Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Побеждает креатив?

Дизайн интерьеров, фотография и реклама - три творческие индустрии, демонстрирующие стабильный рост

Дизайн интерьеров, фотография и реклама - три творческие индустрии, в последнее время демонстрирующие стабильный рост. Главной задачей компаний, работающих в условиях высокой конкуренции, становится поиск своей ниши и своего потребителя.

 

Бизнес вне географии

Утверждают, что в периоды спада производства на передовые позиции экономики выходят творческие индустрии. Аналитики все чаще обращают свой пристальный взор в сторону этого сегмента, а сам он вступает в фазу активного роста.

С точки зрения бизнеса и привлечения капитала, субъектами креативной экономики чаще всего становятся предприятия средних и малых объемов, а иногда - микрокомпании. Примером могут служить дизайн-студии. Несмотря на «малые формы», обороты в этом секторе весомые. Объем рынка дизайнерских услуг России оценивается в 15 млрд долларов в год, при этом наиболее растущим сегментом рынка становится дизайн интерьеров.

По данным Союза архитекторов России, на рынке дизайна в стране заняты около 120 тыс человек. По сравнению с другими государствами, это немного. В Великобритании, к примеру, в дизайне работают 600 тыс человек. Но на качестве услуг количество не сказывается: уровень развития дизайна в России, по мнению ряда экспертов, не уступает зарубежному. А в чем-то и превосходит.

- Дизайн - действительно, очень сильно растущая отрасль российской экономики. Если сравнивать этот сегмент в России и за рубежом, то наших дизайнеров отличает серьезная работа с визуализацией, - отмечает руководитель дизайн-студии «Интерьер на пять» Татьяна Кузнецова. - Иностранные специалисты часто предлагают клиентам рисованные проекты, в то время как российские дизайнеры хорошо продвинулись в компьютерной графике, в том числе 3D. Это позволяет отечественным профессионалам осваивать зарубежные рынки.

По наблюдениям исследователей и оценкам самих компаний, рынок дизайна стал глобальным. Его редко ограничивают территорией какого-либо региона: дизайнер из Ульяновска может легко сделать проект для заказчика из Москвы. Это развивает конкуренцию, ведь практически любой фрилансер готов работать удаленно из любой точки мира. При одном условии - наличии соответствующей квалификации, ведь качество обнаружит себя все равно.

Самая востребованная в Ульяновске услуга дизайна - оформление ресторанов и кафе, фотоуслуга - свадебная и студийная съемка

- Количество дизайнеров в Ульяновске растет. Но так происходит, что лучшие со временем переходят на другой уровень (Россия, заграница), а остаются, в основном,  новички, предлагающие низкую квалификацию за низкую стоимость. Поэтому говорить о сформированном именно ульяновском рынке дизайна, на мой взгляд, пока рано, - рассуждает г-жа Кузнецова.

А дизайнер-декоратор Юлия Кочеткова, руководитель салона стильных интерьеров «Людовик» считает, что однозначного ответа на вопрос на вопрос «Можно ли назвать ульяновский рынок дизайна интерьеров сложившимся?» нет:  

 - С одной стороны, существуют дизайн-студии со своей сложившейся годами клиентурой, с другой стороны - каждый год появляются новые имена. Рынок не испытывает недостатка в дизайнерах. Но если говорить о качестве услуг, профессиональных дизайнеров по интерьерам не так уж много, а тех, кто предоставляет полный комплекс от проекта до воплощения, еще меньше. И здесь на первый план выходит вопрос о качестве предоставляемых услуг и умении общаться с заказчиком. Часто дизайнеры работают как «шопперы», когда основная работа сводится к походам с клиентом по магазинам и выбору материалов для ремонта. А ведь наша основная задача - создание эксклюзивных интерьеров с учетом индивидуальности клиента, его образа жизни и даже хобби. Здесь требуется высокий уровень профессионализма и знание современных  интерьерных тенденций.

Фотосессии для избранных

Активными темпами развивается рынок фотоуслуг. По данным Intesco Research Group, в 2011 году доходы российских компаний, занимающихся деятельностью в области фотографии, увеличились на 9% по сравнению с 2010-м. К маю 2012 года количество этих компаний в стране достигло 3,6 тысяч. В Ульяновске электронные справочники насчитывают около 45 фотостудий. Насыщения рынка, однако, пока не произошло, считают сами фотографы.

- Перенасыщения рынка фотосъемки внутри него самого не чувствуется, - говорит владелица фотостудии в Ульяновске Анна Игонина. -Наоборот: с каждым годом работы становится все больше. Количество фотографов растет, но новичкам еще долго предстоит учиться. По моему мнению, профессионалов, работающих стабильно и занимающихся только этим и ничем другим, в Ульяновске всего около десяти. (По другим оценкам, их доля в общем количестве фотографов 5-10%. - Прим. авт.).

По большей части фотоуслуги оказывают частники. Основную прибыль в Ульяновске им приносят съемки свадеб и студийные работы. По словам г-жи Игониной, рост спроса на первые наблюдается в последние три года, на вторые - в последний год.  Заказчиками, в основном, становятся частные лица, причем, как правило, стоимость работы для них не имеет такого значения, как портфолио специалиста. Это подтверждает и фотограф творческого союза RealEmotion Владислав Малинкин:

- Выбор сводится не только к цене, но и к самим услугам, сервису, репутации и отношению к работе и заказчику. В целом можно сказать, что рынок фотоуслуг Ульяновска скорее развивающийся. В будущем мы ожидаем перемен, связанных с технической стороной рабочего процесса (например, слияние фото и видео в единый процесс) и общим настроем общества по отношению к роли фотографа и необходимости в его услугах.

Возможно, это активизирует спрос на фотоуслуги со стороны ульяновских компаний. Пока же они редко заказывают съемку в студии. Фотографы отмечают: фирм, готовых потратиться на профессиональную студийную съемку, - единицы. Как правило, это крупные компании российского уровня - например, производители мебели, для которых качество снимков в каталогах продукции играет важную роль в рекламировании товара.

Там, где запреты

Реклама - на пике роста. По данным АКАР, за 2012 год отечественный рекламный рынок ATL-услуг (пресса, ТВ, радио, наружка и полиграфия) без учета НДС вырос на 13%, достигнув цифры в 300 млрд рублей.

Самые бурный рост - у Интернет-рекламы: за год этот сегмент увеличился на треть. В ноябре 2012 года на ульяновском фестивале рекламы были отмечены лучшие, по мнению жюри, городские рекламные проекты в Сети - дизайн ульяновского сайта IKEA, выполненный студией Александра Данилина, некоммерческое сообщество в соцсети «Дорожный докладатор» и группа в соцсети «ТРЦ Аквамолл (Ульяновск)».

Рынок наружной рекламы в России за первые три месяца 2013 года вырос на 13%, составив более 9 млрд рублей, сообщает АКАР. В Ульяновске спрос на «наружку» стабилен. Но, как отмечают члены АКАУ, этот сегмент в городе находится в стадии стагнации: количество заказчиков почти не меняется, однако остается довольно высоким (занятость билбордов крупных компаний близка к полной).

Развитие рынка рекламы напрямую зависит от состояния других рынков - ее заказчиков. До запрета рекламы табачных изделий эта продукция «светила» ульяновцам примерно с половины билбордов. То же самое касается и алкогольных напитков. С изменением законодательства рекламные щиты заполонили объявления от банков и крупных сотовых операторов. А BTLпродукции, реклама которой попала под запрет, стал креативнее.

- Креатив рождается там, где много запретов. Примером может служить реклама сетевого магазина по продаже алкоголя в Ульяновске. Для многих она стала серьезным «раздражителем» - а значит, решение было найдено правильное, хотя и неоднозначное, - говорит президент АКАУ Игорь Жарков. - В целом о креативе в местной ульяновской наружной рекламе говорить не приходится. Городу не хватает хороших дизайнеров: те, кто мало-мальски осваивает профессиональные программы, уезжают в Москву. В итоге дизайнеров, которые творят, а не мастерят, в Ульяновске единицы.

Столица активно влияет на региональный бизнес наружной рекламы, и в скором времени ему прогнозируют укрупнение.

- Первой «ласточкой» этого укрупнения стало вступление в ВТО, - считает г-н Жарков. - На рынок «наружки» придут транснациональные рекламные агентства, обладающие серьезным капиталом. Это выдавит малый бизнес из этого сегмента экономики. Подобное уже случилось с региональной ТВ-рекламой, где рынок поделили два московских сетевых агентства.

Рынок наружной рекламы в ожидании и перемен, связанных с окончанием сроков договоров на использование конструкций.

- В стране наблюдается тенденция выноса больших рекламных щитов из центра городов на окраины и за городскую черту, - рассказывает директор рекламного агентства «Фабрика безупречной рекламы» (ФБР) Максим Кучеренко. - На смену большим рекламным конструкциям - билбордам - постепенно приходят малые формы - пилларсы, пилоны, ситиборды и тому подобное.

Как это отразится на креативе - пока неясно, но в прогнозах игроков рынка «наружки» оптимизма мало. Победила унифицированность и реклама «по линейке» - говорят они, и похожим на яркий Нью-Йорк с множеством кричащей рекламы в центре города, ставшей его визитной карточкой, Ульяновск может не стать никогда.

Эльмира Мухаметшина

фото - musikafotografiya.taba.ru

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: