€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Объединенная авиастроительная корпорация меняет структуру управления
С приходом нового президента в структуре Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входит и ульяновский «Авиастар-СП», начинаются изменения. Существующие сейчас бизнес-единицы "Боевые самолеты", "Коммерческие самолеты" и "Специальные самолеты" будут упразднены. В идеале планируется создать отдельные дирекции для каждого проекта или семейства самолетов. При этом линейка продукции ОАК может быть сокращена "до потенциально прибыльных проектов". Эксперты считают новую схему более эффективной, но ждут серьезных внутренних конфликтов в ОАК.
Новый президент ОАК Михаил Погосян на ближайшем совете директоров представит свои планы по изменению структуры управления корпорацией. По их данным, в корпорации намерены отойти от принципа управления через бизнес-единицы, создав отдельные дирекции по каждому проекту. В пресс-службе ОАК подтвердили, что новая структура управления корпорацией скоро будет оглашена, но от дальнейших комментариев отказались.
Нынешняя структура ОАК сложилась в 2009 году. Тогда было принято решение о создании трех бизнес-единиц. В "Боевые самолеты", которые возглавил нынешний руководитель ОАК Михаил Погосян, вошли проекты Су-27/30, Су-34, Су-35, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35 и SuperJet-100. "Коммерческие самолеты" создавались на базе НПК "Иркут", туда отнесены проекты МС-21, Ан-148, Ту-204, Ил-76, Ил-96, Ан-124, МТС, а также Су-30МКИ/МКМ/МКА и Як-130. Возглавлял бизнес-единицу Олег Демченко, но 31 марта на должность президента "Иркута" и, соответственно, руководителя бизнес-единицы вернулся экс-президент ОАК Алексей Федоров. "Специальные самолеты" под управлением главы ОАО "Туполев" Александра Бобрышева занимаются Ту-22М3, Ту-95, Ту-160, ПАК ДА, Бе-200.
Принцип управления через дирекции - это калька с любимого проекта Михаила Погосяна, "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС), которые выпускают региональный пассажирский самолет SSJ. ГСС по итогам 2010 года стали прибыльными, тогда как многие другие гражданские проекты убыточны, отмечает глава аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев. Для ОАК изменение структуры будет означать большую централизацию управления. Из "Иркута" и "Сухого" в головную компанию уже переводятся менеджеры. Так, на должность вице-президента ОАК по экономике и финансам приглашен вице-президент "Иркута" Владимир Чириков, может быть переведен в ОАК вице-президент "Иркута" Владимир Смолко и его заместители.
Сами же "Иркут", "Туполев" и "Сухой" могут сохранить за собой только контроль за производственным процессом на своих авиазаводах. Для потенциально прибыльных и будут создаваться отдельные дирекции. Участие в них будет предлагаться иностранным партнерам. Судьба остальных, например, Ту-204 СМ, от которого отказался стартовый заказчик Red Wings "под вопросом".
Олег Пантелеев считает, что реорганизация ОАК действительно может способствовать улучшению эффективности работы корпорации, особенно по убыточным гражданским проектам и привлечению для них иностранных партнеров. Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий соглашается, что "сегодняшняя ОАК непонятна не только иностранцам, но и российским участникам рынка": в "гражданском" "Иркуте" есть военные проекты, а в "военном" "Сухом" - гражданский SSJ. Принцип дирекций, отмечает эксперт, "более прозрачен и понятен".