€ 102,04
$ 91,67
¥ 12,95
ПО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ
Дмитрий Васильевич Федоров родился в 1970 году в Чувашии. Окончил Ульяновский пединститут («География и биология»).
Работал специалистом по маркетингу ТОО «Диалог», главным специалистом Ульяновского городского комитета по охране окружающей среды, главным специалистом городского экологического фонда, помощником председателя Комитета
по экологии Госдумы РФ.
Курировал вопросы охраны окружающей среды, природопользования и экологии в администрации, а затем в аппарате Правительства Ульяновской области, возглавлял департамент недро-, водопользования и экологии регионального Минприроды.
С мая 2011 года - министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Кандидат биологических наук.
Женат. Воспитывает сына.
- Дмитрий Васильевич, ваше увлечение природой - родом из детства?
- Да, я уже лет с девяти начал увлекаться комнатным цветоводством, аквариумами, энтомологией, сборами гербария. Моя бабушка - учитель биологии, так что увлечение биологией, экологией, охраной окружающей среды во многом у меня от нее. Лето я проводил в спортивном лагере в Акшуате среди сосен и лиственниц, а также на даче под Казанью, где мы, мальчишки, обследовали реликтовые озера. Уже в десять лет я был в состоянии определить все травянистые, лекарственные растения, знал их латинские названия.
В седьмом классе выиграл областную биологическую олимпиаду, за что был удостоен путевки в «Артек», в смену победителей всесоюзных, региональных олимпиад по всем направлениям. Представляете, я попал в сгусток маленьких лидеров всех отраслей, в том числе из стран соцлагеря. Со многими артековцами до сих пор дружу.
В детстве увлекся кактусами, сейчас у меня одна из самых больших в России коллекций миниатюрных мексиканских кактусов, состою в переписке с ведущими клубами кактусоводов всего мира. Большая, собранная по всем научным критериям энтомологическая коллекция - тоже родом из детства.
Коллекция водных насекомых легла в основу кандидатской диссертации, я окончил аспирантуру Нижегородского госуниверситета. НГУ был и остается мощнейшей школой по направлению биоэкологии, здесь я получил большой научный заряд. В дальнейшем мне все это очень пригодилось на государственной и муниципальной службе, в частности, умение кропотливо работать с документами, извлекать из них рациональные зерна.
- Ваш 12-летний сын тоже по складу характера «ученый»?
- Да, он разделяет мои увлечения, его тоже привлекает окружающая среда, правда, не те элементы, которые нравились мне. Сейчас у сына хобби - минералы и горные породы, я всячески поддерживаю это. Очень нравится ему астрономия, карта звездного неба, неплохо разбирается в созвездиях.
- Исполнился год, как вас назначили главой министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии области. Расскажите, с чего началась ваша работа на этом посту.
- Я работаю в структуре министерства давно, в нашем ведомстве пять основных направлений: недропользование, водопользование, рациональное использование ресурсов животного мира, охрана окружающей среды и лесное хозяйство. Четыре первых направления мне были хорошо знакомы, пятое - до недавнего времени оставалось открытым. И с первого же дня работы на посту министра я начал уделять максимальное внимание блоку лесного хозяйства: это зона ответственности, выраженная не только в большой площади леса в Ульяновской области (1 млн. 50 тысяч гектаров), но и в огромном количестве проблем, связанных с защитой гослесфонда от лесных пожаров, с несанкционированными рубками, неплатежами и т.д.
Определенные результаты затраченных усилий уже налицо: согласно независимым рейтингам Всемирного фонда дикой природы, организации «Зеленый патруль», наше министерство традиционно находится в тройке-пятерке лидеров ПФО, в двадцатке среди субъектов РФ. Критериев множество: увеличение лесных площадей, снижение количества пожаров, взаимодействие с гражданским обществом, открытость и публичность…
- С какими главными трудностями сталкивается сегодня ваше ведомство?
- Они связаны с изменениями в лесном законодательстве, с принятием в 2006 году новой редакции Лесного кодекса РФ, согласно которой леса передаются в аренду. С одной стороны, с государства снимается часть проблем и забот о лесовосстановлении, охране лесов, а с другой - возникают вопросы осуществления контроля над деятельностью арендаторов: почти половина из них ранее не работали в системе лесного хозяйства и имеют весьма отдаленное представление об отрасли - только огромное желание «пилить» лес и продавать. Из-за этого появляются проблемы, которые накапливаются, как снежный ком: нарушаются сроки выполнения лесокультурных работ, закладки питомников, не производится осветление лесных культур…
В результате в ряде лесничеств наблюдается замещение ценных хвойных пород мягколиственными, так мы можем через 50-60 лет лишиться всех сосновых боров! Существуют проблемы с горельником: там, где были низовые пожары, необходимо в первый же год приводить в соответствие всю лесную документацию, проводить санитарную рубку. Сейчас мы уже административным ресурсом заставляем арендаторов решать эти вопросы. Работа ведется, но сроки упущены, древесина потеряла товарную ценность… Мнение обывателя: лес растет сам. Но, скажем, за роскошным сосновым бором, как в Акшуате, труд четырех-пяти поколений лесоводов!
Бич для области - несанкционированные свалки, приходится много заниматься этим вопросом. В ряде случаев такие свалки - от дефицита денежных средств муниципальных образований, но по большей части - от очень низкого уровня экологической культуры руководителей предприятий и населения. И только штрафными санкциями свалки не победить.
- Минприроды выступило с инициативой проводить в регионе экологический день ежемесячно. Какие цели вы пытаетесь достигнуть этой акцией?
- Проблемы экологии поднимают чаще всего, когда это выгодно, например, в политических целях, в период предвыборных кампаний. Мы вышли с инициативой проведения Единого экологического дня, поставив перед собой цель: привлечь к вопросам охраны окружающей среды максимальное количество сторонников среди жителей области. Рассчитываем на различные категории граждан, ждем тех, кто готов поучаствовать в реализации образовательных программ, помочь фото-, видеоматериалом: мы планируем проводить экологический фотокросс, конкурс экологических видеороликов…
17 мая регион принял участие во Всероссийском уроке экологии, наши специалисты провели открытые уроки экологии не только в средних школах, но и в детских садах, вузах. В свое время я принимал участие в экологических семинарах в Германии, Швеции, видел, как на Западе работает экологическое законодательство, существующее с 70-х годов.
Чтобы нам выйти на высокую планку экологической культуры в регионе, необходимо двигаться опережающими темпами. Для этих целей мы проводим в июне Поволжскую экологическую неделю, это уже второй подобный форум.
В течение пяти дней на площадках четырех муниципальных образований будут проходить тренинги, круглые столы с участием лидеров экологических движений не только П ФО, но и из Москвы, федерального уровня. Необходимо весь наработанный опыт природоохранной деятельности страны максимально
эффективно и быстро применить у нас в регионе.
Большое сотрудничество у нас налажено с коллегами из Германии, уже три года мы активно занимаемся вопросами особо охраняемых природных территорий, охраны солнечного орла - экологического символа Ульяновской области.
- Насколько успешно, на ваш взгляд, развиваются в Ульяновской области особо охраняемые природные территории?
- По данному направлению мы также ведем активную работу. Губернатором области утверждена программа развития особо охраняемых природных территорий на период до 2016 года, ежегодно появляются новые ООПТ, в 2011 году их создано 11. В этом году мы также финансируем по линии областной экологической программы целый ряд научных экспедиций, которые нам помогут составить описание для еще порядка 12-ти новых таких территорий, в основном в южных районах области. Именно там сохранились большие участки, мало затронутые хозяйственной деятельностью.
С учетом того, что постановлением Правительства РФ прописан период создания национального парка «Сенгилеевские горы» - 2013 год, - мы активизировали работу по подготовке необходимой экологической документации. Создали рабочую группу из специалистов различных организаций, ученых, сейчас дорабатываем описание территорий, которые предполагаются к заповедыванию в нацпарке. Пакет документов направим в Минприроды России для прохождения федеральной экологической экспертизы. Только тогда, при положительном решении Минприроды, будет создана дирекция национального парка «Сенгилеевские горы», который составит вполне осязаемую природоохранную конкуренцию другим нацпаркам ПФО, в идеале станет визитной карточкой экологического состояния области.
- В 2011 году в лесопромышленный комплекс области привлечено более 300 млн. рублей, реализовано десять инвестпроектов. Как продолжается работа в этом направлении?
- Мы изучили опыт регионов по развитию глубокой переработки древесины и посчитали необходимым в ближайшее время начать реализацию в Ульяновской области проекта по строительству завода плитного производства - ламинированные плиты, МДФ и т.д.
Основной сырьевой ресурс для данного производства — низкосортная древесина, которой много остается в лесах. Основные инициаторы проекта - предприниматели Старомайнского района - взяли за основу немецкую технологию. Реализация проекта однозначно улучшит состояние лесного фонда области, очистит его от валежника, невостребованных мягколиственных пород. Кроме того, в производство уйдут все опилки. Для лесопромышленного комплекса области это огромная экологическая проблема, для нас очень важно ее решить, так что мы будем всячески помогать реализации этого проекта.
Сегодня более 70% леса в регионе передано в аренду, есть 24 крупных арендатора, у каждого свой производственный цикл: у кого-то - необрезная доска, а у кого-то - глубокая переработка, изготовление мебели. Регион практически ушел от продажи леса в круглом виде. Сейчас работаем с арендаторами по увеличению глубины переработки древесины, проводим семинары. Предприниматели стали понимать: чем больше этапов они задействуют в своей цепочке производства, тем больше прибыли даст конечная продукция.
- При вашей поддержке на протяжении десяти лет проводится областной конкурс экологической фотографии. Сами увлекаетесь фотографией?
- С детства. И сейчас фотоаппарат всегда со мной, особенно в поездках, походах. Очень люблю фотографировать, сам ежегодно участвую в фотовыставке. Мне удалось определенное количество людей заинтересовать пейзажной, природной фотографией, привлечь к участию в нашем фотоконкурсе.
- А как вы увлеклись альпинизмом?
- В горы попал случайно: ездил по экологическим вопросам в Нальчик к другу и коллеге. Оставалось два свободных дня, и он предложил мне съездить в Приэльбрусье, посмотреть на местную экзотику. Выехали в дождливый день, не видно ни зги, мрачно, слякотно… Но утром в домике на турбазе я проснулся от бьющего в окно света, распахнул шторы и ахнул: четырехтысячные пики стоят, покрытые снегом, в утреннем ярком солнце. Я даже не позавтракал, пошел в горы - сразу на вершину четыре тысячи метров.
Уже потом с друзьями прошел две смены в альпинистском лагере, под руководством инструктора совершал тренировочные, зачетные восхождения.
А самые сложные восхождения были в северном Таджикистане. Помните, Визбор пел: «И сердце оставил в Фанских горах»? Поднимался на пик-пятитысячник, в совершенно тяжелых условиях, отличных от Кавказа: жара, камни, сухой воздух, дефицит воды… В СССР там была альпинистская Мекка, где готовили разрядников-спортсменов. А в 2009 году мы вдвоем с супругой предприняли сложное восхождение на Монблан, на высшую точку Европы.
- Откуда такая выносливость?
- Мой отец был тренером по многоборью, и я с семи лет приобщался к спорту больших достижений, выступал на соревнованиях, в школе быстрее всех бегал, дальше всех прыгал, больше всех подтягивался на турнике. И сейчас легко подтянусь 20 раз, сажусь на шпагат.
- Каким вы видите экологическое будущее нашего региона?
- Региону необходим крепкий экологический каркас. Он состоит из территорий государственного лесного фонда, особо охраняемых природных территорий. На него нанизываются населенные пункты и все основные элементы инфраструктуры: если не будет комфортной окружающей среды, неинтересно будет в этом регионе жить, отдыхать, делать бизнес, заводить детей. У нашего министерства очень ответственная миссия - сделать максимально благоприятную окружающую среду для населения и, как ни банально это звучит, сохранить элементы нетронутой девственной природы для будущих поколений.
Татьяна Задорожняя