От Ульяновска до Сурского
Сурский район лежит на северо-западе Ульяновской области, где кончается лесостепь и начинается зона смешанных лесов. Реки Сура и Барыш с притоками, многочисленными пойменными озерами, разбросанными по извилистым речным долинам, создают особое очарование здешних мест.
Кто бы ни проезжал через Прислониху, как бы ни спешил, неведомая сила заставляет притормозить у придорожной Богоявленской церкви, возведенной в 1878 году дедом Народного художника Аркадия Пластова. Храм пережил эпоху забвения и разрухи и лет десять назад был восстановлен в своем первоначальном виде. Позади него небольшой деревянный дом, в котором от рождения и до смерти жил Аркадий Александрович Пластов. Ныне в доме находится его музей — мастерская. Там все, как было при жизни Мастера: мольберт и кисти, рисунки и эскизы, книги и альбомы...
За Прислонихой, через несколько минут пути, появляются фабричные трубы рабочего поселка Языково. В центре его по берегам прудов на реке Урень просматриваются густые кущи старинного парка — все, что осталось от знаменитой усадьбы симбирских дворян Языковых. В историю края вошли три брата Языковых: геолог Петр Михайлович, поэт Николай Михайлович и собиратель русского фольклора Александр Михайлович. При них в селе и был устроен рядом с помещичьим домом красивый парк в английском стиле с тенистыми аллеями, беседками, прудами с островками и перекинутыми к ним мостиками и другими парковыми «затеями», характерными для дворянской усадебной культуры. В послед-ние годы интерес к Языковской усадьбе проявляют не только туристические организации, но и областные и районные административные структуры, поэтому есть надежда на частичное восстановление этого исторического уголка.
После Языкова село Урено-Карлинское. За современным названием его «спрятано» целых шесть в прошлом самостоятельных селений, располагавшихся впритык одно к другому вдоль Симбирско-Карсунской засечной черты. Кроме Урено-Карлинской слободы здесь находились Спасское-Куроедово, Уренская Копышевка, Вознесенское, Малая Копышевка и старинная Холмогорская слобода, основанная в 1649 году сосланными на засечную черту раскольниками. Считается, что именно отсюда начало распространяться раскольничество среди населения губернии. В конце XVIII века Урено-Карлинская слобода числилась за графом Христофором Сергеевичем Минихом, внуком знаменитого фельдмаршала императрицы Анны Иоановны. Позднее эти земли перешли к роду Исленьевых, потомков норвеж-ского короля Гакона, племянник которого «из Варяг» прибыл в Киев на службу князю Ярославу Мудрому. В начале ХХ века в этих местах находилось три больших каменных храма, до наших дней сохранились почти до основания разрушенные руины одного из них.
Ворочая миллионами, в 1913 году товарищество купило Екатериновскую суконную фабрику и взяло в аренду еще одну в селе Лесное Матюнино. Но грянула революция. Спасаясь от народной стихии, Г.А. Кузнецов оказался в Иркутске. Талант предпринимателя и там нашел себе применение. Обнаружив на местных таможенных складах большое количество хлопковой и шерстяной пряжи, Кузнецов решил устроить ткацкую фабрику, впоследствии превратить ее в суконную. Благо, шерсти в соседней Монголии было достаточно, а суконных фабрик в Забайкалье — ни одной. Со свойственной ему энергией, он разыскал необходимые для дела ручные ткацкие станки, а деньги, пять тысяч иен, предоставило Волжское товарищество пайщиков, в котором состояли бывшие симбирские предприниматели, ставшие эмигрантами: братья Карповы, Першины, Ценины, Мельников и другие.
Переправившись за Усть-Уренем по мосту через реку Барыш, мимо сел Большая и Малая Кондарать Карсунского района, наконец попадаем в Сурский район.
Шоссе взбегает на гору, и взору открывается чудесный вид. В широкой чаше лежит древнее село Белый Ключ, названное так за обилие бьющих в его окрестностях родников — «белых ключей». История села связана со многими известными российскими фамилиями. В начале XIX века им владел министр финансов Дмитрий Александрович Гурьев, прослывший большим гурманом и любителем кулинарного искусства. Позднее земли при Белом Ключе перешли в собственность дворян Бутурлиных. Им принадлежали окрестные леса. В них охотился и собирал птиц для своей научной коллекции известный российский зоолог, охотовед, исследователь Севера Сергей Александрович Бутурлин (1872-1938).
Он очень любил сурские места и часто приезжал сюда на отдых и охоту. Из достопримечательностей села достоин упоминания один из первых в Симбирской губернии памятник царю-Освободителю Александру II, сооруженный в 1898 году на средства местных крестьян. В центре Белого Ключа еще сохранился полуразрушенный его пьедестал, хотя самого памятника давно нет в помине.
Но Лава связана не только с фамилиями Гагариных, Волконских, Бутурлиных. Здесь родился П.В. Шибанов (1822-1892) — бывший крепостной князей Гагариных, впоследствии известный букинист, непревзойденный знаток старославянских и старопечатных книг, содержатель книготорговой антикварной фирмы в Москве, популярной не только в России, но и за рубежом.
Конечный пункт нашего путешест-вия — рабочий поселок Сурское, бывшее село Промзино-Городище. Возникло оно во время казанского похода Ивана Грозного в 1552 году на реке Промзе как сторожевое укрепление на юго-восточной границе Российского государства. Находясь на пересечении речных и сухопутных торговых дорог, село считалось одним из самых крупных и богатых в Симбирской губернии.
До наших дней в Сурском сохранилось несколько добротных кирпичных строений — бывших купеческих домов и лавок. Перед революцией в селе жило около 6000 человек, было волостное правление, два училища, больница, аптека, почтово-телеграфная контора, восемь рядов лавок, красильни, солодовни, свечное и поташное заведения, еженедельно проводились базары, а дважды в год ярмарки. Была большая пристань, от которой отправлялось в год до 700 тысяч пудов грузов, главным образом хлеб, и даже своя судоверфь, где в год строили до десяти небольших барж и суденышек.
Славу селу придавали и его связи со знатными особами. В XVII веке земли близ Промзина-Городища были отписаны дворянам Плещеевым. В начале XVIII века оно было пожаловано светлейшему князю А.Д. Меньшикову, затем графу С.А. Салтыкову. В конце XVIII столетия перешло князьям Потемкиным, родственникам екатерининского фаворита. Последним же его владельцем был граф Г.И. Рибопьер, которому здесь принадлежало 19 тысяч десятин земли. Хотя он в имении почти не бывал, но на благотворительные нужды сельчан тратил немалые средства. К примеру, в 1902 году открыл для них один из первых в губернии Народных домов — центров культурного досуга с библиотекой и помещением для театральных постановок. В России он был известен больше как спортивный меценат, спонсировавший первую российскую олимпийскую команду в 1912 году на Олимпийских играх в Стокгольме.
Уточнение. В материале «Путешествие по Майнскому району» («Деловое обозрение», №4, стр. 50) на фото вверху изображена Петропавловская церковь, на фото внизу — Троицкая).
Фото из коллекции Алексея Сытина