Откуда мы и куда идем?
На этот вопрос отчасти ответила экспедиция по православным храмам Старомайнского района, организованная для всех желающих Комитетом Ульяновской области по культурному наследию. Ее назвали «Спасти и сохранить».
Ивановское чудо
Начавшийся апрельский дождь и сельское бездорожье не позволили заехать в Ивановку, на родину главной православной святыни региона – иконы Боголюбивой Божьей Матери. Храм в Ивановке был построен в 1892 году в честь спасения семьи Александра III во время крушения императорского поезда (1888 год). По одной версии, Боголюбивая была передана туда царской семьей, по другой – ее обрели у источника, который до нынешних дней считается святым.
Так или иначе, но ее чудесную силу никто не подвергает сомнению. Старожилы рассказывали, что в прежние времена до Ивановки иные паломники шли на костылях, а после встречи с Боголюбивой бежали домой на здоровых ногах.
Храм в Ивановке был временно закрыт в Великую Отечественную войну, а окончательно – уже в семидесятые годы. Под видом учений по гражданской обороне к нему подогнали грузовики, погрузили на них церковную утварь… А наутро в церкви уже был склад зерна. Однако с Боголюбивой обошлись почтительно – ее переправили в запасники областного Краеведческого музея. Потом она была передана в Кафедральный собор, что в Ульяновске на улице Верхнеполевой, а в начале 2000-х вернулась в родные места. Только не в Ивановку, а в Старую Майну, в Богоявленский храм, где, рассказывают, явила новые чудеса.
Сегодня к Боголюбивой как встарь тянутся страждущие чуда. А храм в Ивановке несколько лет назад вступил в пору возрождения. Но скорым оно быть не обещает – реставрационные работы продвигаются очень медленно, по мере поступления средств.
|
Во славу победителей
В начале 19-го столетия в заволжских селах Симбирской губернии было построено несколько храмов в честь победы России в войне 1812 года – такова была сила патриотического отклика на событие. В 1816 году на средства Анны Михайловны Наумовой возвели каменную теплую церковь в Дмитриево Помряскино. В 1840 году она пострадала во время большого пожара, но очень скоро была обновлена благодаря стараниям Николая Михайловича Наумова. Род Наумовых – многочисленный и запутанный (много в нем было Николаев и Михаилов – родных, двоюродных, троюродных…) в здешних местах очень чтили.
На гранитном камне, найденном у церковных руин, краеведы под слоем пыли и грязи обнаружили отверстие для могильного креста и фрагмент надписи: «Здесь покоится прах незабвенной Натальи Евлампиевны /.../ОВОЙ урождённой НЕЧАЕВОЙ сконч. /.../ Февр. 1/.../ г. на 32 г. жизни». Надгробие наверняка было перенесено от алтарной части храма, где внутри церковной ограды принято хоронить священников и храмосозидателей.
Пожилая женщина из сельских старожилов, вышедшая пообщаться с приезжими, рассказала, что в тридцатые годы мародеры из местных раскопали у храма захоронение дочери помещика, надеясь найти в могиле сокровища. Сокровищ не нашли, зато на их семьи якобы навалились страшные беды. Не исключено, что это предание как-нибудь да связано с обнаруженным надгробием.
История упадка храма в Дмитриево Помряскино началась в 1930 году, когда с него полетели колокола. В 1932-м храм закрыли и засыпали зерном… С тех пор он никогда не открывался.
С графским размахом
Богоявленская церковь, что в Старой Майне, была построена в 1823 году на средства министра внутренних дел, друга Н. М. Карамзина графа Дмитрия Блудова, а спустя 110 лет – закрыта и «перепрофилирована» в склад, затем в автомастерские, в клуб… В историю вошли воспоминания, как «свергали» с колокольни 300-пудовый колокол, известный своим звоном на всю губернию. Упав, он глубоко врос в землю. Чтобы вывезти колокол за пределы села, его юбку просверлили, а в отверстия вставили снаряды. Но взрыву богатырь не поддался, его разбивали кувалдами.
Службы в Старой Майне возобновились только в начале девяностых годов. Прихожане на первых порах собирались в молельном доме, а потом решено было восстановить Богоявленский храм. Теперь уже очевидно, что история его возрождения будет насчитывать не годы – десятилетия. Сделано много, но впереди работы – не меньше. Восстановление памятника истории не допускает отклонений от оригинала, а храм Блудов строил большой, с графским размахом. Сегодня на повестке дня – восстановление колокольни.
В начале 2000-х годов Богоявленский храм обрел выдающийся иконостас. Мордовские мастера резали его из липы, трудились больше года. Настоятель храма отец Константин рассказывает, что первый взнос на восстановление иконостаса – 400 тыс. рублей из областного бюджета – сделал экс-губернатор Владимир Шаманов. Вся работа обошлась в сумму, превышающую миллион рублей. Недостающие деньги собирали всем миром. Иконы везли из сел, где в свое время летели купола с церквей, а святыни разбирали по домам.
Так была возвращена одна из двух главных святынь Богоявленского храма – «родная» его икона «Отрада или утешение» (о Боголюбивой упоминалось выше). Прежний настоятель увидел ее в одном из домов Старой Майны, рассказывает отец Константин, попросил вернуть, но хозяева дома отказались отдавать без вознаграждения. «Сами принесете...» – сказал священник и ушел. А через неделю все так и вышло: «Эти люди утверждали, что Богородица каждую ночь им снилась и просилась «домой».
В 2002 году о Богоявленском храме заговорили далеко за пределами области – «Отрада или утешение» явила чудо – на второй день Великого поста заблагоухала, а на третий – начала мироточить.
Служба в Кокряти
Следующая остановка по маршруту – село Кокрять. И снова на авансцену истории выходит один из Наумовых, на этот раз – Михаил Михайлович. Церковь в Кокряти в честь престола святых Космы и Домиана построена на его средства в 1814 году. И так же, как в Дмитриево Помряскино, – в честь изгнания из России Наполеона.
После яркого, светлого, обновленного Богоявленского храма темные старинные образа, позолоченный иконостас, богатая роспись, паникадила, покрытые патиной, древние деревянные хоры храма в Кокряти производили странное впечатление – время словно застыло в его стенах.
Отец Владимир, настоятель Космо-Домианской церкви, появился там гораздо позже «гостей» и вместо ожидаемой экскурсии сразу начал службу. Позже выяснилось, что эта служба «по расписанию» была выдающейся для Кокряти – впервые за много лет такая многолюдная.
- В селе двадцать домов, в каждом – по старухе. И на службы им уже тяжело ходить, – пояснил отец Владимир, когда священнодействие было закончено.
Оказалось, что аромат истории так ощутим в сельском храме неслучайно – он единственный из всех каменных храмов Ульяновской области не был разрушен и закрыт (его закрывали только в войну, на короткое время), поэтому здесь сохранилась церковная утварь, иконы, дух. Иконостас и старинную роспись в последний раз подновляли в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. И хорошо бы снова подновить, говорит батюшка, но: «Ни прихода, ни дохода. Сегодня служим с певчим вдвоем, а завтра, что Бог даст».
Если в Кокряти старый храм стоит, как последний оплот умирающего села, то в соседнем селе – совсем иная история. Красная Река живет, и несколько лет назад бизнесмены, купившие там дома, решили восстановить огромную, величественную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенную в 1905 году.
Масштаб Покровского храма (внутри него целиком могла бы разместиться Космо-Домианская церковь, тоже немаленькая) соразмерен масштабу упадка и разрушения, которые она пережила. Когда выяснилось, что на восстановительные работы только на начальном этапе потребуется несколько сотен миллионов рублей, вопрос отпал. Тогда жители Красной Реки решили поставить рядом с Покровской небольшую деревянную церковку, полагая, что без духовного центра у села нет будущего.
- Пока поставили сруб – ни окон, ни дверей. И деньги закончились. Третий год как дело встало, – вздыхает отец Владимир.
Завтра он снова войдет в старинный и пустой Космо-Домианский храм вдвоем с певчим и начнет службу.
Татьяна Захарычева
P.S. При подготовке статьи были использованы факты из книги Ю. Мордвинова «Взгляд в прошлое». Автор – житель Старой Майны, не историк, но большой патриот родной земли. В его книгу вошел богатейший материал, основу которого составили устные свидетельства старожилов этого края.