Образование и бизнес. Новая реальность
В кризисные времена интерес к бизнес-образованию не уменьшается. Но в условиях экономического спада потребители образовательных услуг для взрослых становятся более требовательными. И это накладывает на участников рынка особые обязательства.
Учиться, чтобы работать
Считается, что бизнес-образование в чистом виде появилось в университете Пенсильвании, где благодаря усилиям бизнесмена Джозефа Уортона в 1881 году была организована программа по коммерции для бакалавров. А первая программа Master of Business Administration введена в 1908 году в Гарварде. В середине XX века первые программы МВА появились и в Европе. Примерно в то же время западным белым воротничкам была предложена краткосрочная форма делового обучения - бизнес-тренинги.
В 80-х годах ХХ века в США с легкой руки консультанта по финансам Томаса Дж. Леонарда появился коучинг, который быстро стал популярным. Спустя десять лет западной публике начали предлагать разные виды коучинга: личный, деловой и даже коучинг для пенсионеров. Люди стали понимать, что важно не просто получить совет, который им пригодится здесь и сейчас (как это происходит в консалтинге), а научиться реагировать на обстоятельства, найти в себе способности выходить из трудностей, правильно реагировать на них. В России коучинг появился в конце 90-х.
Первыми же ласточками бизнес-образования в России можно назвать Высшую школу международного бизнеса при Академии народного хозяйства и Высшую коммерческую школу, которые открылись в 1988 году. Спустя четыре года была создана Высшая школа экономики. Эти структуры бизнес-образования появились не на пустом месте, общие черты в обучении советских партфункционеров в Высшей партийной школе и управленцев нового времени проглядывались.
Чем активнее развивалась рыночная экономика, тем более мощными темпами рос рынок образовательных услуг для деловой аудитории - сначала в столице, затем и в регионах. Пионером рынка бизнес-образования в Ульяновске стал университет, где в 1993 году распахнула двери Открытая школа бизнеса. Первый набор состоял из студентов, движимых карьерными амбициями. Но не прошло и года, как слушателями Школы стали представители зарождающегося в регионе малого бизнеса, которые понимали, что для реализации своего потенциала у них не хватает знаний.
В 1998-м открылась Высшая школа менеджмента УлГТУ. А в 2000 году в Ульяновске появилось негосударственное учреждение бизнес-образования «Симбирск-ЛИНК», партнер МИМ ЛИНК и Открытого университета Великобритании. Еще одной крупной образовательной структурой, в первую очередь рассчитанной на собственников бизнеса и топ-менеджеров, стал открытый в 2005 году Центр бизнес-образования УлГТУ, а год спустя эстафету принял и Ульяновский госуниверситет с его Академией бизнес-образования.
Важной вехой в развитии регионального бизнес-образования стал 1999 год, когда в консорциуме с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ Ульяновская ВШМ начала реализовывать Президентскую программу подготовки управленческих кадров, которая была построена по типу мини-МВА. Первыми слушателями стали управленцы развитых промышленных предприятий региона -
автомобильного, приборостроительного, механического заводов «Авиастара», а также представители малого бизнеса.
Успешное проникновение Президентской программы в Ульяновск, по сути, стало решающим фактором того, что в начале нулевых регион одним из первых в стране получил разрешение на обучение по программе МВА, ныне самой популярной степени бизнес-образования в мире. Сегодня высший пилотаж в обучении для собственников и топов предлагают четыре бизнес-школы Ульяновской области, две из которых - ВШМ и «Симбирск-ЛИНК» - ведут набор слушателей Президентской программы, последняя позволяет молодым управленцам получить дополнительное образование на условиях софинансирования. Ежегодно квота на Президентскую программу для всех регионов России составляет 5 тыс. человек, в том числе 80 - для Ульяновской области.
Новым ФЗ «Об образовании» в 2013 году бизнес-школам отменили госаккредитацию, прекратилась выдача государственных дипломов по программам MBA. Ульяновские столпы в области элитарного делового обучения восприняли это новшество с воодушевлением: стало меньше ограничений, но больше простора для творчества в условиях «нестандартной» жизни.
А подтвердить качество своего бизнес-образования можно и с помощью международных и негосударственных аккредитаций, рейтингов. Например, в «Симбирск-ЛИНК» программа «Стратегия» имеет Международную аккредитацию АМВА, а Высшая школа менеджмента УлГТУ в 2014 году вошла в десятку лучших региональных бизнес-школ России.
Дары Волхова
Столпы ульяновского рынка бизнес-обучения сегодня - это универсальные структуры, которые представляют комплекс образовательных услуг, в том числе индивидуальный коучинг, корпоративные программы, тренирующие конкретные навыки.
Подчас не от хорошей жизни серьезным бизнес-школам приходится дробить программы на семинары, как лоскутное одеяло: краткосрочные недорогие обучающие мероприятия, рассчитанные на массовую публику, более востребованы.
Купить мастер-класс, семинар, тренинг в Ульяновске сегодня можно и у многочисленных тренинговых и консалтинговых компаний, а также у частнопрактикующих тренеров, как ульяновских, так и заезжих. По оценкам экспертов, предложение превышает спрос, региональный рынок бизнес-образования перенасыщен.
- Наиболее востребованными темами у участников тренингов сейчас являются управленческие компетенции, которые позволяют грамотно выстраивать отношения с персоналом, - рассказывает бизнес-тренер, коуч Максим Арышев. - Хочу отметить интерес к сервису. Наконец-то предприниматели поняли, что дешевле вложиться в привлечение постоянного клиента и в увеличение среднего чека с помощью заботы о людях, приносящих им деньги.
Сегодня тренером может объявить себя кто угодно, например, экс-политик Ирина Хакамада, которая уже не первый раз приезжает в Ульяновск со своими мастер-классами. Городская гастрольная афиша этого года пестрит предложениями, в том числе довольно экзотическими. Так, победитель «Битвы экстрасенсов» Дмитрий Волхов, человек, считающий своим духовным отцом... бога Велеса, намерен провести в Ульяновске семинар в традициях славянского язычества.
- Все больше становится тренингов об успехе и все меньше - инструментальных, посвященных навыкам, - сокрушается руководитель консалтинговой компании «Развитие» Александр Макаров. - Складывается впечатление, что накаченный верой в себя студент скоро сможет заткнуть за пояс профессионального руководителя с 20-летним стажем. Данную тенденцию я называю «воинствующее лохотронство». И пока маятник не качнулся в обратную сторону.
- Те, кто когда-то проходил тренинги, считают себя уверенными в том, что могут оказать помощь бизнесу и рвутся в бизнес-тренеры, не имея ни личного опыта бизнеса, ни результативного опыта ведения тренингов, - продолжает исполнительный директор «Развития» Наталья Ашанина. - Обычно тренинги подобных специалистов проходят на ура, так как амбициозные и харизматичные личности знают, как себя преподнести. Исследуя разные предложения, их практическую применимость, понимаешь, что действительно стоящего тренера найти очень сложно. В связи с этим доверие к краткосрочному образованию падает.
По статистике «Магазина семинаров РБК», наиболее многочисленными являются программы в области менеджмента и управления персонала
Особенность краткосрочных программ состоит еще и в том, что иные доморощенные тренеры за результат не отвечают. Другое дело - серьезное системное образование, которое человек получает в течение одного-двух лет в кругу равных: как правило, обучение по Президентской программе, МВА влечет за собой заметные изменения в жизни выпускника, карьерный рост, развитие бизнеса.
- Работодатель должен понимать, что после серьезного обучения человек придет совершенно другим, и надо дать ему полномочия, чтобы он сделал больше, чем обычно, - говорит директор Высшей школы менеджмента УлГТУ Лариса Воронина.
Эффект песочных часов
В 2015 году игроки сферы бизнес-обучения столкнулись с новыми вызовами. Прежде всего, падает спрос на дорогие программы. Одна из причин, по версии ректора МИМ ЛИНК Сергея Щенникова, - падение доверия к «российским» МВА. Но главная причина кроется в высокой стоимости элитного обучения. В столице цена курса по программе МВА достигает 1,5 млн рублей, в Ульяновске -
в разы дешевле, тем не менее топ-менеджеры, собственники, способные отдать шестизначную сумму за престижное образование, в регионе наперечет. На финансовую поддержку работодателя в условиях кризиса рассчитывать, как правило, не приходится.
- За прошедшие пять лет, до 2014 года, динамика поступления на программы МВА оставалась примерно на одном уровне, а в 2014 году,
когда мы были ввергнуты в новый кризис, положение в бизнес-образовании еще более усугубилось, - отмечает директор ЦБО УлГТУ Елена Волкова. - Компании должны решать первоочередные задачи выживания на рынке, отложив в сторону вопросы инвестирования в развитие сотрудников. Многие слушатели вынуждены были прервать обучение из-за невозможности оплачивать его в период кризиса.
- Сокращение расходов компаний на обучение сотрудников заметно даже по статистике лидеров рынка, - констатирует Александр Макаров. - При этом темп жизни ускорился, и обучение становится все более фрагментарным, кусочным. Сегодня на ульяновском рынке бизнес-тренингов произошло расслоение клиентов: на топ-сегмент, кто готов выложить за обучение одного сотрудника 25 -30 тыс. рублей за два дня обучения и на дешевый -
2-5 тыс. рублей за тот же период. Средний сегмент исчезает. Получился некий эффект песочных часов.
В Ульяновске не слишком много успешных предприятий, которые реализуют системный подход к корпоративному обучению, как, например, механический завод, УКБП, «Утес», «Волга-Днепр». Большинство же компаний уменьшают бюджеты на развитие, все реже привлекают внешних провайдеров. Бизнес начал искать внутренние ресурсы для поддержания систем обучения, в том числе через организацию корпоративных университетов.
По оценке компании «Развитие», в новейший кризис пострадал и рынок краткосрочного бизнес-образования: сегодня он повторил свое знаменитое сжатие 2008 года на 70-80%
В условиях столь плотной конкурентной среды и новой экономической реальности игроки ульяновского рынка бизнес-образования активно ищут пути спасения своего бизнеса, наряду с «вечными» темами - стратегией, управлением персоналом, финансами - предлагают клиентам новые антикризисные программы. Веяние нового времени - компетентностный подход к обучению.
- Сейчас общее руководство мало кого устраивает, - подчеркивает Лариса Воронина. - Никого не волнует, сколько у тебя дипломов, важно - что ты умеешь как специалист, какими обладаешь компетенциями. Президентская программа нового формата как раз и строится на формировании базовых компетенций руководителя среднего, высшего звена: профессиональных, личностных, этических. Отмечу, что и современная программа МВА, которую мы предлагаем ульяновским слушателям, не безликая, у нее шесть специализаций, в том числе IT-менеджмент.
- К популярным темам нового времени относится «Управление проектами», и это вполне объяснимо, - рассказывает ректор «Симбирск-ЛИНК», член Совета РАБО Татьяна Люлькина. - Если раньше изменения во внешней среде и нашей жизни были более медленными и редкими, бизнес мог выработать алгоритм проведения операций, то сейчас перемены слишком быстрые и радикальные - мы не можем планировать далеко вперед, а значит, оперируем проектами, которые имеют фиксированные в обозримом будущем начало и конец. Помимо проектного управления, которое распространяется на все отрасли, пользуются большой популярностью темы бренда, построения взаимоотношений с ключевыми клиентами, - как способы выделиться среди конкурентов на рынке в условиях стандартизации товаров и услуг.
- Мы разработали и обучили компании по новым программам, которые «родились» именно по запросам клиентов, - рассказывает совладелец Международной компании SMART TEAM, бизнес-коуч Ирина Сальникова. - Например, программа «Увеличение продаж в кризис» обязательным элементом включает демонстрацию успешных примеров увеличения продаж российских компаний в кризисы 1998 и 2008 годов, мозговой штурм среди сотрудников по увеличению показателей воронки продаж, а также формирование конкретного плана действий на сто дней.
Эксперты отмечают, что у ряда ульяновских компаний именно в кризис наблюдается всплеск интереса к образовательным программам - бизнес понимает, что «болен» и что нужно «лечение».
- В нестабильные времена первостепенная задача собственника -
максимально эффективно использовать ресурсы компании, - подчеркивает Ирина Сальникова. - Небольшие компании в связи с кризисом всерьез задумались о необходимости в хорошем смысле встряхнуть коллектив и провести тренинг для всех сотрудников. Это дает возможность объединить людей, дать им почувствовать уверенность в завтрашнем дне.
- Наставники обещали «ломку» в начале обучения! Но я даже и не предполагала, КАКАЯ это будет «ломка» для меня! Но, как говорится, «нет просветления без очищения». В какой-то момент пришло понимание себя, уверенность в себе и в собственных силах, - делится впечатлениями от коуч-сессий совладелица спортивно-оздоровительного клуба для женщин «ОЛИМПиЯ» Ольга Панкова. - Я начала действовать, исходя из собственных интересов, потребностей и желаний, а не потому, что так удобно и так хотят окружающие. Научилась жить в безоценочном пространстве, причем не только по отношению к окружающим, но в первую очередь к самой себе.
Эксперты отмечают, что потребитель образовательных услуг становится с каждым годом все более требовательным, разборчивым и искушенным, желает получать готовый инструмент для решения задач.
- Люди стали понимать, что не только лекции и университеты могут дать информацию, но и саморазвивающиеся обучающие проекты, в которых опытом и знаниями делятся действующие предприниматели, бизнес-тренеры, люди из этой сферы. Из этой серии такие проекты, как Бизнес-Молодость, Netoдология, - рассказывает Максим Арышев. - У начинающих и действующих предпринимателей Ульяновска есть возможность получить такое образование на площадках бизнес-инкубатора, креативного пространства «Квартал», Хаб-кафе и т. д.
Час сессии зарубежного коуча для первых лиц российских компаний может доходить до 140 тыс. рублей. В мегаполисах стоимость одного часа коучинга в среднем составляет 15 тыс. рублей. В Ульяновске 3-5 тысяч
Чиновник слушает
Эксперты отмечают, что в последнее время повышается не только количество участников ульяновского рынка бизнес-образования, но и его качество. Сегодня эта сфера достаточно полно отвечает различным запросам деловой среды региона, более того, активно проникает и в бюджетную сферу. Менеджменту ныне учатся врачи, педагоги, и, конечно же, чиновники. Это веяние пришло сверху, президент РФ указал на необходимость создания центра подготовки чиновников, появления новой когорты госменеджеров, которые способны на хорошем уровне организовать процессы, управлять людьми.
- Те методы управления, которые успешно работают в бизнесе, вполне можно применять и для государственных служащих, - говорит Татьяна Люлькина. - В этом году мы впервые выпустили группу по Президентской программе «Сити-менеджмент», у нас учились в том числе и главы муниципальных образований.
В дальнейшем надеюсь на сближение стандартов управления в госслужбе и в бизнесе, для этого необходимо создавать смешанные группы, чтобы представители бизнеса и власти, обучаясь вместе, понимали друг друга, двигались в одном направлении для реализации будущих стратегических целей на благо региона.
Одни игроки ульяновской сферы бизнес-образования не видят необходимости в его перезагрузке - мол, все идет своим чередом. Другие уверены, что перемены необходимы. В частности, рынок должен стать более сегментированным и ориентированным на практику. На пользу пошла бы большая вовлеченность в бизнес-образование молодежи, особенно студенческой, более активное участие представителей успешного бизнеса в формировании региональной образовательной среды. Бизнес-школам необходим обмен опытом, консолидация - для того, чтобы сообща использовать новые процессы как возможности для развития.
- Безотлагательной задачей является разработка стандартов, связанных с широким распространением новых информационных технологий в бизнес-образовании, - говорит Елена Волкова. - Российскому бизнес-образованию пора активнее уходить от вечного копирования англо-саксонской модели управления, от объяснения на пальцах функционирования и использования моделей и инструментов для важных задач, которые софт может решить за короткое время.
Главный же вызов для бизнес-школ региона и страны в целом сегодня заключается в том, чтобы максимально эффективно использовать фазу рецессии, укрепить позиции на рынке.
И необходимо уже сейчас готовиться к сотрудничеству с новым поколением, с применением совершенно других технологий в обучении - в условиях глобального рынка.
Татьяна Задорожняя
Фото: www.phly.com