Полиграфия без глянца
Особое место на рынке потребительских услуг занимают услуги полиграфические. Как оценивают тенденции развития этого сегмента рынка его игроки? На вопросы «Делового обозрения» отвечают директор «Типографии Облучинского» Юрий Облучинский и заместитель директора по маркетингу РИА «Дизайн Систем» Алексей Власов.
— Каково, на ваш взгляд, сегодняшнее состояние ульяновского рынка полиграфических услуг?
Юрий Облучинский |
А. В.: — Рынок полиграфических услуг можно условно разделить на две части: продукция рекламно-представительская и издательская. Наша компания работает в части рекламно-представительской продукции. Этот рынок мы делим на три сегмента: полноцветная продукция (офсетная печать), оперативная печать (шелкография, тиснение и др.) и бизнес-сувениры. Достаточно жестка конкуренция среди типографий, предлагающих исключительно услуги офсетной печати. Это самый старый и самый значительный сегмент рынка полиграфических услуг. В нем больше покупателей, чем в других сегментах, но больше и продавцов; его входной барьер достаточно высок. Сегмент оперативной печати востребован у огромного количества фирм-клиентов разного калибра и даже частников. Однако ситуация здесь складывается весьма интересная: после покупки обычного принтера каждый может объявить себя поставщиком печатной продукции — пусть даже с объемом заказов в 200 рублей в месяц. Сегмент бизнес-сувениров молодой, развивающийся, но с ограниченным количеством клиентов и с достаточно высоким входным барьером.
— В 2004 году рост объемов производства в полиграфии составил 12,9%. Это один из самых высоких отраслевых показателей ульяновской экономики. Чем, на ваш взгляд, он обусловлен?
Алексей Власов |
Ю. О.: — Увеличение объемов производства в 2004 году связано, прежде всего, с выборами. А также с появлением на ульяновском рынке новых потребителей полиграфических услуг — заказчиков из других регионов. В период выборных кампаний общий объем производства в нашей типографии увеличился на 30%. Но выборы — явление временное. Поэтому мы двигаемся дальше, вкладываем полученные средства в дальнейшее производство. Так, рост объемов производства связан и с установкой новой печатной машины «GTO 52/2» компании «Heidelberg».
— Какая полиграфическая продукция, по вашим оценкам, будет наиболее востребована в Ульяновске в ближайшее время? Какой сектор полиграфии будет развиваться наиболее активно?
Ю. О.: — В последнее время наиболее востребована рекламно-представительская продукция. Это направление и дальше будет активно развиваться.
А. В.: — Будет развиваться весь рынок полиграфических услуг. Поставщики будут искать и находить новые сегменты на этом рынке. Этот процесс начался года три назад, и он будет продолжаться.
— Насколько сформирована структура ульяновского рынка полиграфии? Способно ли внести значительные коррективы в сложившуюся структуру появление новых игроков?
А. В.: — Четко выбранный сегмент и соответствующая маркетинговая поддержка способны вывести в лидеры любого игрока. И нового, и старого.
Ю. О.: — Вероятность появления новых игроков на ульяновском полиграфическом рынке очень мала. И с каждым годом снижается. Новому игроку сложно сразу выйти на тот уровень, который уже имеют работающие компании. И объясняется это двумя вещами. Во-первых, данный вид бизнеса требует больших вложений капитала. А во-вторых, непросто сформировать коллектив, который профессионально выполнял бы всю производственную цепочку, от изготовления макета до отделки продукции. У нас в типографии нет ни одного сотрудника, который бы пришел к нам готовым специалистом. Печатники, например, прошли обучение в Москве. Консультационные услуги нам оказывают и наши поставщики оборудования.
— Насколько высок порог вхождения в рынок полиграфических услуг? Что необходимо в первую очередь для удержания позиций на этом рынке?
А. В.: — Руководство фирм должно научиться мыслить категориями маркетинга, а не производства. Только это позволит удержать позиции на рынке полиграфических услуг. Да и на любом рынке.
Ю. О.: — Первоначально необходимый объем капитала — от 10 миллионов рублей и выше. Эти средства идут только на покупку базового оборудования. А чтобы нормально функционировать на нашем рынке, как и на любом другом, необходимо совершенствовать производство, делать ставку на качество.
— Существует ли теоретически «точка насыщения» рынка полиграфических услуг? Насколько близок к ней ульяновский рынок?
А. В.: — Мы делим свой сегмент рынка представительской продукции на две группы. В первую входят те, кто заказывает подобную продукцию; во вторую — кто никогда не заказывал такую продукцию. И если в первой группе доля рынка «Дизайн Систем» по персонализации бизнес-сувениров, например, составляет, по нашим оценкам, 80%, то с учетом второй группы этот показатель равен уже 8%. В Европе долю фирм, заказывающих бизнес-сувениры, оценивают в 83-85%. Таким образом, теоретически мы можем увеличить продажи в десять раз. Но практически мы развиваем рынок со скоростью 2% в год. С такой скоростью до «точки насыщения» работать еще лет 40. И примерно такая пропорция сохраняется по другим сегментам рынка полиграфических услуг.
Ю. О.: — Наш рынок даже не подступил к точке насыщения. То количество и качество продукции, которое выпускается ульяновскими типографиями на сегодняшний день, не удовлетворяет потребности рынка. Более того, невзирая на то, что объемы очень малы, практически вся этикеточная продукция печатается за пределами нашего региона. Причина — принадлежность ряда ульяновских компаний иногороднему собственнику. Стоимость этикетки достаточно высока, поэтому собственник стремится отпечатать ее там, где ему это выгодно. Возможно, даже не с экономической точки зрения. С другой стороны, в Ульяновске нет достойного предложения с точки зрения полиграфического оборудования. Сегодня нужны высокоскоростные машины нового поколения.
— Как вы оцениваете потенциал рынка полиграфии в Ульяновской области? Что, на ваш взгляд, будет основной тенденцией развития рынка в ближайшем году?
А. В.: — Рынок становится динамичным. Что работало вчера, не работает сегодня. Вчерашние «золотые клиенты», на которых делали ставку поставщики полиграфической продукции многие годы подряд, не дают и сотой доли прошлых заказов. Что будет? Более успешные будут «съедать» менее успешных. Уже в прошлом году нам предлагали «купить типографию». Думаю, тенденция сохранится.
Ю. О.: — Потенциал достаточно высокий. А если будет нормально развиваться экономика региона в целом, то поднимется, в частности, и уровень развития полиграфической отрасли. Как любая другая сфера услуг, полиграфия не может активно развиваться, если все остальные отрасли стоят на месте.