€ 102,04
$ 91,67
¥ 12,95
Предпринимательство: исторический срез
Ульяновские предприниматели проводят свой пятый съезд. От четвертого его отделяет год, от первого — 14 лет. Временные отрезки между съездами были неровными, тональность форумов — различная. И зависело это как от экономической и политической ситуации в регионе, так и от ощущения бизнесом своего места в этой ситуации. И, конечно же, от признания значимости малого бизнеса региональной властью.
Альтернатива кооперативам — малые предприятия — стали развиваться в 1991 году (всего по области их насчитывалось 513, среднесписочная численность составляла 10,6 тыс. человек). По итогам 1993 года Госстат опубликовал ряд любопытных сравнительных данных. Если в целом по России доля промышленных малых предприятий составляла 19% от общего их количества, то в Ульяновской области — 28%; строительных — 19 и 26% соответственно; торговли и общепита — 31 и 19%; предприятий общекоммерческой деятельности — 8 и 2%; наукой и научным обслуживанием по России занималось 7% малых предприятий, в Ульяновской области — 4%.
Но уже к 2007 году на лидирующие позиции как в целом по стране, так и в нашем регионе стали выходить малые предприятия в сфере торговли и общепита. Тенденция была заложена.
Годы с 1999-го по 2005-й — период развития малого бизнеса. Отраслевая структура предпринимательства изменилась. На 1 октября 1999 года промышленными были 20,4% малых ульяновских предприятий, на 1 октября 2005 года — 15,8%; строительными, соответственно, 18,2 и 11,1%; доля же торговли и общепита выросла с 37,4 до 49,8%.
Владимир Казанцев отмечает некую противоречивость (разнонаправленность) развития показателей деятельности малого бизнеса в этот период: «С одной стороны, известная скачкообразность присуща таким показателям, как количество предприятий, численность работающих в них и численность зарегистрированных ИЧП — все это имело либо спад, либо резвый прирост. По-видимому, основные факторы здесь — не «историко-необходимые» экономические потребности, а правовые условия и финансово-налоговая конъюнктура. С другой стороны, налицо существенное (хотя и неравномерное) увеличение показателей роста среднемесячной зарплаты (в 5,3 раза за 1999-2005 годы) и объема произведенной продукции (в 5,7 раза за тот же период)».
А что сегодня?
— В условиях российских реформ 15-летний срок — срок немалый, — говорит социолог. — И то, что сегодняшние ульяновские малые предприятия имеют около 8% всех занятых в экономике области, и то, что они дают около 5% областного промышленного производства, около 5% объема областных инвестиций, около 27% объема подрядных строительных работ и около 60% областного розничного товарооборота — вряд ли можно ожидать здесь серьезных количественных приращений. Скорее всего, все эти показатели стабилизируются.
Другое дело — внутренние, структурные изменения самого малого предпринимательства. И речь здесь, прежде всего, нужно вести о показателях качественных — степени диверсификации и устойчивости либо, с другой стороны, степени специализации и динамичности.
А есть ли рецепты развития предпринимательства? Накануне своего первого съезда, в 1992 году, ульяновские предприниматели ранжировали их следующим образом:
- представительство в местных органах власти — 54,8%;
- формирование «поддерживающего» общественного мнения — 25,8%;
- создание и развитие информационной базы — 22,6%;
- проведение исследований и экспертиз — 22,6%.
Остальные варианты ответов, предложенных респондентам социологом Казанцевым, получили менее чем по 20%.
Какими эти рецепты видятся сейчас — покажет пятый съезд предпринимателей.