Отличайся или…
В современных условиях очень сложно предложить потребителю что-то необычное. Между тем, эксклюзивные бизнес-проекты становятся важным элементом развития компании в высококонкурентной среде.
Ориентировочный рефлекс
Время стандартных товаров и услуг, когда потребитель в условиях дефицита принимал все предложения, безвозвратно ушло. Конечно, стандартной продукции и сегодня на рынке предостаточно (как правило, она конкурирует между собою ценой), но люди все-таки предпочитают предложения из разряда «не как у всех». И бизнесу постоянно приходится придумывать нечто, чтобы заинтересовать потребителя, пресыщенного изобилием товаров и услуг. И появляются в Ульяновске отель «Арт-Ульяновск» - настоящий филиал картинной галереи, горнолыжная трасса от ОАО «Ульяновсккурорт», веревочный парк развлечений, супермаркет «Гурман» с небывалой деликатесной составляющей….
- Потребность в новизне заложена в современном менталитете, - рассказывает «ДО» ульяновский психолог Инна Семикашева. - И сейчас упор делается не на традиции, а на инновации, которые должны успевать за все набирающим скорость ритмом жизни и техническими новинками. Поэтому предпринимателям все время нужно придумывать что-то новое, цепляющее, вызывающее «ориентировочный рефлекс» - это когда мы видим что-то незнакомое и реагируем на это поворотом головы и повышенным вниманием.
- А с другой стороны, сам потребитель есть продукт своего времени и, соответственно, идеологии, - продолжает г-жа Семикашева. - Посмотрите на слоганы, которые мастерски проводят в наше сознание, вернее, подсознание, основы современной идеологической парадигмы, и заметите, что нас ориентируют на индивидуализм. Один из самых показательных в этом плане слоган Мегафона «Будущее зависит от тебя!». От тебя, и ни от кого больше. Впитывая такие «аффирмации», человек получает установку на подтверждение своей индивидуальности.
Действительно, мы постоянно находимся в поисках собственной уникальности, того, что отличало бы нас от других, даже тех, кто находится с нами в одной группе, культуре или сообществе, и в этом нам помогают предложения современного бизнеса.
- Мы заметили, что в последнее время в регионе появилось больше талантливых людей, которые чувствуют рынок, вкладывают деньги в интересные проекты, развивают инновационный бизнес, в том числе, с помощью государственной финансовой поддержки, - отмечает председатель Правления Фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» Руслан Гайнетдинов. - Конечно, «странные» проекты - всегда риск, но способность к риску - это, в принципе, и есть черта настоящего предпринимателя.
Эксклюзив против уловок маркетологов
Сегодня маркетологи, менчендайзеры и прочие специалисты знают массу способов, как заманить потребителя в «ласковые сети», заставить его раскошелиться. Взять так называемый эффект фон Ресторфа - эффект изоляции, при котором объект, выделяющийся из ряда сходных, кажется более значительным и ценным. Какая-нибудь кофточка может месяцами пылиться на вешалке, но если ее надеть на манекен и выставить в центр торгового зала с биркой «Особое предложение», то лежалый товар уйдет на ура.
Среди «относительно честных способов отъема денег у населения» - игры со скидками, когда снижается цена на товар с изначально огромной наценкой. Люди охотно «покупаются» на дешевые трюки типа «Два товара по цене одного», «Скидка 70%»… В частности, к таким уловками прибегают игроки ульяновского ювелирного рынка. Рынка весьма перенасыщенного.
- В нашей отрасли сложилась непростая ситуация, - рассказывает глава компании «Ювелия» Лия Задорожная. - «Портят картину» фирмы-однодневки, торгующие некачественным товаром, демпингующие. Но тем, кто за честную конкуренцию, всегда есть чем удивить клиентов - и новых, и постоянных. Наша «фишка» - высокое качество изделий и сервиса. Например, мы внедряем постпродажное обслуживание - то, чего нет у других.
Не всегда честная конкуренция царит и на рынке салонных услуг. Ряд заведений бьюти-индустрии, например, выполняет сложные косметологические процедуры (ботокс, мезотерапия), не имея специалиста с медицинским образованием. В результате, подрывается доверие клиента к услуге.
Или взять тайский массаж, который сегодня делают русские массажисты. «А ведь настоящий тайский массаж могут выполнять только носители культуры - коренные жители Королевства Тайланд» - говоритсамарский бизнесмен ЛеонидСевастьянов, открывший в прошлом году салон «Тайна СПА» после того, как оценил положение дел на ульяновском рынке салонных услуг и нашел незаполненную нишу. Внедрение экзотики в наш регион проходило непросто: только на оформление документов тайцев ушло полтора года. Немало усилий было потрачено и на борьбу с местным менталитетом (у ряда ульяновцев тайский массаж ассоциировался с «услугами для мужчин»). Теперь вот якобы «настоящий» тайский массаж рекламируют многие салоны. Но все-таки хочется верить, что ульяновский потребитель сумеет отделить «зерна от плевел», понять, где предлагают поистине уникальную услугу.
ЭКО-ребенок и флоатинг
23 февраля в Ульяновской области родился первый ребенок, зачатый методом ЭКО. Это событие, взволновавшее всю ульяновскую общественность, произошло благодаря инновациям частной клиники. «Альянс Клиник» стала первым в нашем регионе медучреждением, оборудовавшим лабораторию ЭКО.
А ЛДК «Медгард» - единственная частная клиника в Ульяновске, которая имеет в своем распоряжении эффективную вакцину, предназначенную для профилактики заболеваний, вызванных вирусом папилломы человека. А еще здесь уникальное педиатрическое отделение с детскими узистами, гинекологами, анестезиологами (деткам можно даже зубки лечить под щадящим наркозом).
Игроки рынка частных медицинских услуг признают, что для привлечения клиентов им просто необходимо чем-то выделяться среди все возрастающего количества конкурентов. Стильными интерьерами, вежливым персоналом, современным оборудованием, как на заре формирования рынка коммерческой медицины, уже никого не удивишь.
Есть сферы, где выделиться особенно сложно: набор услуг, в принципе, достаточно стандартный. Банковский сектор, рынок страхования, туристическая отрасль… Обойти конкурентов сложно, но возможно.
- Стандартные турагенства, как правило, продают туры массового направления, - отмечает директор ООО «Академ-тур» Ирина Абеленцева. - А вот организовать туристу дополнительный набор услуг, например, специализированную экскурсию за рубежом или скомпоновать индивидуальный пакет, - мало кто хочет «заморачиваться». Но этим мы и отличаемся от других.
- Многие ульяновские турагенства продают пакетные языковые курсы, но практически никто, кроме нашей компании, не занимается организацией образовательных туров, - продолжает г-жа Абеленцева. - А мы уже отправили немало клиентов учиться в США, Чехию, Швейцарию, Англию и другие страны - для получения высшего образования, на языковые и специализированные курсы (гастрономия, дизайн, музыка и т.д.).
- Ульяновский рынок светопрозрачных конструкций - очень насыщенный, плюс из-за высокой себестоимости профиля в последнее время существенно снизилась маржа, -отмечает руководитель компании «Лайм» Ирина Коростылева. - В такой ситуации поиск оригинальных идей становится необходимым условием для выживания бизнеса. И не надо изобретать велосипед, достаточно обратить внимание на чужой опыт. Недавно наш специалист побывал на семинаре в Тольятти, посвященный развитию рынка оконных конструкций, в том числе, раздвижным оконным системам. Думаю, и в Ульяновске пластиковые окна от пола до потолка будут востребованы, особенно у владельцев частных домов. Кроме того, мы сейчас внедряем в регионе профильные системы LG.
Нешуточная борьба за клиента идет и на ульяновском рынке общественного питания. Количество объектов постоянно увеличивается, в том числе, за счет таких интересных концептуальных заведений, как «FOUR ROOMS», «Грабли», «Вереск» (там заправляет член гильдии шеф-поваров петербуржец Сергей Сыров), ланч-бар «Poldenь», гриль-ресторан «Tarantino» или, скажем, «Кошкина пижама», где посетители платят не за блюда, а за время, проведенное в кафе.
Новые заведения традиционно «оттягивают» посетителей, и чтобы оставаться на плаву, ульяновским ресторациям необходимо время от времени потчевать клиентов чем-то особенным. В ресторане «Товарищ СуховЪ», например, сегодня предлагают перепелов, фаршированных бараниной, в кафе «Эхо» устраивают crazy-вечеринки с бесплатной пиццей, а в пиццерии «Восток-Запад» создали гостиную с отдельным входом и отсутствием дресс-кода. Говорят, там можно отдохнуть даже в тапочках!..
Пионер - бизнесу пример
В ульяновском деловом сообществе знают, что Александр Крутов открыл первый в регионе кинотеатр нового формата, первый боулинг-центр, первый японский ресторан. Компания Ферида Аюпова построила первые клубные дома, а холдинг «DARS» - первый современный торговый центр.
Пример «бизнес-пионеров» для многих предпринимателей региона стал заразительным, и они реализовали немало проектов, не побоявшись стать вторыми, третьими… Однако не все проекты стали успешными.
Ряд ульяновских строительных компаний в ближайшем будущем планируют возводить в городе дома повышенной этажности. По мнению генерального директора ГК «Инвестстрой-М» Владимира Федорова (его холдинг строит сейчас две высотки с применением каркасно-монолитной технологии), пришло время для высотного строительства, как новой ступени развития не только ульяновской индустрии, но и всего города в целом.
Бизнес-предложение формата «нестандарт», как правило, стоит дороже типового товара или услуги. Так, стоимость квадратного метра в доме клубного типа - на порядок выше, нежели в панельной многоэтажке. Но если приложить смекалку, можно выделиться и без удорожания «нестандарта». Пример - новостройка от КПД-2 на улице Островского. Где вы еще найдете в Ульяновске жилой объект, весь (!) фасад которого был бы украшен афоризмами («Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького» и т.д.) или строчками классика, типа «У Лукоморья - дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Равнодушно мимо такого «интеллектуального» дома пройти невозможно.
Примечательно, что бизнес-пионеры, вдохновляя массу последователей, продолжают выдавать на-гора интересные проекты из разряда «в Ульяновске такого еще не было!». Создательница первого французского ресторана Елена Арифуллина открыла ресторан арт-гастрономии «Noblesse» (суп гаспаччо там подают в фужере и с трубочкой, а мороженое - сервируют сыром с плесенью), ГК «DARS» возвела беспрецедентный «Аквамолл», Александр Крутов готовится к открытию первой в городе киностудии… А «ЭР-Телеком» запускает комплексные решения для бизнеса, разработанные с учетом потребностей компаний, а вмартепредставит жителям города новую услугу -телевидение высокой четкости «Дом.ru TV. Центр домашних развлечений».Напомним, что именно этот телеком-операторвпервые внедрил на ульяновском рынке пакетные предложения«три в одном» (Интернет+кабельное тв+телефония). И сегодня практически все игроки отрасли внедряют в регионе телеком-комплексы.
Приживутся ли в Ульяновске «Танцующие головы»?
Открытие обновленного дилерского центра Renault в Ульяновске стал поводом для праздника, участники которого смогли поучаствовать в необычном для нашего города интерактивном аттракционе«Танцующие головы».Смельчаки, решившиеся покривляться перед честным народом, получили небывалую порцию смеха и диск с собственным клипом (голова - настоящая, тело - мультяшное).
Тольяттинские предприниматели, которые привезли чудо-кабинку в Ульяновск, рассказали корреспонденту «ДО», что подобные аттракционы, вытесняющие банальное караоке, популярны во всем мире. Забаву родом из Голливуда народ заказывает на свадьбы, корпоративные вечеринки, кабины Dance Heads устанавливают в торгово-развлекательных центрах.
Приживутся ли в Ульяновске «Танцующие головы»? Не факт. Не все новинки, как показывает практика, принимает ульяновский потребитель. Вот, например, у нас не «пошла» элитная немецкая профильная система Brugmann (скажем, в компании «Лайм» установили только одно окно этой марки), ее внедрениев регионепришлось свернуть.
На «корню» зачахла идея с рестораном болгарской кухни, по объективным причинам приказал долго жить проект «Ленинские горки». Неясная ситуация с аквапарком в новом городе, проектом «Новая деревня». Закрывается страусиная ферма в Новоспасском районе, не разводят больше в нашем регионе буйволов, в Ставропольский край «улетели» цесарки Ринальдо Маллямова: ульяновский фермер будет выращивать своих диетических птичек там, где лучше бизнес-климат, да и просто климат… К слову, в местном АПК, как сообщили в региональном Минсельхозе, практически нет нестандартных проектов. Видимо, аграриям «не до жиру»….
Остальным же игрокам потребительского рынкадля успеха необходимо выделяться среди конкурентов. Причем, для многих появление нестандартных предложений в буквальном смысле становится вопросом жизни и смерти бизнеса. Недаром говорят маркетологи: отличайся или умри.
Татьяна Задорожняя
фото - impactlab.net