Прощание с бесплатной медициной?
У российского здравоохранения - новый базовый закон. Эксперты считают, что его опасность не в «скандальных» статьях - таких, как внедрение в российское бытие коммерческого суррогатного материнства, а в заданном векторе развития отрасли.
Проект ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вызвал бурную реакцию общественности. Во втором чтении его «завернули» и вынесли на общественное обсуждение. По отзыву экспертов, конечный вариант документа оказался «меньшим злом», но направленность на коммерциализацию медицины осталась. И она – не в прямых установках, в деталях.
Доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета УлГУ Галина Возженниковаотмечает, что «революционным» был ФЗ «Об охране здоровья граждан», принятый в 1993 году, который узаконил разные формы собственности учреждений, работающих в сфере здравоохранения, и право медиков заниматься частной практикой.
С тех пор частная медицина заняла значительную долю на рынке медицинских услуг и продолжает развиваться. Однако в новом законе «Об охране здоровья россиян» специальной статьи, посвященной ей, нет. Зато появилась статья «Оплата медицинских услуг» (ст. 84). Право оказывать медпомощь за деньги закрепляется за государственными лечебно-профилактическими учреждениями.
Ключевой вопрос: что останется от медицины бесплатной… Если следовать тексту закона, то бесплатно все, что прописано в программе госгарантий. То есть в общем и целом – все как прежде.
- В новом законе есть статья, посвященная территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи, но четкого представления о том, в каких объемах бесплатная медицинская помощь будет предоставляться, она не дает: много общих фраз, мало конкретики, – говорит директор медицинского центра «Вербри» Махач Алиев.
Большие надежды медицинская общественность связывала со стандартизацией медицинских услуг. Стандарты были и раньше. В новой редакции закон уточняет их назначение: для защиты прав пациента и объективной оценки качества предоставленной ему медицинской помощи – и объясняет, из чего стандарты складываются (диагностика, лечение, время, необходимое для лечения, результат и прочее). А на практике у каждого медучреждения свои возможности – и диагностические, и лечебные, а значит, стандарты – тоже свои. Единые стандарты оказания медицинской помощи, которые были бы обеспечены соответствующими возможностями, – давняя мечта практикующих врачей. Новый закон не сделал эти дальние горизонты ближе. Принцип работы ЛПУ остается прежним – по одежке протягивай ножки. Но ответственность прописана.
Медицинское сообщество отметило, что в новом законе о здравоохранении «похоронен» кадровый вопрос. Медики законом не мотивированы. И это на фоне печальной общероссийской статистики: в медучреждения идут не более 40% выпускников медвузов, 50% из тех, кто работает в здравоохранении сегодня, – люди предпенсионного и пенсионного возраста.
По официальной версии, неоспоримое достижение нового закона о здравоохранении в том, что он прописал вещи, которые существовали де-факто. Например, законодатель дает определение отдельным компонентам медицинской помощи – таким как «медицинская услуга», «диагностика», «профилактика», «лечение», «пациент» и прочее. Предыдущий закон трактовал только одно понятие: «охрана здоровья граждан».
Изменился перечень принципов охраны здоровья, говорит Галина Возженникова: теперь их девять, из них новых – четыре, и все они ориентированы на пациента: приоритет интересов пациента (организация медпомощи с учетом рационального использования его времени), приоритет охраны здоровья детей, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и соблюдение врачебной тайны.
Практикующее медицинское сообщество по мере долгого обсуждения нового базового закона о здравоохранении, похоже, теряло к нему интерес. Во всяком случае, отвечая на вопросы «ДО» об отношении к новому закону, врачи говорили, что пока не знакомились с его конечным вариантом и, по большому счету, не видят в этом смысла. Главная мысль: много общих мест, мало внимания конкретным лечебным вопросам.
Анастасия Александрова
«Больные» места закона «Об охране здоровья»,
которые бурно обсуждала общественность:
- коммерциализация медицинских услуг
- принудительные аборты и принудительная стерилизация отдельных категорий граждан
- легализация посмертного детского донорства
- презумпция согласия донора на изъятие у него органов и тканей после смерти
- определение момента смерти человека как смерти мозга (при наличии сердцебиения и дыхания)
- информированное добровольное согласие несовершеннолетних с 15 лет на медицинское вмешательство (в том числе аборт), осуществляемое без оповещения и учета мнения родителей или лиц, их заменяющих
- коммерческое суррогатное материнство
- принудительный секспросвет («право на информацию») без разрешения родителей
- ограничение бесплатной помощи и отсутствие четко прописанных гарантий