Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

ОСАГО. 73 регион

Прошло более трех лет с момента вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Сегодня практически все ульяновские водители обзавелись полисами ОСАГО. А на местном рынке обязательной «автогражданки» обозначились главные игроки.

Три года с автогражданкой

По итогам первого полугодия 2006 года, в структуре страхового портфеля Ульяновской области лидирует имущественное (36,3%) и личное (31,4%) страхование. На долю ОСАГО приходится 28,6%. Сегодня из 68 страховых операторов, присутствующих на местном рынке, порядка 40 компаний имеют лицензии на продажу полисов ОСАГО. Однако у большинства из них сборы по «автогражданке» весьма незначительные.
По данным Управления ГИБДД УВД Ульяновской области, солидный вес в этом сегменте имеют не более пятнадцати компаний. В «первый эшелон» вошли «Росгосстрах», «Россия», НАСТА, НАСКО, ВСК, РОСНО, АСКО, «РЕСО-Гарантия», «Спасские ворота», Межотраслевой Страховой центр, СОК, «Согласие», «Макс», «Русский мир», Национальная Страховая Группа. На местном рынке ОСАГО появились и новые игроки, такие как «НАСКО-Татарстан», «Ренессанс-Страхование».
— Наша страна пришла к введению ОСАГО с невысоким уровнем развития страхового рынка, неразвитой страховой инфраструктурой, — вспоминает события трехлетней давности директор филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье» — «Управление по Ульяновской области» Павел Паль. — Россия кардинально отличается от всех европейских стран одной принципиальной особенностью — размером территории. При этом российский автопарк сравним по размеру с автопарками крупнейших европейских государств, но возраст его несравнимо старше (что является одним из факторов, влияющих на аварийность). На этом фоне мы сделали фактически невозможное: еще ни в одной стране мира не удавалось за столь короткий срок создать эффективно работающий рынок такого большого объема.
Страховщики признают, что закон об ОСАГО помог существенно повысить уровень страховой культуры общества. Люди научились воспринимать страхование как цивилизованный инструмент разрешения конфликтов на дороге и урегулирования ущерба после ДТП. В определенной мере закон действительно стал локомотивом рынка: благодаря ему была создана необходимая инфраструктура — продающая и урегулирующая сеть, которая предоставила возможность для внедрения самых разных страховых продуктов.
Закон об ОСАГО стал мощным импульсом для развития не только страхового рынка в масштабах России, но и региональных рынков. Поскольку компании, желающие не только сохранить, но и увеличить свою рыночную долю, были вынуждены двинуться в регионы.
Старший юрисконсульт Управления ГИБДД УВД Ульяновской области Светлана Яшнова не скрывает, что с принятием закона об ОСАГО у стражей порядка значительно прибавилось работы, в том числе чисто бумажной. В инспекции отмечают, что с вводом «автогражданки» на территории губернии стало больше регистрироваться дорожно-транспортных происшествий.
— Раньше, если ущерб от ДТП составлял менее 5 тысяч рублей, водители предпочитали решать вопрос «полюбовно». Сегодня же практически все эти выплаты оформляются документально, — рассказывает Светлана Яшнова. — В то же время судебных разбирательств между ульяновскими автомобилистами стало значительно меньше. До суда дело доходит в случае, когда страховая компания отказывает в выплате. Чаще всего это происходит, если ДТП совершается на так называемой «закрытой» территории или случается утрата товарной стоимости. А также если водитель, виновный в аварии, оказался не вписанным в страховой полис.
— Можно, конечно, говорить о нерешенности ряда технических проблем, но основная проблема — в работающих на этом рынке страховых компаниях, — считает Павел Паль. — Дело в том, что допуск на рынок ОСАГО оказался фактически свободным. Отсутствие барьера на вход было требованием антимонопольного ведомства, цель которого — защита свободной конкуренции. В данном случае эта цель вошла в противоречие с другой целью государства — обеспечить защиту прав пострадавших в ДТП. Целый ряд компаний пришли на рынок не работать, а снимать сливки. Одни, набрав полный портфель ОСАГО, не справились с прогрессирующим ростом убыточности и в результате не смогли выполнить свои обязательства перед клиентами. А других вообще изначально не интересовало, как они будут урегулировать убытки, для них главное — собрать деньги. Есть и такие, кто, стремясь увеличить портфель по ОСАГО, применяет демпинговые тарифы, предоставляя клиентам необоснованные скидки, использует завышенные комиссии для агентов.

Куда едем страховаться?

По официальным данным, за первые шесть месяцев 2006 года российские страховые компании продали 14,8 млн. полисов ОСАГО на сумму 29,7 млрд. рублей. Это на 1 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Растет парк автомобилей — увеличивается и число проданных страховок, в том числе и в Ульяновской области. Например, замдиректора ООО «СОК» (филиал «Ульяновский») Феликс Изиса приводит данные, что сумма собранных страховых премий по договорам ОСАГО в 2005 году в его компании увеличилась по сравнению с 2004 годом почти в два раза.
При том, что ценовая политика у серьезных страховых операторов не особо разнится, конкуренция среди ульяновских игроков в сегменте ОСАГО ужесточается. Как правило, главным конкурентным преимуществом при выборе страховщика выступает положительная репутация компании, четко выплачивающей деньги по страховым случаям. Для ряда ульяновских водителей немаловажным критерием при выборе продавца полиса ОСАГО является и наличие службы аварийных комиссаров.
— Первая служба аварийных комиссаров появилась в 1998 году в Санкт-Петербурге, — рассказывает генеральный директор филиала ОСАО «Россия» в Ульяновске Игорь Чичеров. — В настоящее время в России институт «комиссаров» распространен более чем в 30 городах, наш филиал начал реализовывать данную программу в Ульяновске в июле этого года. Считаю, что мы сделали значительный шаг на пути к предоставлению полного комплекса страховых услуг не только в момент заключения и сопровождения договоров, но и на этапе наступления страхового события.
— В случае ДТП «комиссары» оказывают подчас не только юридическую помощь при составлении документов, но и психологическую поддержку и даже доврачебную медицинскую помощь, — подчеркивает начальник службы «Аварийный комиссар» Константин Брендаков.
В Управлении ГИБДД УВД Ульяновской области положительно относятся к появлению «комиссаров» на дорогах губернии: они облегчают работу стражей порядка, например, делают фотографии поврежденного в ДТП транспортного средства. Вместе с тем, в ряде страховых компаний от услуг аваркомов отказались: мол, подобная услуга — не более чем маркетинговый ход, на деле же бумаги, оформленные «комиссарами», не принимаются в суде.
Ряду страховых компаний, присутствующих на ульяновском рынке ОСАГО, удалось занять свою, узконаправленную нишу. Так, филиал компании «Макс» специализируется на страховании маршруток, а филиал НАСКО обслуживает парк служебных автомобилей юридических лиц Ульяновской области (корпоративная база включает более ста организаций). Но многие операторы, как, например, ульяновский филиал ОАСО «РЕСО-Гарантия» (здесь полисы ОСАГО составляют порядка 45% от общей страховой премии), все же делают ставку на обслуживание физических лиц.

Не так страшны убытки?..

Из-за роста числа более мощных автомобилей иностранного производства, а также вследствие повышения базового тарифа для юридических лиц, средняя стоимость полиса ОСАГО в первом полугодии 2006 года увеличилась на 148 рублей. Сегодня страхование автогражданской ответственности обходится ульяновскому автовладельцу в среднем в 2006 рублей, а годом ранее средняя цена полиса составляла 1858 рублей.
И если рынок ОСАГО растет на 8-10% в год, то убыточность увеличивается гораздо большими темпами. «Росгосстрах» приводит данные: в 2004 году в целом по рынку было урегулировано около 900 тысяч страховых случаев, выплаты по которым составили 18,52 млрд. рублей, в 2005 году количество урегулированных страховых случаев составило уже порядка 1 млн. 200 тысяч, а объем выплат — 26,4 млрд. рублей. Всего же за три года можно ожидать выплат в размере не менее 70 млрд. рублей.
В законе была заложена убыточность ОСАГО в размере 77%, и на сегодняшний день она находится в районе запланированной. Если не учитывать произошедшие, но не заявленные к возмещению убытки, создается ощущение, что все в порядке, у компаний еще остаются «запасы» в стабилизационных резервах и резервах выравнивания убытков.
По статистике, с 2003 года страховщики ОСАГО собрали 158,4 млрд. рублей, а на выплаты потерпевшим было направлено 60 млрд. рублей. Таким образом, за вычетом административных расходов и 3%-ного сбора у страховщиков осталось более 61 млрд. рублей. Но проблема в том, что это отложенные выплаты, претензии по этим убыткам не имеют срока давности — они могут быть предъявлены компаниям в любое время, соответственно, под них должны быть сохранены резервы.
— Убыточность ОСАГО — не голословные утверждения страховщиков, а реальный экономический факт, подтвержденный всем мировым опытом существования этого вида страхования, — считает заместитель по страхованию директора ульяновского филиала «Росгосстраха» Ильдар Аминов. — Учитывая уровень аварийности в России, качество дорог и стиль вождения российских водителей, количество страховых случаев в дальнейшем будет только расти, а значит, будет расти убыточность.
Однако данные Минфина РФ дают повод усомниться в том, что бизнес ОСАГО в скором времени станет убыточным. По итогам 2004 года уровень выплат по отношению к собранным премиям составлял 37,5%, в 2005-м он вырос до 48,8%, а за январь — июль 2006 года этот показатель остался практически на прежнем уровне: 48,9%.
Вместе с тем, ульяновские страховщики утверждают, что уровень выплат по полисам ОСАГО непрерывно растет. Помимо роста аварийности на дорогах тут играют роль и другие факторы. Например, в связи с инфляцией увеличились цены на запчасти и стоимость нормо-часа на СТО. Плюс за три года существенно изменился российский автопарк, произошло его обновление. Все это уже привело к увеличению размера средней выплаты по «железу» (с 19-20 тыс. рублей до 23-24 тысяч).
По словам директора ульяновского филиала ОСАО «Ингосстрах» Татьяны Сенатуловой, если выплаты по полисам автоКАСКО от общего объема страховых премий в ее компании составляют 25%, то по ОСАГО — все 60% (именно поэтому здесь не планируют увеличивать долю ОСАГО в страховом портфеле выше 25-30%).
— Еще два года назад выплата в 50 тысяч рублей считалась чем-то из ряда вон выходящим, а сегодня это обычное дело, — говорит директор ульяновского филиала НАСКО ЗАО СК «Самара-АСКО» Валентина Худякова. — Считаю, что увеличение выплат по полисам ОСАГО связано и с психологией современного автовладельца. Автомобиль стал более доступен (в частности, благодаря активному банковскому кредитованию), и люди разучились жалеть своего «железного коня»: зачем, если страховая компания все равно выплатит убытки...
— Нужно помнить о том, что, по мере развития рынка ОСАГО, существенно возросли объемы мошенничества, — продолжает Валентина Худякова. — Практика показывает, что каждый пятый случай из заявленных на выплату по ОСАГО является мошенничеством. Соответственно, мы вынуждены нести существенные затраты на выявление случаев страхового мошенничества.

Закон — сырой. Но это закон...

Трех лет существования рынка обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев оказалось достаточно, чтобы государство признало его «сырым» и решило реформировать. Объектом реформирования могут стать все важнейшие элементы системы страхования: тарифы, суммы выплат, территориальные коэффициенты, правила оформления ДТП.
Минфин уже внес свои поправки по ОСАГО, предлагая рассчитывать компенсации по страховке исходя из стоимости новых запчастей, а не подержанных, как раньше.
— Страховщики против таких нововведений, — говорит директор ульяновского филиала СОАО «Национальная Страховая Группа» Юлия Алексеева. — Сразу же возрастет мошенничество, будут в массовом порядке биться старые «Жигули», которые стоят 15 тысяч рублей, а страховщику придется оплачивать стоимость ремонта нового автомобиля. Предполагаю, что в случае изменения закона выплаты могут возрасти в 1,5 раза. Тогда и тарифы по ОСАГО придется увеличивать.
По мнению специалистов, в поле зрения законотворцев попадут и размеры страхового возмещения. Часть вырученных страховыми компаниями средств чиновники предлагают направить на увеличение выплат по компенсации ущерба здоровью, которые сейчас составляют 240 тыс. рублей.
— В настоящее время Правительством готовятся изменения в закон, которые снимут ограничения на сумму возмещения в случае причинения вреда жизни и здоровью нескольким потерпевшим, — рассказывает заместитель директора ульяновского агентства компании «Ренессанс Страхование» Роман Шакиров.
Страховщики по-разному относятся к инициативе Минфина.
— Снятие существующих ограничений может вызвать рост убыточности, поэтому при введении подобных изменений необходимо параллельно проанализировать вопрос изменения (увеличения) тарифа по ОСАГО, — полагает Шакиров.
— Говорить об увеличении лимитов ответственности по ОСАГО преждевременно, — соглашается Юлия Алексеева.
Но далеко не все ульяновские страховщики солидарны со своими коллегами, выступающими против повышения выплат.
— Люди — прежде всего, «железо» вторично, — говорит замдиректора ульяновского филиала ОАСО «РЕСО-Гарантия» Андрей Гвоздев. — Тем более что выплаты по потере кормильца в ДТП в нашей компании не превышают 1-2% от общего объема выплат, а максимальная сумма выплат за гибель человека по полису ОСАГО составляла 160 тысяч рублей.
Следует отметить, что на российском рынке ОСАГО выплаты за ущерб жизни и здоровью растут опережающими темпами: если в 2004 году было около 2500 обращений за возмещением ущерба жизни и здоровью, то в прошлом году таких случаев стало уже почти 5000. Однако эксперты Минфина указывают, что на возмещение вреда здоровью в прошлом году ушло лишь 0,8% всех выплат по ОСАГО. Поэтому говорить о том, что увеличение лимитов по жизни и здоровью подорвет финансовую устойчивость страховых компаний, не приходится.

Полис завтрашнего дня

За редким исключением, все руководители страховых компаний, работающих на ульяновском рынке ОСАГО, признали, что данный вид страхования — один из самых проблемных, и, чтобы не «прогореть», необходимо иметь сбалансированный страховой портфель. Когда компания зацикливается на продаже полисов ОСАГО, результаты бывают печальными (прецеденты на ульяновском рынке имелись).
И мировая практика свидетельствует, что будущее на рынке ОСАГО за крупными универсальными страховщиками с развитой филиальной сетью, для которых ОСАГО будет не слишком сильной нагрузкой.
Дальнейшее развитие рынка ОСАГО страховые операторы связывают и с изменениями в законе об ОСАГО. Так, сегодня Госдума готовит поправки в законодательство о привязке коэффициента бонус-малус не к автомобилю, а к водителю. Согласно проекту закона, страховщики ОСАГО при продаже полиса будут переносить льготные коэффициенты, применяемые к страхователю за безаварийную езду в предыдущий срок страхования, на другие транспортные средства.
— Сегодня возникла насущная необходимость в создании изначально предусмотренной законом общероссийской базы данных об «аварийности» водителей, — подчеркивает Андрей Гвоздев.
— Необходимо, чтобы клиент, пострадавший в ДТП, обращался в свою страховую компанию, а не в компанию, застраховавшую виновника аварии, — считает специалист по страхованию ульяновского филиала СК «НАСТА» Людмила Веденеева.
А Российский союз автостраховщиков предлагает изменить структуру тарифа на ОСАГО, предусмотрев в ней 2% на превентивные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Сегодня аварийность в России значительно превышает средний показатель по странам Восточной Европы. Наша страна занимает первое место среди развитых стран по числу погибших в ДТП, а суммарные экономические потери из-за отставания в развитии автомобильных дорог ежегодно составляют 6% валового внутреннего продукта России.
На дорогах Ульяновской области за 9 месяцев 2006 года зарегистрировано 957 ДТП, при которых 184 человека погибли, 1194 получили травмы различной степени тяжести. Причиной 221 ДТП стало плохое качество дорог.
— Развитие сети автомобильных дорог в России должно стать стратегической задачей, — заявил губернатор Ульяновской области, руководитель рабочей группы Госсовета РФ по вопросам развития транспортной инфраструктуры Сергей Морозов в докладе на заседании президиума Госсовета РФ. — В настоящее время положение дел в дорожной отрасли можно назвать близким к критическому, что требует от государства принятия безотлагательных системных и эффективных решений.

Татьяна Задорожняя

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: