€ 104,74
$ 94,87
¥ 13,41
Особые зоны для бизнеса
Развитие регионов и рост экономики невозможны без государственно-частного партнерства. Одним из вариантов такого сотрудничества стало создание территорий с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями.
Когда идет «зонирование»
О программах поддержки малых предприятий и начинающих предпринимателей «ДО» рассказывает постоянно. Посмотрим сегодня на преференции для бизнеса другого плана – в рамках особых экономических зон.
История России хранит примеры создания подобных территорий с налоговыми, таможенными, административными льготами как в масштабе страны, так и в масштабе регионов и даже муниципалитетов. «Старожилы» ульяновского бизнеса, наверняка, помнят и попытки создания особой таможенной зоны в рамках аэропорта «Ульяновск-Восточный», которые предпринимало Законодательное Собрание области первого созыва, и существовавшие в середине 1990-х годов особые зоны в Заволжском районе Ульяновска, в Новочеремшанске Новомалыклинского района и на станции Налейка Кузоватовского района. Эти три зоны были антикризисной мерой для спасения депрессивных территорий региона, «прожили» недолго, но свою роль в экономической истории Ульяновской области сыграли.
Сегодня создание особых зон для бизнеса регулируется как федеральным, так и региональным законодательством. Действующий ныне федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года оговаривает условия создания таких зон, классифицирует их по функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот. «Зональные» интересы власти и бизнеса в чем-то совпадают, а в чем-то расходятся. Цель государства – привлечение прямых инвестиций новых технологий производства, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, развитие экспортной базы, импортозамещение, развитие территорий. Для инвесторов важно освоение новых рынков сбыта, доступ к инфраструктуре, минимизация затрат, снижение административных барьеров на разных этапах развития бизнеса.
В стране существуют особые экономические зоны четырех типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. По данным генерального директора ООО «Особые экономические зоны» Игоря Косова, с момента создания зон на начало мая 2010 года государство выделило на их развитие порядка 44 млрд. рублей. В 16 особых экономических зонах работают 223 резидента: 26 – в промышленных, 176 – в технико-внедренческих, 21 – в туристических. Особые портовые зоны в стране еще только создаются. И один из двух пилотных проектов федерального уровня реализуется в Ульяновске.
Особая портовая по-ульяновски
Конкурс Правительства РФ на право создания портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) Ульяновская область выиграла в июне 2008 года. Это известие стало, пожалуй, последней позитивной новостью накануне кризисной осени-2008. Следующие несколько долгих месяцев в стране если и говорили о создании, то исключительно в контексте антикризисных мер: дабы поддержать, подстраховать, не дать окончательно рухнуть.
Все три победителя федерального конкурса – Ульяновская область, Красноярский край, Хабаровский край – деятельность по своим зонам притормозили, но работу в правительстве по лоббированию «зональных» интересов не прекратили. Тем, кто оказался наиболее настойчив, убедителен и последователен, повезло больше других. Выходом постановления Правительства РФ о присвоении ПОЭЗ официального статуса спустя полтора года увенчались усилия ульяновцев и хабаровчан. Для регионов это стало практически новогодним подарком: постановление о создании Ульяновской ПОЭЗ датировано 30 декабря 2009 года, о создании ПОЭЗ «Советская гавань» в Хабаровском крае – 31 декабря.
В Корпорации развития Ульяновской области сегодня говорят, что плюсом для нас стало то, что ульяновская зона частично «ложится» на готовую инфраструктуру аэропорта «Ульяновск-Восточный», а значит, требует меньших госинвестиций. Кроме того, ввиду не слишком большой эффективности капитальных вложений в уже существующие особые зоны (особенно промышленно-производственные) приоритет отдавался тем регионам, у кого есть реальные резиденты с инвестиционно емкими проектами.
Для Ульяновской ПОЭЗ первый потенциальный инвестор уже был – свой и не собирающийся отказываться от задуманного. Двадцать лет назад компания «Волга-Днепр» стала первым акционерным обществом, зарегистрированным в Ульяновске. Сегодня дочерняя компания ГК «Волга-Днепр» – ООО «Волга-Днепр Техникс Ульяновск» имеет все шансы стать первым официальным резидентом ПОЭЗ.
Однако первоначальные масштабы особой зоны пришлось пересмотреть. В связи с посткризисными корректировками общую площадь ПОЭЗ в 640 га разбили на пусковые комплексы. Под первый – в 120 га – выделено 762 млн. рублей федерального финансирования (на всю портовую зону предусматривалось 6,7 млрд. рублей). Соответственно, снизилось и региональное финансирование – до 375 млн. рублей. Кроме того, правительство РФ приняло решение, чтобы часть инфраструктуры особых зон строилась за счет частных инвесторов.
Актуальность же портовой зоны в Ульяновске по-прежнему не вызывает сомнений. В стране идет постоянное выбытие воздушных судов советского производства. Как бы к этому ни относиться, но факт остается фактом: авиаперевозчики в массе своей заменяют отечественные самолеты зарубежными – «Боингами», «Эйрбасами». Большая часть парка ведущих авиакомпаний приходится на «иностранцев», а обслуживать эти машины негде, таких специалистов никто в нашей стране не готовит. Так что в Ульяновске ситуация уникальна: здесь сконцентрированы и образовательный авиапотенциал, и производственный, и технический.
Развитием этих трех компонентов занимаются: правительство региона, предприятия авиационного кластера, Корпорация развития. Персонал для технического обслуживания воздушных судов компания «Волга-Днепр» готовит самостоятельно. Правительство области ведет переговоры о возможности подготовки технических специалистов с компанией «Lufthansa Technical Training», о подготовке летного персонала на зарубежные типы воздушных судов – с Оксфордской авиационной академией.
С созданием портовой особой экономической зоны в Ульяновске появляется максимально благоприятная ситуация для организации центра обслуживания воздушных судов федерального и даже мирового масштаба: с налоговыми и таможенными преференциями, гарантированными Правительством России.
Кроме того, Ульяновск становится центром транспортного авиастроения страны: и по стратегии Объединенной авиакорпорации (выпуск самолетов «Ил», возобновление производства «Русланов»), и в рамках проектов, которые будут реализовываться благодаря Корпорации развития. Ближайший из них – проект по конвертации пассажирских самолетов «А-320» и «А-321» компании «Airbus» в грузовую версию. На первом этапе это производство будет размещаться на площадях «Авиастар-СП», в дальнейшем, вероятно, переместится на территорию ПОЭЗ.
Какова ситуация по портовой особой экономической зоне в традиционно авиационном августе?
- В настоящее время идет разработка концепции ПОЭЗ в Ульяновске, затем будет разрабатываться проект планировки территории, – рассказывает исполнительный директор ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергей Васин. – В следующем году будет вестись проектирование таможенной инфраструктуры. При хороших темпах и достаточном финансировании осенью 2011 года начнется строительство таможенной инфраструктуры, а к лету-осени 2012 года получим огражденную территорию, таможенный пост, пункты досмотра, здание для размещения таможенников. Только после этого зона может работать в полноценном таможенном режиме. Таким образом, режим зоны заработает к концу 2012 года.
А кто резиденты
В конце августа 2010 года в Правительстве Ульяновской области состоялось заседание совета по инвестициям. Ключевым проектом, презентованным членам совета, стал проект компании «Волга-Днепр Техникс» – «Создание и развитие центров по техническому обслуживанию воздушных судов российского и иностранного производства на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный».
Проект предусматривает создание современного центра по техобслуживанию всех типов судов. На территории ПОЭЗ будут построены ангары для техобслуживания как авиапарка самой Группы компаний «Волга-Днепр» («Русланов» и «Боингов»), так и других авиакомпаний. Заявленный объем инвестиций – порядка 200 млн. рублей. Уже в 2010 году ГК «Волга-Днепр» выделила из своего бюджета 3 млн. долларов на начало строительства, объявлен конкурс на проектно-изыскательские работы. Проект планируется реализовать в течение пяти лет.
- «Волга-Днепр» не ждет, когда заработает режим портовой особой экономической зоны, а двигается параллельно, – поясняют в Корпорации развития Ульяновской области. – «Волга-Днепр Техникс» начинает работать уже сейчас.
Остальные потенциальные резиденты – пока в ожидании. Как уже говорилось, на территории ПОЭЗ планируется реализация проекта по конвертации пассажирских «Эйрбасов» в грузовые. Первый летный образец самолета планируется выпустить на площадях «Авиастар-СП» в 2012 году, запуск серийного производства намечен на 2013 год. Объем инвестиций российско-европейской компании Airbus Freighter Conversion GmbH в ПОЭЗ (на строительство и оборудование) может составить 1,6 млрд. рублей.
Есть и резидент с логистическим комплексом – это совместный проект ульяновской авиакомпании «Полет» и инвестиционной группы «Основа». Вторым резидентом логистического направления, возможно, станет компания AirBridge Cargo (ABC).
Ведутся переговоры с мировыми лидерами по техническому обслуживанию самолетов – в первую очередь, с «Lufthansa Technik» – по созданию центра техобслуживания в Ульяновске. Может появиться в ПОЭЗ и предпродажная подготовка авиалайнеров. Прежде всего – Sukhoi Superjet-100 совместного предприятия Superjet International (если ожидания производителя оправдаются и продажи пойдут за рубеж).
«Место дислокации» выпуска легкомоторных самолетов для местных линий пока не выбрано, возможно, им станет ПОЭЗ. Соглашение же о намерениях с чешской компанией-производителем губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписал на августовском совете по инвестициям. Есть аналогичный проект по сборке воздушных судов четвертого класса и российско-канадской компании.
На ранней стадии переговоров – проект по производству конструкций из композитных материалов. Если он осуществится, это будет второе в Ульяновске импортозамещающее производство, связанное с композитами (первое – проект Объединенной авиакорпорации, реализуется на площадях «Авиастара»).
Для резидентов преимущества портовой особой экономической зоны очевидны: освобождение от таможенных пошлин, акцизов, НДС по основной деятельности, снижение налога на прибыль, возмещение НДС по факту помещения товаров в портовую ОЭЗ. Кроме того, в течение пяти лет резиденты освобождаются от земельного налога и налога на имущество. А в чем выгода «принимающей стороны»?
- Тактический интерес региона – новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления, – говорит Сергей Васин. – Если же брать отдаленные, стратегические перспективы, то это создание импортозамещающего и экспортноориентированного производства. И соответственно – модернизация и повышение конкурентоспособности ульяновской экономики на глобальном рынке, что для региона очень важно.
Планируется, что ПОЭЗ выйдет на полную производственную мощность через пять лет после открытия. Частные инвестиции резидентов первого пускового комплекса составят 6,76 млрд. рублей. По подсчетам Корпорации развития Ульяновской области, при выходе на проектную мощность ПОЭЗ обеспечит ежегодные поступления в федеральный бюджет в размере 154,8 млн. рублей, в бюджет Ульяновской области – 169,5 млн. рублей. 10,8 млн. рублей достанется Чердаклинскому району.
В первом пусковом комплексе ульяновской ПОЭЗ могут разместиться менее десяти предприятий. А значит, уже сейчас пора вести речь о второй очереди. Задача четвертого квартала текущего года и первого квартала 2011-го – убедить федеральное правительство в необходимости ускорения работ по началу второго пускового комплекса. С соответствующим, разумеется, финансированием.
На промышленном уровне
Недалеко от ПОЭЗ в Ульяновске развивается еще одна особая экономическая зона – регионального уровня. Ее территория в 500 гектаров – это площади города Ульяновска и Чердаклинского района. Промзона «Заволжье» начинала создаваться на бюджетные деньги Ульяновской области и областного центра. Впоследствии к финансированию присоединился Чердаклинский район. Четвертым источником поступлений стал федеральный Инвестиционный фонд – после того, как ульяновский проект выиграл конкурс федерального правительства. Общий объем бюджетных инвестиций в создание инфраструктуры промышленной зоны «Заволжье» – 734,8 млн. рублей, 279,56 млн. из них удалось привлечь за счет Инвестиционного фонда РФ.
Начало же создания особых промышленных зон в Ульяновской области в их современном понимании приходится на 2007 год. В сентябре того года была принята областная целевая программа «Формирование и развитие промышленных зон в Ульяновской области на 2008-2010 годы». Целью программы называлось привлечение в регион инвестиций через развитие промзон – земельных участков промышленного назначения с понятным правовым статусом и всеми необходимыми инженерными коммуникациями.
Строго говоря, создание таких зон призвано минимизировать временные и финансовые затраты инвестора при реализации проектов за счет создания всей необходимой инженерной, деловой и социальной инфраструктуры. Инвесторам предлагаются максимально благоприятные условия: приходи на готовую площадку – застраивайся – завози оборудование – начинай работать. Со всеми преференциями, которые полагаются каждому приоритетному инвестору в рамках областного закона о развитии инвестиционной деятельности.
Заботы о подготовке земельных участков и обеспечению их необходимыми коммуникациями (дорогами, водо- и газопроводом, линией электропередачи, системой наружного освещения) регион взял на себя. Первыми проектами промзоны «Заволжье», с которых началось создание площадки, стали: завод транснациональной пивоваренной компании «SABMiller» и производство по выпуску влажных кормов для домашних животных американской компании «MARS». Совместный объем инвестиций по двум проектам составляет 7,1 млрд. рублей. Оба этих предприятия успели построить до «пришествия кризиса». Во второй половине 2009 года на этих заводах состоялся пуск первых линий.
За пять месяцев 2010 года от резидентов промзоны «Заволжье» в областной бюджет поступило более 340 млн. рублей налоговых отчислений. По подсчетам экспертов Корпорации развития, затраты региона по зоне возвратятся в областную казну в виде налогов уже через год после выхода на полную мощность одного лишь пивоваренного завода.
Созданная на данный момент в промзоне инфраструктура позволяет без дополнительных затрат разместить там еще пять-семь крупных предприятий; всего же площадка готова принять порядка 20 производств. Уже выделен участок под строительство завода по производству авиа- и автокомпонентов ульяновскому ООО «Халтек». Правда, в связи с кризисом проект оказался заморожен, но отказываться от дальнейшего инвестирования в новое производство «Халтек» не намерен.
Корпорация развития ведет переговоры о размещении в промзоне трех крупных промышленных предприятий. Один из инвесторов, вероятно, будет официально назван уже в середине сентября, в ближайших планах – подписание с ним инвестиционного соглашения. Две европейские компании пока еще не сделали окончательный выбор между Ульяновской областью и другими регионами, но если решение будет принято, строительство начнется уже в 2011 году. Объем инвестиций здесь сопоставим с инвестициями «SABMiller» (а это ни много ни мало – 5,7 млрд. рублей).
Еще один проект, находящийся в стадии подготовки, – производство стройматериалов с применением нанотехнологий. Его инвестором выступает ульяновская компания совместно с зарубежным партнером.
Наряду с промзоной «Заволжье» областной целевой программой предусмотрено строительство еще двух промышленных зон – в Новоспасском и Новоульяновске. Ближе всего к реализации первая из них – долина реки Сызранки, южный участок Ульяновской области, район с открытыми месторождениями нефти.
- Есть полное понимание с муниципалитетом, он уже создал дирекцию промзоны в виде муниципального учреждения, которое будет заниматься развитием проекта, – рассказывает Сергей Васин. – Земельные участки, выделенные под эту зону, весьма интересны для инвесторов: вдоль федеральной трассы М5 и магистральной железной дороги. В районе поселка Новоспасское ведется активное жилищное строительство. Единственный недостаток – отдаленность от городов регионального уровня. Пока на эту территорию не пришел первый инвестор, иностранные компании идти туда опасаются.
Потенциальные проекты промзоны «Новоспасское» связаны с переработкой сырья, природных ресурсов и производством стройматериалов. По оценкам Корпорации развития, создание инфраструктуры промзоны начнется с 2011 года.
В Новоульяновске ситуация сложнее. Муниципалитет менее активен в создании промышленной зоны, оформление земли только началось, потенциальные инвесторы, заявлявшие о реализации проектов, тоже осторожничают. Однако площадка перспективная, ее будущее связано преимущественно с развитием промышленности стройматериалов, на чем уже много лет специализируется Новоульяновск. Дальнейшее развитие промышленной зоны предусмотрено ОЦП «Формирование и развитие промышленных зон в Ульяновской области на 2011-2014 годы».
Четвертая особая промышленная зона регионального уровня в будущем, возможно, появится в Инзе. Это муниципальное образование богато природными ресурсами – лесом, диатомитами, плюсом является электрифицированная железная дорога.
А в городе атомщиков и машиностроителей, Димитровграде, будет создаваться индустриальный парк. Эта особая территория для бизнеса расположится на площадях Димитровградского автоагрегатного завода. Основные преимущества этой площадки – наличие готовых помещений для размещения производства, наличие обученного производственного персонала, обеспеченность всеми необходимыми энергоресурсами и транспортными коммуникациями, а также расположение в непосредственной близости от автосборочных центров страны.
Корпорация развития Ульяновской области также начинает активно продвигать проекты муниципального уровня. Специалистами Корпорации исследована территория районов, изучен их потенциал, на основе чего сформированы проекты, которые могут представлять значительный интерес для представителей ульяновского бизнеса. Это и переработка сырья и сельхозпродукции, и развитие придорожного сервиса, и строительство коммерческой недвижимости, оказание туристических услуг и другие. Более подробно о них «ДО» расскажет в следующих номерах.
Особые зоны для туристов
С 2010 года в Ульяновской области введено понятие еще одной особой зоны для бизнеса – туристско-рекреационной. Формируются такие зоны в рамках закона «О некоторых мерах по развитию туристской деятельности на территории Ульяновской области», который вступит в силу с 1 января 2011 года.
Закон вводит статус приоритетного туристического проекта. Льготы, предусмотренные для такого проекта, касаются налога на прибыль и налога на имущество. Резиденты туристско-рекреационных зон могут рассчитывать на те же льготы, что и приоритетные турпроекты. Кроме того, за счет бюджетных средств в зоне будут проведены необходимые инженерные коммуникации. Немаловажно и то, что статус особой зоны дает своего рода «охранную грамоту», защищая территорию от вторжения других секторов экономики, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Уже есть три заявки на оформление статуса туристско-рекреационных зон. Это агротуристический комплекс «Русский берег» в Старомайнском районе, научно-познавательный «Центр ремесел» в Ульяновском районе и «Волжская ривьера», в состав которой входят «Ленинские горки» (горнолыжный туризм), «Симбирская гавань» (речные круизы, проект Ульяновского речпорта) и «Центр зимних видов спорта». На реализацию этих проектов планируется привлечь до 6 млрд. рублей частных инвестиций и 980 млн. рублей из федерального бюджета.
- По сути, это даже не особые зоны для бизнеса, а мини-кластер, – говорит начальник отдела туризма регионального департамента развития предпринимательства Владислава Слепова. – Зоны, которые у нас сейчас выделились, фактически стали элементом межрегионального кластера. Проекты «Русский берег» и «Центр ремесел» реализуются совместно с Самарской областью и Татарстаном, проект «Симбирская гавань» – совместно с Самарской областью.
В настоящее время в регионе разрабатывается методика работы в туристско-рекреационных зонах: будет принято специальное Положение, регламентирующее формирование основных зон турбизнеса, создание управляющей компании и другие нюансы.
- Туристско-рекреационная зона – это, по сути, девелоперско-сервисный проект, – продолжает госпожа Слепова. – С одной стороны, инфраструктура, здание, которое можно наполнить бизнесом как угодно: можно просто продать, можно превратить в гостиницу, сделать кафе – вариантов масса. Но для девелопера в туризме важно, чтобы рядом был туроператор, который мог бы обеспечить безубыточность этого проекта. То есть, должны быть ключевой инвестор, который занимается девелоперством, развитием инфраструктуры, и ключевой базовый сервисник – на его плечи ложится формирование продукта, рекламного предложения, ценовая политика и т.д. И эти два человека работают в партнерстве.
Первый опыт создания тандема – туркомпания «Волгакруизсервис», зарегистрированная 2 августа в Старомайнском районе. Учредителем этой фирмы стал известный туроператор «Самараинтур». Новая компания берет на себя довольно солидную долю рынка волжских круизных передвижений. Работать она намерена совместно с «Русским берегом».
Почему выгоднее кластер? Потому что это удобнее при формировании продукта и его продвижении: внутри кластера существует определенная ценовая политика, единый стандарт обслуживания, гарантированное качество услуги. Кроме того, есть возможность улучшить качество самого турпредложения: в рамках одного тура можно, скажем, совершить познавательную поездку в «Центр ремесел», а затем насладиться безмятежным отдыхом на «Русском береге». То же и по межрегиональному сотрудничеству. Возможностей и вариантов – масса. Важно не драться за потоки туристов, а максимально использовать один и тот же поток, и даже увеличить его совместными усилиями.
К крупным сетевым проектам более благосклонно относится и федеральное правительство. «Русский берег», «Центр ремесел» и «Волжская ривьера» вошли в заявку от региона в Федеральную целевую программу «Развитие въездного и внутреннего туризма на 2011-2016 годы».
- В августе пришло подтверждение от Минспортуризма РФ, что Ульяновская область вошла в ФЦП с общей суммой заявки 980 млн. рублей, – рассказывает заместитель председателя правительства Ульяновской области Татьяна Дейкун. – В каждом инвестиционном проекте, включенном в программу по результатам конкурсного отбора, должно быть не менее 65% частных инвестиций, которые привлекаются на создание туристских и сопутствующих объектов коммерческого характера. То есть на один рубль бюджетных средств привлекается два-три рубля частного капитала. Средства федерального бюджета направляются на строительство объектов инженерной инфраструктуры (сети электро- и водоснабжения, канализация, очистные сооружения), подъездных дорог, проведение берегоукрепительных и дноукрепительных работ. При этом должно быть софинансирование из областного бюджета – порядка 300 млн. рублей на пять лет.
Кроме того, Ульяновская область стала одним из пяти пилотных регионов, где будет реализовываться программа строительства малоэтажных быстровозводимых гостиниц по типовому проекту Ростуризма. По предварительной оценке, реализация лишь трех приоритетных проектов позволит привлечь дополнительно в Ульяновскую область до 500 тыс. туристов и экскурсантов. На них преимущественно и будут рассчитаны новые гостиницы.
Три проекта, вокруг которых будут создаваться туристско-рекреационные зоны, – это бизнес-идеи, поддержанные региональной властью. Есть и иные варианты, когда регион видит перспективные площадки и начинает переговоры с бизнесом по возможному развитию таких территорий. Так, есть уникальная площадка в Радищевском районе, в районе села Панщино. Великолепная природа, красивые острова, мимо которых пролегает трасса практически всех круизных теплоходов, замечательные рыбные места – идеальная площадка для зеленых стоянок, уникальная возможность для создания современного туркомплекса.
Одно из семи чудес Ульяновской области – природный сад камней «Скрипинские Кучуры» также обладает значительным потенциалом для формирования туристского комплекса и уже привлек внимание знаменитостей. Известный российский путешественник Валентин Ефремов стал постоянным гостем этих мест и планирует провести здесь съемки передачи.
Возможно появление нового частного проекта в санаторно-курортной сфере – есть успешная компания, которая заинтересовалась этим проектом, и есть желание региона оказывать всевозможную помощь в его реализации.
Разработчики закона о поддержке развития въездного туризма рассчитывают, что дополнительные льготы смогут привлечь в Ульяновскую область крупных федеральных туроператоров, а также станут стимулом для местных турагентств, которые займутся туроператорской деятельностью.