Презумпция профессионализма
Недавно Ульяновск посетил Петр Морсин - одна из самых ярких фигур на российском банковском олимпе. Символично: вице-президент БИНБАНКа, председатель Совета директоров «БИНБАНК кредитные карты» рассказал «ДО» о себе и о банке на смотровой площадке гостиницы «Венец» - глядя с высоты птичьего полета на прекрасный город, с которым у Петра Морсина многое связано.
Морсин Петр Петрович
Родился 9 сентября 1978 года в Новосибирске.
Образование:
Новосибирский государственный университет ЭиУ по специальности «экономика». Прошел обучение (по программе MBA) в INSEAD и Лондонской Школе Бизнеса.
Карьера:
Имеет более чем 12-летний опыт руководства крупными российскими банками. С 2010 по 2012 годы работал в Сбербанке России заместителем председателя Правления Северо-Западного Банка (г. Санкт-Петербург). В 2005-2010 годах работал заместителем генерального директора, председателя Правления в ОАО «УРСА Банк» (ныне ОАО «МДМ Банк»). До 2005 года работал заместителем председателя Правления ОАО «Дальвнешторгбанк» (ныне «Восточный Экспресс Банк»).
Приглашен на работу в ОАО «БИНБАНК» в 2012 году Акционером и Президентом БИНБАНКа Микаилом Шишхановым для реализации Стратегии Банка-2020. Отвечает за розничный, средний и малый бизнес, включая управление сетью, частное банковское обслуживание, инфраструктуру и маркетинг БИНАБНКа. Вице-президент, член правления БИНБАНКа.
Банковская сфера. Вчера и сегодня
Меня часто спрашивают: как я стал банкиром, если с детства был гуманитарием? Действительно, поначалу я к точным наукам не тяготел, писал стихи, даже поступал на востоковедение в Новосибирский госуниверситет. Но вовремя «просчитал наперед», понял, что с такой специальностью могу остаться без средств к существованию. В общем, получил экономическое образование и стал трудиться экономистом кредитного отдела банка. Благодаря деловой хватке, даже в чем-то агрессивности, быстро вырос до руководителя, уже в 23 года стал зампредом банка.
В конце 90-х, когда я окончил вуз, банковская система была совсем другой, больше ориентированной на короткие, ситуативные, как сейчас говорят, транзакционные взаимоотношения с клиентом, некоторые банкиры жили «одним днем», редко кто смотрел в завтрашний день, а уж долгосрочные, на 10-15 лет, перспективы не строил практически никто.
Раньше клиент подходил к зеркально тонированной двери банка и робел под взглядом сурового охранника, боялся зайти внутрь. А сейчас банки стали более открытыми, в их отделениях много воздуха, прозрачности, персонал стал более клиентоориентированным, и вообще, качество банковского сервиса серьезно выросло - благодаря жесткой конкуренции на рынке.
Заниматься разовыми транзакционными акциями сейчас смысла нет, а есть заинтересованность в том, чтобы клиент пришел в банк снова и снова. Вся система серьезно изменилась в лучшую сторону, в первую очередь с позиции клиентов.
С БИНБАНКом по пути
У меня почти 15-летний опыт работы в банковской сфере, и более 13 лет я как лидер строю системы, развиваю рынки.
История появления в моей жизни БИНБАНКа проста. В конце 2011 года его президент Микаил Шишханов пересмотрел стратегию развития банка, захотел построить в России большой сетевой бизнес, основанный на банковском обслуживании, прежде всего, населения. Микаил Османович искал топ-менеджера с определенным набором компетенций и предложил мне заняться развитием розничного бизнеса и региональной структуры. Озвученные идеи показались мне близкими и понятными, мы быстро договорились, чего хотим добиться.
Для меня БИНБАНК стал площадкой самореализации. Мы реально движемся, а не только декларативно заявляем, что строим крупный российский сетевой региональный банк. Слово «региональный» тут ключевое. Я часто повторяю: несмотря на то что в Москве у нас крупный бизнес, чтобы построить лучший частный банк страны, у нас должна быть сильная региональная команда. Россия - это не только Москва, это регионы, и я эти просторы (показывает рукой на волжские дали - ред.) хорошо чувствую. У нас банк - уверенного полета, недаром на его логотипе расположена чайка.
Ульяновск - люблю!
Сейчас мой дом в Москве, но меня сложно назвать москвичом, я работал и жил в разных регионах и хорошо знаю Россию. Когда приезжаю в регион, чувствую себя уверенно и хорошо, и не как гость. Особенно это относится к Ульяновску, которым я просто очарован.
Даже к родному городу Новосибирску я так не отношусь. Новосибирск более серый, хмурый что ли, хоть и в разы больше. Ульяновск же - красивый, ухоженный, уютный, у него есть душа. Также чувствуется твердая рука, которая улучшает и с заботой развивает город. Ульяновск можно и нужно любить, всегда с большим удовольствием приезжаю сюда. Прекрасный аэропорт, жаль только, что не всегда, как оказалось, есть билеты на авиарейсы.
Держать марку
В ульяновском филиале - во многом истоки БИНБАНКа, здесь создана одна из самых эффективных, динамичных команд, которая постоянно занимает первые места, позиции филиала сильны - наряду с Москвой, Калининградом. Ульяновский филиал стал некоей кузницей кадров для БИНБАНКа: его выходцы работают по всей стране, в том числе в центральном аппарате.
Руководитель филиала Маргарита Коновалова (она же возглавляет Средневолжскую дирекцию БИНБАНКа) - один из ключевых топ-менеджеров в региональной системе нашего банка, у нее колоссальный опыт в банковской сфере, в ульяновском филиале работает с момента основания. Вижу, как к ней относится персонал, в этом и заключается масштаб руководителя: с одной стороны, ты можешь быть добрым и чутким к сотрудникам, а с другой - твои требования воспринимаются как должное.
Сегодня перед ульяновским филиалом поставлена непростая задача - держать марку. Если ты вышел на высокий уровень, то с тебя и спрос другой.
«Демократы» и «диктаторы»
В БИНБАНКе открытый стиль управления, при этом его нельзя назвать стопроцентно демократичным: мы демократы в принятии решений, но, скажем так, диктаторы в их исполнении. Мне очень нравится такое устоявшееся сравнение. Когда обсуждаем грядущие изменения - в области тарифов, продуктов, маркетинга, систем мотивации персонала, - то обязательно выслушиваем позицию всех регионов и обязательно договариваемся, принимая единое решение.
По-моему, такой стиль принятия решений называют японским.
У нас априори не возникает ситуации, когда люди из регионов не понимают суть решений, принимаемых центральным аппаратом, и наоборот. Мы все находимся в плотной коммуникации. Люди приезжают к коллегам из других регионов, например, в Ульяновск, чтобы посмотреть на передовой опыт других. К примеру, со мной сегодня приехал глава Южной дирекции из Ростова-на-Дону.
Поэтому наш банк такой результативный. Он - живой! У нас во всем банке сформирована такая горизонтальная организационная структура, при которой - и это не популизм - каждый руководящий сотрудник реально, как минимум раз в полгода, общается со мной, может написать электронное письмо, и я оперативно отвечу.
Недавно, в конце августа, прошло важное мероприятие - летняя сессия, на которую приезжал основатель и первый президент БИНБАНКа Михаил Сафарбекович Гуцериев. Михаил Гуцериев - это легендарная личность, из той плеяды бизнесменов, которые в 90-е годы создавали рыночную экономику России. Я, например, тогда еще в школе учился. Михаил Сафарбекович дал нам мастер-класс, рассказал о своем жизненном и профессиональном пути.
А второй день нашей стратегической сессии был спортивным, люди бегали, прыгали, участвовали в спортивных соревнованиях, реально бились за результат! Я сам был участником команды центрального офиса.
У нас в БИНБАНКе, начиная с президента, все руководители спортивные, динамичные, при такой эмоциональной и информационной нагрузке по-другому просто не выдержишь, можно, как говорят психологи, выгореть.
Сам я лет с девяти серьезно занимаюсь спортом. В каждом городе, куда приезжаю, обязательно бываю в спортивном клубе, в Ульяновске заехал в «Форму», все, как обычно, - кардиотренировка, тяжелые нагрузки: штанга, тренажеры. Ульяновский фитнес-центр - очень высокого уровня, я был в клубах ряда стран, мне есть с чем сравнивать. И ребята-спортсмены очень доброжелательные.
Хочу работать в БИНБАНКе
Когда мы принимаем кадровые решения, то в первую очередь стараемся привлекать людей из системы, она у нас большая, только в моей ответственности около десяти тысяч человек. И, конечно, я заинтересован в том, чтобы человек, приходя молодым из вуза, рос, перемещаясь по карьерной лестнице.
Наша команда легко обучаема, мы перенимаем опыт других банков, в том числе принимая на работу компетентный персонал из других банков - это необходимо при нашей агрессивной географической экспансии. Сейчас и в Москве, и в ряде других успешных регионов люди стремятся работать в БИНБАНКе, банке с уважаемым брендом.
Но считаю, что сотрудник, выращенный в системе БИНБАНКа, стоит троих, приходящих извне. Этот человек пропитан идеей, нашей корпоративной культурой, ценностями банка. А мы много занимаемся ценностными установками, считаем, что это очень важно. В основе отношений должно быть доверие, профессионализм, я бы сказал, даже презумпция профессионализма: когда кто-то в команде принимает решение, мы верим в его правильность, исходя из того, что человек профессионален априори.
Лично я заинтересован в построении самоорганизующейся системы, в которой люди сами думают, принимают решения, берут на себя ответственность. Человек не должен работать только, как говорят, из-под палки, это неэффективно.
Ставка на новый формат
Мой очередной визит в Ульяновск связан с важным событием в жизни филиала БИНБАНКа - открытием очередного переформатированного допофиса в Засвияжском районе, который изначально принял первых посетителей целых десять лет назад и сегодня получил второе рождение.
Думаю, жители Ульяновска уже обратили внимание на то, как изменились офисы нашего банка - стали более воздушными, открытыми, современными, здесь появилось четкое зонирование, новая мебель, новые материалы в отделке. В рамках стратегии модернизации шесть из восьми допофисов в ульяновском регионе уже модернизированы. А в стране мы переформатировали более ста дополнительных офисов из четырехсот.
Изменения коснулись не только внешней стороны - за последнее время трансформировалась и продуктовая линейка БИНБАНКа, пополнилась яркими конкурентоспособными программами. Так, мы запустили мощную акцию с вкладом «Хит сезона».
Мы четко отслеживаем то, что происходит на рынке, и гибко реагируем на эти изменения, находя интересные маркетинговые решения. Например, запустили комплексную рекламную кампанию с Квартетом И - это наши давние партнеры, друзья, проект получился ярким, запоминающимся.
ХАБ в атмосфере благоприятствования
Ульяновск для нас - близкий и дорогой город, где власти региона многое делают для развития территории, притока инвесторов в область. Поэтому мы уже открыли здесь один из основных ХАБов БИНБАНКа - узловой центр, где специалисты обрабатывают операции не только ульяновского, но и многих других филиалов БИНБАНКа - от Юга России до Урала (всего у банка три таких ХАБа на всю страну: московский, ульяновский и новосибирский).
Более того, почувствовав атмосферу благоприятствования, мы решили перенести в Ульяновск еще и объединенный контакт-центр БИНБАНКа, который будет обрабатывать звонки наших клиентов со всей страны. Для региона ХАБ и контакт-центр - это несколько сотен хорошо оплачиваемых рабочих мест, дополнительные налоги. Добавлю, что ХАБ и Контакт-центр страховой компании «БИН страхование» также уже базируются в Ульяновске.
Стратегия обновления
Когда мы формулировали ключевую идею банка, то для себя решили, что работаем с разумными клиентами, с теми, кто может планировать свою жизнь, в том числе ее финансовую сторону, в долгой или как минимум в среднесрочной перспективе - соответственно выстраивая долгие отношения с банком. Как мы говорим, «плох то клиент, который не хочет пересесть из эконом-класса в бизнес-класс, то есть развиваться».
И очень важно, какой персонал работает с этими клиентами. Он тоже должен быть разумным, развивать тело и разум, учиться чему-то новому, планировать свою жизнь.
У меня тоже есть свои планы - пятилетний, годовой, недельный. Не потому, что я хочу показаться таким вот излишне правильным, а потому что по-другому просто не выживу, исходя из того, сколько всего хочу в жизни успеть сделать.
Моя же личная миссия заключается не в том, чтобы быть производителем денег для семьи, а в том, чтобы мои дети - Александр, Петр, Ася - выросли самодостаточными, успешными людьми.
Для себя я давно решил: жизнь не должна быть пресной и скучной - только яркой, насыщенной, чтобы оставить свой след в истории. В рамках стратегии обновления БИНБАНКа мы уже получили достойные результаты, но главные наши достижения еще впереди.