Объективно - это возможно?
Вопросов к официальной статистике сегодня много. В марте у ульяновских журналистов появилась возможность задать их главе Росстата лично. Одним из пунктов делового визита Александра Суринова в Ульяновскую область стала встреча с представителями ведущих СМИ региона.
О различиях в подходах к безработице
Статистика безработицы ведется по принципу айсберга. Мы не видим его подводной части, но знаем, что она есть. Зарегистрированные случаи, которые фиксируют службы занятости, не соответствуют реальному положению дел: у безработицы есть латентная часть, которую мы должны каким-то образом измерить в статистике. Члены Международной организации труда, к которым относится и Россия, обязаны организовывать специальные статистические обследования. Таким образом измеряется общая безработица. На Западе эту методику называют обследованием рабочей силы, а в России - обследованием населения по проблемам занятости. Есть у человека работа или нет, ищет ли он ее и готов ли приступить к ней немедленно - все это выясняется во время опроса. В категорию безработных по методологии МОТ могут попасть студенты и пенсионеры, а к зарегистрированным безработным их не отнесут.
Зарегистрированная безработица - это та часть населения, которая признана безработной по закону. Но ведь в России он один, в Германии - другой, в Китае - третий, в США - четвертый… Законы имеют некие национальные особенности. Поэтому сравнивать страны по зарегистрированной безработице, конечно, можно, но учитывая, что сами подходы могут разниться. А когда идет речь об общей безработице - сравнение государств возможно. Хотя и здесь существуют отличия в подходах. Например, у нас безработный по общей методологии - это экономически не активное лицо в возрасте от 15 до 72 лет. Нижняя возрастная граница во всех странах-членах МОТ одинакова, а вот верхняя нет. Где-то она достигает 77 лет, а где-то отсутствует вообще.
Разрыв между регистрируемой и общей безработицей в некоторых странах, возможно, меньше, чем у нас. Ведь влияют и такие факторы, как размер пособия в центрах занятости. Наши оценки по общей безработице, на мой взгляд, самые точные. Даже на уровне субъектов.
О достоверности данных по миграции
Миграционные службы применяют такой же подход, как и центры занятости населения (хотя, по сравнению с 90-ми, современная федеральная миграционная служба работает более четко). Поэтому латентная часть здесь также остается неучтенной. Человек может абсолютно законно приехать в какой-либо регион, а потом остаться в нем незаконно. Обследований с точки зрения рабочей силы мы провести не можем, потому что значительная часть мигрантов живет не в своих семьях, а иногда - в неприспособленных для жизни условиях. Эту скрытую часть поймать трудно.
Единственный случай, когда мы можем установить реальное количество мигрантов, перепись населения. Если человек живет в РФ больше года, то независимо от его происхождения он признается частью постоянного населения России. Если меньше года - его относят к временному населению. Таким образом, получить общую картину по миграции можно только раз в десять лет по результатам всероссийских переписей. И выборки здесь не помогут, потому что миграционная ситуация в регионах сильно отличается: в стране есть миграционно привлекательные и миграционно непривлекательные территории.
Об оценке потребления алкоголя
В советское время мы считали потребление алкоголя по определенной методике. Сейчас таких расчетов Росстат не производит. Цифры, в основном, базируются на объеме проданного алкоголя. Насколько эти оценки надежны, трудно сказать.
Про табак мы знаем все, а вот про алкоголь - пока нет. Сейчас мы готовим обследование факторов риска, где будем изучать потребление спиртосодержащих напитков, привязанное к образу жизни. Это будет опрос населения. Мы прекрасно понимаем, что на вопросы об алкоголе люди зачастую стесняются отвечать, и потому пытаемся составлять хитрые, каверзные вопросы, чтобы респонденты могли попасть в ловушку. Тогда цифры будут иметь под собой какую-то базу.
Об объективности международных организаций
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ. - Прим. ред.) очень часто приписывает странам то, что ей кажется, но чего может не быть на самом деле. Такой пример. Для подсчета младенческой смертности ВОЗ декларирует следующий принцип: если новорожденный весит меньше килограмма и погибает - считается, что он и не рождался. До недавних пор Россия и страны СНГ не придерживались такой методики и учитывали как родившихся всех младенцев. Если был крик и ребенок дышит - факт рождения состоялся, и вес при этом не имеет значения. В случае гибели новорожденного фиксируется младенческая смертность. Естественно, наши цифры были другими. Несколько лет назад мы перешли на стандарт Всемирной организации здравоохранения. И столкнулись с тем, что теперь международная организация сама увеличивает цифры по России. Исходя из неких своих гипотез. А ведь это один из самых чувствительных для государства индикаторов, по нему измеряется качество жизни в стране.
Есть примеры и с другими международными организациями. На сайте Программы развития ООН дается информация об уровне грамотности населения. Это простой показатель- доля тех, кто не умеет читать и писать. Естественно, во всех странах этот показатель по определению должен быть меньше 100%. В позапрошлом году я с удивлением обнаружил, что по двум странам, одна из которых Грузия, статистики поставили цифру 100! При этом значилось маленькое примечание: это не данные переписи, а результат какого-то обследования. Методика которого мне, например, не известна. Как относиться к таким вещам?
...Продолжение читайте в апрельском номере «ДО».
записала Эльмира Мухаметшина
фото - Владимир Никитин