€ 109,01
$ 103,43
¥ 14,01
Предисловие к памятнику
«В воспоминание подвигов Российской Гвардии» - таков девиз, золотом вышитый на знамени роты, где симбирянину Александру Горчакову довелось служить 44 года. Из них 15 лет он был командиром роты. Семь лет под его командованием служил Василий Кочетков*, памятник которому решили установить на Венце.
Живой памятник солдатскому подвигу
Слава героев Двенадцатого года в России увековечена уникальными памятниками. Со времен Отечественной войны 25 декабря - день перехода передовых частей Русской армии через Неман - стал ежегодным праздником в память изгнания наполеоновских полчищ из пределов Отечества. В 1819 году в Петербурге началось создание Военной галереи Зимнего дворца. 25 декабря 1826 года состоялось ее торжественное открытие**. А еще год спустя - 25 декабря 1827 года - появился живой памятник солдатскому подвигу - церемониальным маршем прошла и встала в почетный караул у галереи рота Дворцовых гренадер, созданная по высочайшему указу императора Николая I.
Этот указ от 2 октября 1827 года гласил:
«Желая ознаменовать особое мое благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали свое мужество и во все продолжение их верной службы до самого истечения срока отличали себя усердием, я признал за благо учредить из них при Дворе моем особую роту под названием Дворцовых Гренадер, с тем, чтобы они были обеспечены в своем содержании на всю жизнь и чтобы служба их состояла только в полицейском надзоре во Дворцах, где будет мое пребывание».
Первый набор составил 120 человек. Согласно «Правилам», «в роту поступали добровольно отличнейшие из Гвардейских отставных чинов, из одних тех людей, кои бывали в походах противу неприятеля… чины лейб-гвардии, оказавшие в войне 1812 года свое мужество». Все офицеры были из солдат и имели ордена Святого Георгия за Бородино. 69 нижних чинов имели знаки отличия военного ордена Св. Георгия, 84 - Св. Анны за 20-летнюю беспорочную службу. Брат императора великий князь Михаил Павлович лично выбрал из всех полков рослых красавцев не ниже 184 см (2 аршина 9 и 5/8 вершка).
«Полицейская служба» означала надзор за деятельностью дворцовой обслуги, караулы у покоев царствующей фамилии, охрану всех материальных ценностей и музейных сокровищ Зимнего дворца и Эрмитажа. В числе важнейших обязанностей роты было участие в парадно-церемониальных мероприятиях, официальных приемах. Так, в августе 1839 года в дни торжеств, проходивших на Бородинском поле, специально командированное отделение Дворцовой роты несло почетный караул у памятника.
В числе первых приказом от 4 октября 1827 года в состав роты Дворцовых гренадер был зачислен подпоручик лейб-гвардии Гарнизонного батальона Александр Горчаков, прослуживший к тому дню 23 года 8 месяцев.
Из крестьян Симбирской губернии
В послужном списке Горчакова сказано: «второй командир роты Дворцовых гренадер - происходит из крестьян Симбирской губернии». Родился в 1782 году. 14 февраля 1804 года по рекрутскому набору взят в службу и определен рядовым в 15-й Егерский полк на Кавказе. В графе «в походах участвовал» с точностью до каждого дня указаны все этапы 67-летнего непрерывного воинского пути ветерана. Кавказский этап с 1804 по 1812 год начался походом против лезгин. Затем сражения с турками у Черной горы под Карсом, отражение неприятеля от селения Харахайского и Гумры, бой при Арапчае. Участие в кампании против персов, сражение за рекой Араксом, где впервые был ранен. Бои по Варновскому ущелью, в Имеретии, сражение с турками при горе Кабах и осаде Архалыка. За отличие на Кавказе 18 февраля 1812 года переведен в Лейб-гвардии Егерский полк.
Далее строки официального документа настолько выразительны, что приводим их дословно:
«В 1812 г. в России против Французов в сражениях: 5 и 6 августа под Смоленском, 26-го при Бородине, 30-го при селе Клементине, 5 и 6 ноября под Красным и деревне Доброй, откуда в преследовании неприятеля до города Вильно.
В 1813 г. 3 января, перейдя Неман, вступил в прусские владения, где 20 апреля участвовал в сражениях при Люцине, 8 и 9 мая при Бауцене, 15 и 16 августа при Пирнау, 17 и 18-го под Теплицем и при Кульме, за что награжден знаком отличия военного ордена Св. Георгия под № 25542 и Прусским железным крестом. 27 августа при деревне Башевсдорф, 4 и 5 октября при деревне Культейкос, 9-го при деревне Торт.
В 1814 г. 1 января, перейдя Рейн, в сражениях во французских владениях и 18 марта при взятии Парижа, откуда 22 мая из Петербурга следовал морем в Россию».
По возвращении в Россию Горчаков прослужил в Лейб-гвардии Егерском полку до сентября 1827 года, когда был произведен в подпоручики и переведен в Гарнизонный батальон гвардии, а еще через два месяца зачислен в роту Дворцовых гренадер, где прослужил до конца жизни. 6 апреля 1856 года был назначен командующим, 6 декабря 1857 года утвержден в должности командира роты. В рядах Дворцовой роты ветеран заслужил последовательные повышения до чина полковника, был удостоен орденов Св. Станислава, Владимира, Анны, знаков «За беспорочную службу 40 лет», «За службу 25 лет в офицерских чинах». Всего за участие в боях и почетную службу он отмечен более чем двадцатью наградами.
Среди них есть особо дорогая - Георгиевский крест за Кульм за № 25542. Люцин, Теплиц, Бауцен, Пирнское шоссе, Кульм - места самых драматических сражений Зарубежного похода Русской армии.
16 августа 1813 года Преображенский полк на штыках пробился у Гигсюбеля, а Семеновский - у Гелленсдорфа. Гвардия во главе с Ермоловым стала южнее Кульма и не сходила до подхода главных сил. Утром 17 августа началась атака головной бригады французов. Упорство боя было изумительное. Особенно отличился лейб-гвардии Егерский полк, в составе которого был Александр Горчаков. Полк потерял 900 человек, командующему Остерману-Толстому пушечным ядром оторвало руку. В критический момент боя все писари и нестроевые попросили ружья и бросились на выручку. 18 августа подошли союзники во главе с русским полководцем Барклаем. К двум часам пополудни победа была полная. Трофеи были велики: три орла, два знамени, вся артиллерия, 10 тысяч пленных, которые «проходили целыми колоннами мимо русского императора Александра I, имея офицеров во взводах, а впереди полковников и майоров. Наконец показался и генерал Вандамм, изловленный и ведомый казаками». Наполеон запросил перемирия.
Награда за отличие в Кульмском сражении - Георгиевский крест - принадлежала к числу особо почитаемых. Кавалер этого ордена Александр Горчаков 15 лет возглавлял почетную роту, представлявшую лицо Русской Гвардии.
К 100-летию Отечественной войны 1812 года гвардии подполковник С. Гринев составил «Историю Роты Дворцовых Гренадер». В ней есть такие строки: «6 ноября 1871 года рота понесла большую потерю в лице своего командира Полковника Горчакова, скончавшегося на 87 году жизни и похороненного на Охтенском кладбище, со всеми воинскими почестями. Тело его сопровождали до могилы два батальона Лейб-Гвардии Егерского полка, в котором покойный прослужил с 1812 по 1827 год. Со смертию Горчакова в роте прекратилась та длинная нить молодцов-гренадеров, которые с 1827 года составляли цвет золотой Дворцовой роты, тех богатырей Александровской эпохи, которые с такой безсмертной славой пронесли имя русского воина от стен Смоленска через Бородинское поле и Березину к Кульму, Лейпцигу и вершинам Монмартра».
Дневник Григория Чернецова
История сделала нам щедрый подарок: обоих ветеранов мы можем «видеть в лицо», Василий Кочетков и Александр Горчаков портретированы лучшими художниками XIX века. Дипломной работой Григория Чернецова стала картина «Вид Военной галереи Зимнего дворца». В 1827 году молодой выпускник Академии художеств был награжден за эту работу золотой медалью и удостоен звания художника XIV класса. В последующие годы по заказам императора Григорий Чернецов писал разные варианты видов Военной галереи, в том числе и тот, о котором 3 июля 1829 года он записал в дневнике: «…утром рисовал с натуры капитана Лаврентьева, завтра хочется написать подпоручика Горчакова». Картина была написана и хранится в Эрмитаже. Крайний справа гренадер с двумя звездочками на эполетах и есть подпоручик Александр Горчаков, будущий «Второй командир Роты Дворцовых Гренадер - из крестьян Симбирской губернии»***.
Рассказ о портрете, а также о троих сыновьях Василия Кочеткова, по примеру отца избравших военную службу, в следующем номере «ДО», во 2-й части «Предисловия к памятнику».
Наталья Гауз