€ 105,11
$ 96,07
¥ 13,48
От точек роста к территориям развития
Признавая привлечение инвестиций главным инструментом развития региона, правительство Ульяновской области заявило об изменении вектора работы с инвесторами. От практики точечного привлечения проектов решено перейти к расширению «центров притяжения».
Стандарты и рейтинги
Не преувеличена ли роль инвестиций в экономическом росте региона? Ответ на этот вопрос скептики получили в ноябре, на экспертном совете при губернаторе Ульяновской области. Сделав расчет на основании данных действующих ульяновских предприятий, Министерство экономики и планирования региона назвало несколько цифр. Итак: если бы регион развивался без привлечения инвестиций, то динамика ВРП за пять последних лет составила 100-100,5%. А для удвоения валового регионального продукта понадобилось бы… 140 (!) лет. В реальности же за девять лет ВРП вырос в три раза, с 80 млрд рублей до 246 млрд. А объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2005 годом увеличился в пять раз.
Выстраивать систему поддержки инвестиционной деятельности в Ульяновской области начали в 2005 году. Стартовая позиция была такой: в областном реестре - 25 инвестиционных проектов, объем инвестиций по итогам 2004 года - 11,27 млрд рублей. Сегодня, по итогам трех кварталов 2013 года, в инвестиционный портфель региона входят 137 проектов, инициированных крупными компаниями. В активной стадии реализации находятся 68 проектов с общим объемом инвестиций в 76 млрд рублей.А за последние семь лет успешно реализованы 50 крупных проектов с общим объемом инвестиций в 34 млрд рублей.
Если же говорить о системе, то сегодня она сформулирована в «Стандартедеятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанном Агентством стратегических инициатив совместно с регионами-лидерами инвестиционной деятельности. Напомним: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) создано в 2011 году, во исполнение поручения Владимира Путина, возглавлявшего в то время российское правительство. И если вначале регионов-пилотов, в которых проходила апробация Стандартов, было шесть (Татарстан, Пермский край, Калужская, Ульяновская, Свердловская, Липецкая области), то сегодня их уже 11, а государство ставит задачу запустить механизм привлечения инвесторов «по стандарту» в каждом российском регионе.
- Стандарт - это необходимый минимум, который должен быть в любом регионе. То есть, когда инвестор заходит в регион, он понимает, что этот обязательный минимум получит, - объясняла в интервью «ДО» представитель АСИ Вера Адаева на ульяновской конференции «Требования инвесторов - действия власти» в июне 2012 года. - Но принятие Стандарта не ограничивает регионы в дальнейшем развитии. Мы должны перейти от конкуренции по налоговым ставкам к конкуренции по компетенциям регионов. Это первое. Второе: Стандарт - это не ЧТО должно быть сделано, а КАК должно быть сделано. Корпорации развития есть в 63 субъектах РФ. Но результативных мы знаем не более десятка. И то, как они работают, должно стать образцом, примером. Это будет стимулировать передовые регионы двигаться, а у тех, которые отстают, появляется эффект догоняющего.
Государство, включившись в разработку стандартов и «дорожных карт», естественно, пытается оценить эффективность внедрения предложенных механизмов. И если на заре привлечения инвестиций основным компасом для инвесторов был ежегодный рейтинг агентства «Эксперт РА»(скоро должен выйти уже 15-й его выпуск), то впоследствии заговорили о рейтинге Всемирного банка, Doing Business, об общероссийском рейтинге «Пульс бизнеса». В большинстве из них Ульяновская область подтверждает свои высокие позиции и входит в число регионов-лидеров по привлекательности для ведения бизнеса.
Сегодня идет речь о необходимости Национального рейтинга регионов, который отразит лучшие практики по созданию условий для привлечения инвестиций. Проект этого рейтинга разработан АСИ. Цель - повышение мотивации региональных властей, мониторинг внедрения национальной предпринимательской инициативы, выявление лучших практик, заявляет генеральный директор АСИ Андрей Никитин. Методология рейтинга разрабатывалась совместно с РСПП, ТПП, «Опорой России», «Деловой Россией» при поддержке The Boston Consulting Group. Местами она будет сопоставима с Doing Business, но с более широкой выборкой, уточняет г-н Никитин.
Итожа год
Так каким же стал для Ульяновской области 2013 год в плане привлечения инвестиций?
- В Инвестиционном меморандуме на 2013 год мы взяли на себя обязательство привлечь на территорию области не менее десяти крупных инвесторов. Несмотря на то, что год был не самым простым, нам удалось даже перевыполнить этот план, - отвечает на этот вопрос «ДО» первый заместитель председателя правительства - министр стратегического развития и инноваций региона Александр Смекалин. - С начала года желание реализовать проекты в Ульяновской области подтвердили 14 инвесторов, общий объем инвестиций в проекты которых достигает 23 млрд рублей, а количество предполагаемых к созданию новых рабочих мест - показателя в 3900.
Среди общего списка новых инвесторов такие международные гранды, как Bridgestone(производство шин, 12 млрд рублей инвестиций) и Nemak(производство автокомпонентов, 2 млрд рублей инвестиций). В числе российских компаний - UGGroup(производство глюкозно-фруктозных сиропов, 3,6 млрд рублей инвестиций) и «Мера» (парк развлечений на воде, 800 млн рублей инвестиций).
- Отдельно отмечу компанию «Росток», проект которой направлен на возрождение Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков (станкостроительное производство, 150 млн рублей инвестиций), - продолжает г-н Смекалин. - К тому же мы подписали ряд партнерских соглашений. Например, с компанией «Ernst& Young» (совместная реализация проекта Smart-cityв Заволжском районе Ульяновска) и Ассоциацией компаний придорожного сервиса и туризма RICONGmbH. Так что, как видите, успехи определенные есть.
Успешным считают 2013 год и в Корпорации развития Ульяновской области.
- Сразу несколько крупных компаний приняли решение о реализации проектов на территории региона, - отмечает генеральный директор Корпорации Сергей Васин. - Среди них «Бриджстоун», «Немак», «Легран», проект по переработке зерна «Группы Юджи», производство станков под брендом «УЗТС» ГК «Росток», центр операционной поддержки «Бинбанка». Работа по некоторым проектам велась больше года. До конца года мы ожидаем прихода еще одного-двух достаточно крупных инвесторов.
Принципиально значимой для региона остается системная работа по развитию инфраструктурных проектов. Предприятия компаний «МАРС», «САБМиллер», «ТАКАТА», «Шэффлер», «Гильдемайстер», «Бриджстоун», «Джокей Пластик», «Молвест», мебельная фабрика «Кучина» - общий объем инвестиций, привлеченных в промзону «Заволжье», составляет 38 млрд рублей. Заявлено о новых промышленных зонах - «Карлинская», «Новоульяновская», «Новоспасская», создаются индустриальные парки на действующих промышленных предприятиях. Особая ставка - на развитие Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).
С начала 2013 года на территории Ульяновской области создано 19,3 тыс. рабочих мест. 20% из них - в рамках реализации инвестпроектов. Большая часть этих вакансий создана в Ульяновске, Димитровграде и Чердаклинском районе
- Главная наша победа в 2013 году заключается в том, что два месяца назад увидело свет постановление Правительства РФ об утверждении плана перспективного развития ПОЭЗ в Ульяновской области и дополнительного финансирования этого проекта в размере 6,9 млрд рублей, - говорит Александр Смекалин.
А Сергей Васин, относя к основным достижениям года открытие Ульяновского наноцентра (второго в России), договоренность с федеральными властями о существенном увеличении финансирования проекта ПОЭЗ, завершение строительства сетей промышленной зоны «Заволжье», замечает:
- К сожалению, в 2013 году не успели начать строительство индустриального парка в районе центрального аэропорта. Но, может быть, это и к лучшему, поскольку сейчас мы заканчиваем переговоры с иностранной компанией, которая, надеемся, станет нашим стратегическим партнером по данному проекту, и совместно мы сможем создать хороший продукт, отвечающий лучшим мировым практикам, и удовлетворить запросы инвесторов на новые готовые производственные площади в регионе.
Инвестиции = инновации
Ульяновский нанотехнологический центр открыт в августе 2013 года. Бюджет проекта - 1,3 млрд рублей, включая софинансирование РОСНАНО в размере 800 млн рублей. Основная задача центра - сопровождение технологического предпринимательства: поиск прорывных технологий, создание стартапов, ориентированных на внедрение нового продукта на рынок, экспертиза и консалтинг, предоставление в аренду специализированного технологического и аналитического оборудования. Поддержка инновационных стартапов ориентирована, в первую очередь, на талантливую молодежь.
Как сообщают в правительстве региона, до 2023 года наноцентр запустит 96 стартапов. Наноцентром и проектными компаниями будет создано около 7,5 тыс. рабочих мест с зарплатой выше средней по региону. Налоговый эффект (с учетом дисконтирования) составит 3,6 млрд рублей, почти 60% из которых поступят в региональный бюджет.
- Как мы делаем стартапы? Это главный вопрос, самый сложный вопрос, и в данный момент технология производства стартапов связана с двумя главными для нас ключевыми вещами, - рассказывает генеральный директор ООО «Ульяновский Центр Трансфера Технологий» Андрей Редькин. - Первое - это создание нужной кооперации. Кооперация возникает вокруг какой-то идеи, проекта, но эта идея может измениться со временем, если есть нечто более реальное, нужное рынку. Но измениться она может, только взаимодействуя с внешними кооперантами - компаниями, которые работают в этом рыночном сегменте, создают этот рынок, заполняют в нем услуги, производят новые продукты. Это один кит. Второй кит - это люди, и наша ключевая долгосрочная стратегия - поиск правильных людей. Первая категория - ученые, разработчики, которых мы охотно приглашаем к себе, в том числе, привозим из других регионов и даже из других стран. Они переезжают жить в Ульяновск, подписывают долгосрочные контракты с наноцентром и имеют возможность здесь самореализоваться, получать достойное вознаграждение и заниматься интересной работой, связанной с реальными разработками, реальными исследованиями новых продуктов, необходимых рынку и конкурентоспособных на мировом уровне. Люди, которые приехали из других регионов, уже работают в наноцентре. Их не так много, но команда самого наноцентра - всего 16 человек.
Вторая категория, без которой ни один проект реально не может состояться, - это люди-предприниматели, которые лично, персонально готовы брать на себя предпринимательскую ответственность в каждом конкретном проекте. В ряде ситуаций они являются соинвесторами, инвестируют свои личные деньги. В этом случае они обязуются и ставят перед собой такую задачу - сделать из проектной идеи, из некой технологии или некого прототипа бизнес, который приносит деньги. Эти люди для нас на вес золота. Среди них есть как обычные предприниматели, которые начинают делать с нами проекты, так и серийные предприниматели, которые уже делают инвестиционные проекты профессионально, и это их бизнес. Третья категория людей - топ-менеджеры, которые устали быть наемниками и хотят быть совладельцами бизнеса, в который они вкладывают душу. Находя таких топ-менеджеров и таких ученых-разработчиков, наноцентр выполняет в таких проектах роль серийного предпринимателя. Именно с этим, а не с базовой технологией, не с инвестициями, не с оборудованием, мы связываем успех конкретных проектов - с людьми и с кооперацией.
Меняем вектор
15 ноября, на совещании под председательством президента России Владимира Путина губернатор Ульяновской области Сергей Морозов представил опыт внедрения муниципального стандарта деятельности по обеспечению благоприятного делового климата. Онпредложил всем субъектам РФ перейти от создания «точек роста» в отдельных региональных зонах к формированию территорий развития в каждом муниципальном образовании.
Во всех районах Ульяновской области будут созданы центры развития муниципалитетов. Их задача - содействие привлечению инвестиций, улучшение инвестиционного имиджа территорий, поддержка действующего бизнеса
- Мы приняли принципиальное решение - не ограничиваться пилотной работой в одном-двух муниципальных образованиях, а внедрять Стандарт на всей территории области, во всех районах. Мы исходили из простого понимания: любой инвестор приходит на площадку в конкретный муниципалитет. Решения по большинству земельных, строительных, инфраструктурных вопросов принимаются чаще всего именно на этом уровне, - заявил губернатор.
Переход от политики точечного привлечения инвесторов (в ПОЭЗ, промзону «Заволжье», в Димитровград, на стратегические площадки в ряде районов области) к расширению этих «центров притяжения» на все муниципальные образования становится, по сути, новой инвестиционной политикой региона. Продолжая работу по привлечению в Ульяновскую область высокотехнологичных компаний мирового уровня, правительство региона делает ставку на системную работу с муниципалитетами.
- Задача-минимум, которую обозначал в начале года губернатор, - муниципалитетам необходимо сохранять темпы роста объемов инвестиций в основной капитал. Задача-максимум - причем ставится она не только перед руководителями местного уровня, но и перед региональным правительством - состоит в гармоничном развитии всех муниципальных образований, - объясняет Александр Смекалин. - Решать эту задачу на первом этапе мы планируем следующим образом. Сегодня во всех районах и городах Ульяновской области действуют центры развития предпринимательства, но зачастую они функционируют исключительно как консультанты в вопросах участия в конкурсах на получение финансовой поддержки из бюджета. Не буду спорить, это тоже важно, но в сегодняшней экономической ситуации необходимо научиться создавать задел на будущее. Для этого мы решили перепрофилировать эти центры и создать на их основе центры развития самого муниципалитета, а не только предпринимательства. Мы планируем передать им функции по привлечению инвестиций, улучшению инвестиционного имиджа территорий, содействию действующим предпринимателям в поиске бизнес-партнеров и рынков сбыта.
Как заявил губернатор, это будут своего рода филиалы региональной Корпорации развития.
- Со следующего года в составе муниципальных центров появятся сотрудники, основными задачами которых будет выявление «точек роста» муниципального образования, формирование инвестиционных площадок, привлечение инвесторов и сопровождение проектов, - говорит Сергей Васин.
Задачи-2014
По оценкам, объем инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года достигнет в Ульяновской области 80 млрд рублей. План на 2014 год - 87 млрд.
- Что до изменений в инвестиционном климате, будем надеяться, что довольно сложная обстановка в мировой экономике не скажется губительно на наших планах по дальнейшему развитию Ульяновской области, - говорит Александр Смекалин. - Безусловно, будем прилагать усилия, чтобы инвестиционный климат региона, на который, без ложной скромности можно сказать, равняются многие, становился только лучше.
А одной из главных задач на предстоящий год в правительстве области называют развитие системы государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов. В планах - ГЧП-проекты по строительству инфраструктуры промышленных зон и развитию объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь, здравоохранения.
Ольга Петренко