€ 105,11
$ 96,07
¥ 13,48
Ориентация на экспорт: кто мы для иностранцев?
Ульяновскую область все чаще называют сильным аграрно-промышленным центром и чуть ли не «силиконовой долиной» IT. Востребовано ли все это на экспортном рынке?
По бездорожью и в летную погоду
По объему экспорта Ульяновская область сейчас 11-я в ПФО. В 2012 году предприятия нашего региона поставили за границу товары на сумму 475,9 млн. долларов США - на 4,7% больше, чем в 2011 году (таковы данные Росстата). На фоне других субъектов ПФО рост довольно скромный: в Саратовской и Пензенской областях он был двукратным, а в Удмуртии и Марий Эл - 90%-ным.
Так сложилось, что Россия в мировой экономике ассоциируется с природным газом и нефтью. Это основная продукция, которую страна поставляет на экспорт. Машины и оборудование по доле в экспортном рынке России находятся на четвертом месте, уступая продукции металлургии. А вот в Ульяновской области это самые ходовые товары на поставку за рубеж. В 2012 году объем экспорта машин и оборудования превысил 200 млн. долларов. По этому показателю регион занял седьмое место в ПФО, увеличив прошлогодние объемы на 1%.
В Ульяновской области 136 предприятий-экспортеров. По оценке Фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области», на сегодняшний день 80% из них относятся к сфере промышленного производства, в том числе механообработки и автопрома. Так, один из крупнейших ульяновских экспортеров - УАЗ в прошлом году продал на экспортных рынках более 7,5 тыс. внедорожников. За год эта цифра выросла на 10%. Как отмечают в департаменте экспортных продаж ОАО «УАЗ», автомобиль ульяновского производителя занял определенную нишу на мировом рынке как внедорожник, практически не имеющий аналогов в своем ценовом диапазоне.
- Мы ничего не будем придумывать, а будем совершенствовать свой модельный ряд, - заявляли специалисты по экспорту УАЗов еще в 2011-м. Такая политика позволила предприятию увеличить в 2012 году объемы продаж UAZ Patriot на 118%, а UAZ Pickup - на 46%.
Вклад промышленности Ульяновской области в иностранный автопром может пополниться. Региональный Минпромтранс ведет переговоры с торговым представительством Швеции и шведским производителем автомобилей об экспортных поставках в эту страну продукции Димитровградского вентильного завода. Как пояснили «ДО» в министерстве, если переговоры пройдут удачно, в производстве грузовиков и автобусов Scania будут использованы автовентильные детали для шин, изготовленные в Димитровграде.
Крупные экспортные поставки есть и в истории «Авиастара». Из 48 выпущенных ульяновским авиазаводом Ту-204, 12 в разное время улетали на Кубу, в Корею, Египет и Китай, где эксплуатируются до сих пор. Сейчас главные силы завода брошены на реализацию проекта транспортного самолета Ил-76МД-90А для Минобороны РФ. Однако на предприятии не исключают возможности поставок этого лайнера и за границу. Некоторые страны заинтересованы в покупке нового «Ил» - их привлекает его простота и надежность, сообщили нам в пресс-службе завода. Достаточно вспомнить, что «старый» Ил-76 состоит на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи, Сирии и пр. Станут ли они заказчиками новой машины, или список претендентов на российский самолет пополнится другими государствами, будет ясно после испытаний.
Партнеры ульяновских экспортеров - в основном, страны дальнего зарубежья. Но динамика - в пользу СНГ: этот сегмент экспортного рынка региона вырос за предыдущий год в 2,3 раза. К нему обратился и производитель навигационного оборудования «Утес».
- Раньше нашими заказчиками были Китай и Индия, но схема экспортных поставок предприятия изменилась. Сейчас «Утес» экспортирует свою продукцию (магнитные комплексы и пр.) в ближнее зарубежье - Украину и Беларусь. Наше оборудование используется, к примеру, в производстве вертолетов «Ми» гражданского назначения, - рассказывает начальник бюро авиационной техники отдела сбыта ОАО «Утес» Марина Шулаева.
По ее словам, оборудование предприятия востребовано в силу своей редкости: аналогов тому, что производит «Утес», в стране и мире не так много. При этом на экспорт идут детали, используемые в авиапроме не один год. А инновационную продукцию предприятие изготавливает только для российских заказчиков.
Мебель «из космоса»
Считается, что товары, изготовленные на экспорт, должны производиться на современном оборудовании: для иностранцев иначе уже нельзя.
- Из тех, кто поставляет продукцию на экспорт, многие модернизировали производство, причем оборудование лишь частично иностранного происхождения, - говорит председатель правления Фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» Руслан Гайнетдинов. - Если взять мебель, то они там вообще «в космосе летают» в плане современности оборудования. В Ульяновской области сегодня представлена новая продукция по деревообработке. Практически во всех мировых выставках участвуют наши деревообработчики - производители дверей и мебели. Они делают шикарные вещи стоимостью по два-три миллиона рублей за одну единицу. Этот сегмент очень хорошо развит, другое дело, что не все мы его знаем и видим.
Федеральная служба статистики не публикует данные об экспорте в деревообрабатывающей промышленности России отдельно. Эта продукция вместе с изделиями из камня, гипса, цемента, асбеста и слюды, керамикой, стеклом, часами, постельными принадлежностями, лампами и пр. входит в группу «Другие товары». Объем этого сегмента экспортного рынка Ульяновской области в 2012 году составил более 180 млн. долларов и стал самым большим в ПФО.
Одним из основных экспортеров региона в области деревообработки считается Инзенский ДОЗ, почти два десятка лет поставляющий за границу детали мебели из березового шпона и фанеру.
- В последние два года мы работаем с Германией, Чехией, Польшей и Литвой. В том, что российская продукция деревообработки востребована в других странах, нет ничего удивительного, потому что наши производители предлагают оптимальное соотношение цены и качества. В Европе мебель не хуже, но она дороже. В Китае, наоборот, дешевле, а вот качество хромает, - говорит помощник гендиректора Инзенского ДОЗ Дмитрий Кошечкин.
Самым активным заграничным потребителем продукции из дерева Ульяновской области является Германия. Из 15,4 млрд. рублей регионального экспорта в эту страну за 2011 год 13,6 млрд. - это мебель, постельные принадлежности, матрацы, лампы и т.п.
Товары наших деревообработчиков востребованы, но конкуренция на мировом рынке этой сферы промышленности растет. По словам г-на Кошечкина, с востока на Россию «напирает» Китай, а с запада - Белоруссия с такими же невысокими расценками (близость к Европе и льготы от государства позволяет соседям экономить на транспортировке). На экспорт продукции деревообработки влияет и то, что Евросоюз усиливает требования к экологической сертификации продукции. Однако выйти на экспортный рынок реально, главное, как это ни банально звучит, - желание.
- Мы выходили на экспортный рынок постепенно. Здесь работает правило: кто ищет - тот всегда найдет. Наше руководство ездило на выставки, посещало московские компании, в итоге вышло на итальянских партнеров, с которых и началась наша экспортная деятельность. И только после этого мы плотно связались с ФРГ, с которой работаем по сей день, - рассказывает Дмитрий Кошечкин.
Традиции против инноваций?
Если экспорт - то промышленность, крупная, традиционная. Так принято считать в нашей стране и нашем регионе, и в этом - большая проблема, утверждают эксперты. По данным Ульяновского отделения Союза машиностроителей России, в экспорте Ульяновской области доля инновационной высокотехнологичной продукции - всего 1,2%. Между тем, именно этот сегмент считают основным ресурсом развития стран в текущем столетии.
Сейчас инновационная продукция ульяновских предприятий активно экспортируется в Китай. Из 5 млрд. рублей экспорта в эту страну в 2011 году 4,4 млрд. наши производители выручили за продукты неорганической химии, в том числе соединения радиоактивных элементов и изотопов. Кроме этого, из Ульяновской области в Китай поставляются ядерные реакторы и котлы.
Ульяновские разработчики программного обеспечения также осваивают экспортный рынок. Более того - многие из них начинают свою деятельность с работы над иностранными заказами, и только потом обращают внимание на российских потребителей.
- За последние годы количество ульяновских компаний, предоставляющих услуги разработки программного обеспечения зарубежным клиентам, выросло, - отмечает генеральный директор компании «СимбирСофт» Сергей Юркин. - Продукцией российских IT-разработчиков пользуются во всем мире. С нами, например, работают компании из Японии, Германии, США, Израиля, Швейцарии и Индии. У иностранных заказчиков популярны мобильные приложения, социальные сети, системы управления проектами - самые разные продукты, главное, чтобы они были уникальными и качественными. Например, одно из программных обеспечений для работы с Forex, созданных нашими специалистами по заказу, сейчас применяется на Уолл-Стрит.
Позитивный имидж Ульяновской области в сфере информационных технологий региональные власти намерены продвигать с помощью нового бренда «Сделано в Ульяновске». Возможность введения такой маркировки продуктов местных IT-компаний обсуждалась в апреле на встрече губернатора с представителями IT-сообщества. Считается, что это усилит позицию региона как авторитетного производителя программного обеспечения. А возможно, и продвинет всю страну в этом сегменте экспорта.
- Россия может занять ведущие позиции на экспортном рынке разработки программного обеспечения, но, наверное, не в ближайшие годы. Все-таки дефицит высококвалифицированных специалистов, который уходит корнями в демографический кризис, и недофинансирование сферы образования, к сожалению, пока дают о себе знать, считает г-н Юркин.
С этим согласны и авторы исследования «Экспортный потенциал России», опубликованного на Financial Guide.
- Можно ожидать, что спрос на программные продукты в мире будет расти в ближайшее десятилетие. По оценкам экспертов, промышленно развитые страны физически не смогут обеспечить подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля в нужный срок. Следовательно, стоит ожидать дальнейшего распространения практики оффшорного программирования, - считают исследователи.
Игра по правилам
Господдержка экспортно-ориентированных предприятий - одно из приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства, заявляют в Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области. Существующая в регионе система мер поддержки включает торгово-экономические, организационные, финансовые и информационно-консультативные инструменты.
К примеру, Центр координации и поддержки экспорта, который существует на базе Корпорации, консультирует начинающих экспортеров, формирует их анкеты на русском и английском языках, организует бизнес-миссии, выставочные мероприятия за рубежом, обучающие семинары, круглые столы, биржи контактов, конференций и пр.
В числе финансовых мер поддержки - кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Недавно к этому добавился еще один финансовый инструмент. 19 марта Ульяновск посетили представители новой федеральной структуры - Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. В его клиентском портфеле 20 компаний-экспортеров, в том числе УАЗ.
- Вступление в ВТО требует применения новых мер поддержки, которые могут защитить экспортера от неоправданных рисков. Но наши предприятия, к сожалению, зачастую ими не пользуются и потому оказываются неконкурентоспособными на мировой арене. А органы власти, в свою очередь, не всегда готовы объяснить экспортеру, на что он может рассчитывать, выходя на тот или иной рынок. Такая мера, как страхование, хорошо известна в других странах. Мы выбрали несколько пилотных регионов, где есть потенциал. В основном, это промышленные территории - Екатеринбургская, Челябинская, Нижегородская, Кемеровская области. Теперь в их числе и Ульяновская, - рассказал гендиректор агентства Петр Фрадков.
Предполагается, что этой мерой поддержки смогут воспользоваться не только промышленные предприятия региона, но и компании, деятельность которых основана на применении современных технологий, в том числе, информационных.
От государства зависит многое, но не все. Начинающий экспортер, в первую очередь, сам должен быть талантливым коммерсантом. Нужно уметь оценить экспортный потенциал своего предприятия, имеющиеся производственные мощности, сырьевые и людские ресурсы, риски. Наконец, выстроить четкую систему логистики - посредством контракта с импортером, при посредничестве внешнеторговой организации, товарной биржи или совместного предприятия. В компании DHL, работающей более чем с 30 ульяновскими экспортерами, отмечают: успешный экспорт невозможен без правильно выстроенной системы поставки, в том числе документооборота.
- В Ульяновске растет количество предприятий, представляющих мировые бренды - Sollers, Isuzuи другие. А за рубежом очень хорошо понимают важность качественной коммуникации, например, между головным офисом и его подразделением. Поэтому большое значение имеет то, насколько отлажен документооборот экспортера с иностранным заказчиком, - рассказывает генеральный директор компании DHLв Ульяновске Юрий Ежов. -Экспорт образцов продукции также растет. При этом для выхода на зарубежные рынки срочность и аккуратность доставки играют решающую роль. А это зависит от поставщика услуг логистики: когда речь идет о важных, срочных грузах или сопроводительной документации, экспортер должен быть уверен в четкой и своевременной доставке.
Эльмира Мухаметшина