уразовка Карсунского района демонстрируют процесс изготовления рогожных полотен, которые закупали виноградари и рыбаки.
Увы, данный промысел канул в лету: появились проблемы с материалом, из-за нещадной эксплуатации липовые деревья были практически уничтожены. Человеческий фактор тоже сыграл немаловажную роль: ручной труд, как правило, приносит небольшой доход, и молодежи он не особо интересен.
Практически сошло на нет ткачество, гончарное производство: а когда-то славились карсунские глиняные переносные печи, самовары. А какие бочки, расписную посуду вплоть до 70-х годов прошлого столетия делали мастера Кузоватовского района! Впрочем, не все народные промыслы, развитые до революции, были свернуты: остались деревообработка, кузнечное мастерство (сегодня только в одном Ульяновске работает порядка 50 кузниц).
Эксперты отмечают, что в регионе с началом перестройки наметилась тенденция к снижению количества промыслов, особенно художественных: подорожали ресурсы, увеличилась арендная плата, снизилась покупательская способность населения. Потом ремесленничество только стало «подниматься с колен», но… открылись границы, и на рынок хлынул дешевый китайский ширпотреб, конкурировать с которым симбирским мастерам ручного труда оказалось очень трудно.
Не боги горшки обжигают
Согласно словарю Даля, слово «ремесло» трактуется как «рукодельное мастерство, ручной труд, само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда». По единой терминологии ЕС, ВТО и ООН ремесленная деятельность - это производство товаров преимущественно мелкими партиями, штучно, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием особых знаний, специальных технологий, навыков, умений.
Ремесленный сектор, где главное - золотые руки и талант мастера, конечно, серьезно проигрывает современной индустрии с ее автоматизацией, инновациями и т.д. Но в отличие от массового производства ремесленники, как правило, имеют дело не с анонимным потребителем, а с персонифицированным заказчиком. Они в состоянии удовлетворить потребности конкретного человека. И потом, «хэндмэйд» сегодня - это модно. Когда в ульяновском музее иностранцы видят, скажем, домотканое старинное полотенце, они восхищенно ахают и просят продать симпатичную вещицу.
Классификатор ремесленных профессий Ремесленной палаты России включает более 200 видов деятельности (столяр, ювелир, фотограф, портной, кондитер, каменщик, гончар, кровельщик и др.), и очень многие из них представлены в Ульяновской области. Сегодня ульяновские ремесленники достигают успеха во многих сферах: в строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом, швейном производствах, полиграфии, жилищно-бытовом обслуживании, художественных промыслах и т. д.
Большая часть ремесленных производств в регионе представлена малыми предприятиями или частными предпринимателями-одиночками. Есть сферы деятельности с плотной конкуренцией. Так, в Ульяновске масса парикмахеров, изготовителей мебели по индивидуальным заказам, автомехаников. А есть совсем «штучный товар». Например, мастерская «Милон», которая специализируется на пошиве сценических костюмов и обуви.
А все началось десять лет назад, когда обувщик по профессии Ольга Скопцова столкнулась с дефицитом специальной обуви для танцев: дочка занималась в танцевальном кружке. Сегодня мастерская Скопцовой обслуживает всех, кто поет и пляшет, в том числе местные именитые коллективы «Счастливое детство», «Звонница», «Волга»… Коллективом мастерской, который за две пятилетки вырос в разы, Скопцова не нарадуется. Вот прислали с биржи труда девочку: раньше работала в швейной мастерской - закрыли (индпошив в Ульяновске переживает не лучшие времена, опять-таки из-за засилья недорогой китайской одежды).
Найти свободную нишу для ремесленника - уже половина успеха. А уж предложить рынку что-то новое, эксклюзивное!.. СимбирянкаЭльвира Салахова стала первым в Ульяновске сертифицированным мастером-инструктором по лепке из японской глины.
- Я начала изучать уникальную запатентованную технику лепки изделий из японской глины - цветочных композиций, скульптурных миниатюр, - рассказывает г-жа Салахова. - Теперь могу не только творить, но и обучать желающих овладеть этим чудесным ремеслом. Работать с полимерной самоотвердевающей глиной, которая тянется, как жевательная резинка и приятно пахнет, - одно удовольствие, а букеты получаются, как живые. Одна из моих работ - цветущая ветка, обрамленная в рамку, заняла место в офисе ИТАР ТАСС…
Мастер-классы - одна из статей дохода ульяновских ремесленников, а заодно и решение актуальной для отрасли кадровой проблемы: толковые ученики вполне могут стать штатными сотрудниками малого предприятия. Так, создатели арт-студии «Хамелеон» Александр и Марина Дементьевы проводят мастер-классы для начинающих дизайнеров, наиболее талантливых привлекают для выполнения индивидуальных заказов.
- Количество ремесленников в нашем регионе никто не учитывал: ведение реестра - вещь затратная, - говорит председатель совета Ремесленной палаты Ульяновской области Андрей Натариус. - И в региональном правительстве нет штатной единицы, которая бы занималась нами (между тем в XIX веке в Симбирске, в структуре Городской управы, действовала Ремесленная управа). Отношение к ремесленникам у властей такое: как-нибудь пусть живут, мы их не трогаем, но и не помогаем.
Правда, удалось утвердить областной перечень ремесленных видов деятельности: это помогает при покупке патента. При получении грантов в рамках областной программы поддержки предпринимательства ремесленники получают дополнительные баллы. А вот компенсацию части затрат на выставочную деятельность в этом году сняли…
При этом ремесленничество - «лицо» региона, составляющая часть его имиджа. Так, изделия из уникального симбирцита - традиционный вид подарочной продукции, идентифицирующей Ульяновскую область. Впрочем, у симбирцитовых сувениров, похоже, появился конкурент: Эльвира Салахова по заказу регионального правительства изготовила проект композиции из японской глины «Аленький цветочек» (дикий пион из Радищевского района претендует на символ Ульяновской области).
Отличительный признак ремесленного предпринимательства: стандартный бизнес можно продать, а ремесло - только передать, обучив преемника.
Как умер шорный промысел в нашем городе? Ушел в мир иной мастер-шорник, работающий при ульяновском ипподроме, учеников у него не было. И вот уже наши лошади массово переодеваются в сбрую американского производства…
Трудно соперничать с китайцами
Еще три года назад молодой предприниматель Дмитрий Шадин, директор ООО «Дизайн-стиль», куда оптимистичнее смотрел на развитие своего бизнеса - производство свечей ручной работы, рассказывал об открытии торговой точки. Увы, бутик в ТЦ «Амарант» вскоре пришлось закрыть: не оправдал себя. Это за рубежом красивые декоративные и интерьерные свечи расхватывают, как горячие пирожки. Ульяновцы же не слишком оценили этот вид ремесленничества, да и дороговато стоит красота. Но как иначе, если в России нормальных материалов для свечного производства (красители, парафины, лаки) не найдешь, а западное сырье недешево?
Вот и покупают горожане недорогие китайские свечи. Вообще, засилье «китайщины» - бич для российских ремесленников. А для гончаров серьезную конкуренцию составляют еще и украинские коллеги.
Заместитель директора Гончарной мастерской ООО «Керамос» Татьяна Русскихпризнает, что конкуренты делают «симпатичные вещи неплохого качества», но… те же привозные горшки для жаркого стоят в разы дешевле: что в Поднебесной, что в Незалежной - электроресурсы куда дешевле. А ценовой фактор для небогатого ульяновского покупателя - основной.
По словам г-жи Русских, в свое время ООО «Керамос», как предприятие народно-художественного промысла, пользовалось субсидиями на возмещение затрат по электроэнергии, но потом эти льготы отобрали, и никакие обращения к губернатору действия не возымели.
Глава творческой мастерской Ольга Скопцова обижается: выиграть тендер на пошив сценической одежды и обуви для муниципальных нужд ну никак не получается. Кому угодно уходят деньги - в Нижний Новгород, Уфу… но не ульяновским мастерицам. Между тем, на одном Сабантуе прямо на трибуне стали расползаться костюмы, пошитые за пределами региона, а исполнитель-то далеко…
Пока безуспешно надеется на муниципальные заказы и прославленный кузнечный двор «Корч», хотя точки приложения мастерства ульяновских кузнецов налицо: у архитектурного металла на здании епархии на улице Льва Толстого - катастрофическое состояние, две трети ограды в историческом сквере на улице Гимова нуждаются в замене.
- Мне, как художнику, хотелось бы видеть в городской среде больше декоративных форм, - говорит директор кузнечного двора Александр Романов. - И не только элементы ковки «родом» из прошлых веков, но и в современном исполнении: время не стоит на месте.
Сейчас «Корч» в основном выживает за счет частных заказов (ворота ограды, светильники, каминные аксессуары), подкидывают работу и юрлица. Так, к юбилею УМУП «Ульяновскводоканал»кузнецы мастерской выполнили скульптурную композицию «Симбирский водовоз», созданную по фотографиям 1920 года.
Не продается вдохновенье?
Еще недавно семейный бизнес индивидуального предпринимателя Александра Дементьева приносил основной доход от автоаэрографии, клиентов находил среди знакомых, наладил сотрудничество с местными СТО. Но потом «художественная роспись машин» пошла на спад: автовладельцы уже не хотят привлекать внимание к своему железному коню. Однако арт-студия «Хамелеон» переключилась на оформление других поверхностей - стен, потолков, мебели, предметов интерьера, бытовой и компьютерной техники.
Самая дешевая роспись - по трафарету, но, как правило, заказчик прислушивается к мнению профессионалов и заказывает изображение «не как у всех», например, цветонакапливаемой краской. В результате получает совершенно волшебное изображение, которое светится в темноте до пяти часов. Владельцы коттеджей частенько заказывают лепнину, золочение, в штате «Хамелеона» есть даже специалист по художественной лепнине. В арт-студии рады любому заказчику, вот недавно мастерица расписывала два квадратных метра кухни (чуть больше 10 тыс. рублей), но, конечно, настоящая удача - заполучить крупный заказ формата b2b, например, расписать ночной клуб за полмиллиона рублей.
Ремесло - на грани между производством и творчеством. Как говорят современные немецкие мастера: «Ремесленный труд выполняется руками, управляется головой и контролируется сердцем». И далеко не каждый ремесленник (особенность многих творческих людей!) имеет предпринимательскую жилку, обладает умением сориентироваться в меняющейся рыночной ситуации, может выгодно продать свое мастерство.
- Моя работа - это не бизнес, а скорее, увлечение, средство самовыражения, - признается создатель арт-кузницы «Железный век» Сергей Колесников. - Благодаря своему делу я удовлетворяю потребности в творчестве, и порой получаются весьма интересные вещи. Вот, например, сам выполнил скульптурную композицию «змея с чашей». Работаю под заказ, звезд с неба не хватаю, о каком-то глобальном развитии мастерской не думаю.
Хороший синергетический эффект получается, когда встречаются предприимчивые, фонтанирующие идеями управленцы и ремесленники с золотыми руками. Мастерица Валентина Герасимова, гениально расписывающая деревянные колобки и матрешки (сказочные герои могут быть украшены даже логотипом компании, «лица» - по желанию заказчика - похожи на чью-то фотографию…), получила новый импульс развития своего творчества, когда начала работать с организаторами проекта «Усадьба Колобка». Герасимова проводит мастер-классы для туристов.
Повезло создателям «Французского реставрационного дома», которые наладили поставки в Ульяновск старинной французской мебели, в том числе стиля Регентства. Нашли талантливого парня, который дает вторую жизнь уникальным предметам, например, буфету XVII века. Раньше Максим Филатов работал на дверном производстве, но выучился у иностранного мастера-реставратора, освоил сложные технологии восстановления уникальной мебели и сам стал «штучным товаром».
Увы, не всем предпринимателям так везет. Владелец «свечного заводика» Дмитрий Шадин признается, что его бизнес пробуксовывает и из-за дефицита кадров: найти работника для массового производства куда проще, чем для изготовления неповторимых вещей.
Еще одна актуальная проблема для ульяновского ремесленничества - сбыт продукции. Многие мастера признают, что с развитием Интернета организовать реализацию товаров становится легче, ремесленники создают собственные сайты, размещают информацию о своих работах на страничках соцсетей. Однако работы, созданные руками, лучше все-таки увидеть живьем.
- Торговые сети, которым я предложила свои миниатюры, выставили наценку 50 процентов, в результате пока пришлось отказаться от затеи реализовывать работы через посредников, - говорит Эльвира Салахова.
- Мы не идем в торговые центры - в Ульяновске бешеная арендная плата на торговые площади, соответственно, цены на изделия ремесленников увеличиваются в разы, - сокрушается Андрей Натариус. - Мы «выбили» из регионального бюджета определенные средства на формирование товаро-проводящей сети в регионе, куда войдут фирменные магазины ряда компаний, шесть стилизованных передвижных павильончиков и выставочный павильон с площадкой для мастеров. Сейчас создаем оптовый склад, формируем закупки у местных ремесленников, и дальше будем продвигать их товар по этой сети с наценкой 30 процентов, в результате получим конкурентоспособную цену.
… а руки делают
Согласно прогнозам Института Будущего (TheInstituteForTheFuture), на ближайшее десятилетие возросшее значение ремесла в обществе может породить такой феномен, как «новая ремесленная экономика». России, в том числе Ульяновской области, не обойтись без «новых русских ремесленников».
По информации портала «Ремесленничество России», на сегодняшний день в нашей стране зафиксировано 36 центров народного промысла и ремесел. По оценке РПР, ремесленной деятельностью занято не менее 5 млн. россиян.
Ремесленничество - это целая отрасль, решающая множество актуальных задач: самозанятость населения, развитие семейного предпринимательства, туристической отрасли (скажем, «торгово-ремесленные» улицы в Тунисе, созданные при поддержке Ремесленной палаты страны, рассчитаны специально на приезжий люд). Наконец, ремесленничество - это духовность, нематериальное наследие, народные традиции, важная составляющая национальной культуры.
«Всякое ремесло держит человеческую породу, не дает ей затеряться, забыться, развеяться прахом в толще времен вместе с особенностями натуры, коя и высекается-то, чеканится самим этим ремеслом», - слова, написанные Владимиром Личутиным в романе «Любостай» много лет назад, актуальны по сей день.
Однако развитие российского, в частности ульяновского, ремесленничества сегодня сдерживается целым рядом нерешенных проблем: отсутствием современной законодательной базы, разобщенностью предприятий ремесленного профиля, неразработанностью профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям и т.д.
Эксперты прогнозируют, что в результате вступления России в ВТО ремесленный сектор может оказаться неконкурентоспособным: льгот для него в России почти нет. Как исключение - Москва, которая сегодня считается ремесленным центром страны, где при поддержке столичного правительства успешно работают семь ремесленных центров, в том числе Центр ремесел «Русское подворье», являющийся одним из самых крупных в мире проектов в области развития народного творчества.
Ульяновские ремесленники также могли бы объединяться территориально, но… все упирается в деньги. Первоначально область планировала выделить на организацию Центра ремесел порядка 60 млн. рублей, с федеральным софинасированием поддержка ожидалась внушительной. Однако федеральная программа свернулась, областная серьезно сократилась, муниципальная чуть теплится. Такими темпами регион получит ремесленную слободу лет через двадцать.
А на территории Белоярской земли в Чердаклинском районе создается большой ремесленный городок, где будут трудиться гончары, мастера кузнечного дела. Глава администрации района Виктор Игнатьев оптимистично смотрит на реализацию проекта: интерес к нему выказал известный путешественник Федор Конюхов. Что ж, поживем - увидим.
Участники рынка считают, что для развития ремесленничества очень важно уделять внимание его популяризации среди жителей области, особенно среди молодежи. Организаторы традиционной выставки-ярмарки народных промыслов и ремесел «На семи ветрах» (не получившая в этом году из областного бюджета серьезной финансовой подпитки, она пройдет не как обычно на городской площадке, а на территории Археопарка в Беденьге в рамках фестиваля «Волжский путь») надеются, что мероприятие будет интересно и юным ульяновцам. Может, кто-то из ребят вдохновится увиденным зрелищем: на специальной площадке реконструкторы-ремесленники воссоздадут процесс производства средневековых предметов обихода, причем не на современном оборудовании, а на «исторических» приспособлениях.
Два года подряд в Ульяновск приезжали специалисты по камню и металлу на скульптурный симпозиум (мало кто в России организует такие масштабные форумы скульпторов и кузнецов!). Однако в этом году судьба его неясна: бюджетное финансирование - под вопросом.
По словам Александра Романова, Симбирский кузнечный двор «Корч» сознательно идет на траты, выступая организаторомтрадиционного международного фестиваля «Поющий металл»: этот форум необходим не только для популяризации кузнечного искусства, но и для повышения профессионализма кузнецов, которые перенимают опыт у коллег из других регионов. А также - для того чтобы заказчики, подчас задающие вопрос: «Почему так дорого?», видели, что ручная работа действительно стоит денег.
Татьяна Задорожняя