Путь к эффективности
Вы никогда не будете круче, чем «Проктэр Энд Гэмбл», «Дисней» или «Кэдбери»? И не надо! Задача малого и/или среднего бизнесмена – получать достаточную для развития прибыль и удовольствие от своего дела. А для этого нужно всего лишь…
БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ
А это значит – делать все, что нужно, ничего лишнего и вовремя. В этом определении гораздо больше мудрости и прагматизма, чем может показаться на первый взгляд. Потому что оно позволяет не только планировать, но и, оглядываясь назад, получать обратную связь, анализировать, насколько вы эффективны, и вносить необходимые коррективы.
И если мы оценим возможные маркетинговые стратегии именно по этим трем критериям, то обнаружим, что в малом и среднем бизнесе наиболее профессиональным и наиболее эффективным является именно партизанский маркетинг.
ОТСЕКИТЕ ВСЕ ЛИШНЕЕ
Сконцентрируйтесь на том, что приносит прибыль!
Партизанский маркетинг подразумевает:
- отказ от традиционной рекламы;
- увеличение прибыли без вложения денег;
- получение результата либо немедленно, либо спустя короткое время;
- использование методов, невидимых для конкурентов;
- прицельное обращение к целевой аудитории;
- стремление не к конкуренции в бизнесе, а к бизнес-партнерству.
Для повышения эффективности своего бизнеса используйте рычаги и попутный ветер.
БУДЬТЕ ГИБКИМИ
Именно в гибкости, в возможности мгновенно и непредсказуемо для конкурентов реагировать на изменяющиеся реалии рынка и состоит основное отличие партизанского маркетинга от традиционного.
Гибкость возникает там, где способность замечать открывающиеся рыночные возможности пересекается с умением устанавливать взаимовыгодные отношения с навыками использования различных техник.
Для этого, в том числе, необходимо обладать достаточной эрудицией.
ИСТОРИЯ ПАРТИЗАНСКОГО МАРКЕТИНГА
Термин «партизанский маркетинг» появился в 1984 году. В обиход его ввел американский рекламист Джей Конрад Левинсон, называющий себя «отцом партизанского маркетинга».
В отличие от США, где родился термин «guerillamarketing», Россия богата историей истинно партизанских движений.
Одним из первых партизанских маркетологов на Руси был Петр Первый. Однажды Петру I доложили, что после постройки очередного дворца вся площадь была завалена строительным мусором, а для расчистки нужно нанять подводы на сумму, сопоставимую со стоимостью строительства. Петр приказал объявить народу, что в течение недели каждый желающий может взять все что угодно бесплатно, и через несколько дней площадь была очищена.
ТРАУТ, РАЙС И ФИОЛЕТОВАЯ КОРОВА
В 1986 г. вышла книга Трауа и Райса «Маркетинговые войны», в которой они предложили свой подход к партизанскому маркетингу на основе теории позиционирования.
Следующим ярким событием в мировой литературе по бизнесу в сфере партизанского маркетинга стала книга Сета Година «Фиолетовая корова». И хотя ее основную идею можно выразить всего двумя словами: «Будьте особенными!», – она является идеальным для малого бизнеса учебником по партизанскому позиционированию и продвижению на рынке.
Очевидно, что в настоящее время партизанский маркетинг – это сумма методов, разработанных различными авторами, которые в своем бизнесе могут эффективно применять все.
АРСЕНАЛ ПАРТИЗАНСКОГО МАРКЕТОЛОГА
Лучшие техники партизанского маркетинга отличаются тем, что они:
- эмоциональны, легко и надолго запоминаются;
- вызывают волну повторных разговоров;
- ориентированы точно на целевую аудиторию;
- поддаются точному финансовому контролю (к ним не относится известное утверждение о том, что неизвестно, какая половина рекламы не работает);
- адресуются к подсознанию, то есть не продают, но учитывают то, как человек принимает решение о покупке.
Пожалуй, самые распространенные в настоящее время методы – это:
ФЛЕШМОБЫ
Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
Основные принципы флешмоба:
- воспринимается как спонтанное действие;
- деперсонификация (участники флешмоба – в идеале это абсолютно незнакомые люди – во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает);
- ориентация на случайных зрителей;
- вызов смешанных чувств непонимания и интереса (что гарантирует яркие долгие воспоминания);
- вовлечение окружающих в действие.
АКЦИИ
Акция отличается от флешмоба продолжительностью и воспроизводимостью ситуации, в которую вовлекаются сторонние участники (не путайте с акциями традиционного маркетинга – раздачами призов, скидок и иными видами замаскированного демпинга).
Для партизанского маркетинга идеальной является ситуация, когда в подготовке и проведении акции участвуют несколько фирм, не являющихся конкурентами, но имеющими общую целевую аудиторию.
СОБЫТИЙНЫЙ МАРКЕТИНГ
С акциями его роднит краткосрочность финала. Но в отличие от них событие заблаговременно освещается всеми доступными способами с постепенным нарастанием интереса аудитории и с достаточно длительным последующим обсуждением.
Как правило, события готовятся с участием общественных организаций, а по возможности – на основе сотрудничества с муниципальными и государственными органами и с привлечением известных личностей.
ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ
Чем ниже доверие потребителей к рекламе вообще, тем выше эффективность вирусного маркетинга, основными признаками которого являются:
- уверенность получателя в том, что сообщение исходит от лица незаинтересованного;
- увеличивающееся почти в геометрической прогрессии количество лиц, осуществляющих дальнейшее распространение информации.
В последнее время фокус внимания сместился на вирусный маркетинг в Интернете. Но «сарафанное радио» никто не отменял – оно было и остается одним из наиболее эффективных методов вовлечения потенциальных потребителей в общение с поставщиком услуг и/ли продукции.
Для успеха вирусных мероприятий важно:
- точно определить целевую аудиторию;
- создать легко воспроизводимый контент, вызывающий эмоции и желание поделиться;
- профессионально осуществить «посев» вируса.
РЕКЛАМНЫЕ МЕМЫ
Мемы – это короткие, эмоционально окрашенные и легко запоминающиеся фразы, цветовые сочетания и мелодии, ассоциирующиеся с основной легендой бренда или коммерческого наименования.
Внедрение качественного мема в сообщение, предназначенное для вирусного распространения, увеличивает широту охвата и продолжительность самостоятельной жизни рекламного сообщения.
ЭМБИЕНТ МАРКЕТИНГ
Эмбиент Медиа (от Ambient – окружающие) – вполне обычные предметы и материалы, на которых неожиданно размещается реклама.
А эмбиент маркетинг – один из самых оригинальных способов привлечения новых клиентов. По сути, это использование новых каналов, не являющихся коммуникационными. Обеспечивает гарантированный контакт с целевой группой в месте, где потребитель этого меньше всего ожидает, и дает потрясающий эффект...
ЭМБУШ МАРКЕТИНГ
Термин ambushmarketing ввел президент и основатель компании WelshMarketingAssociates Джерри Уэлш. Русское название звучит как «маркетинг из засады» (от англ. «ambush» – «засада»).
Основные преимущества:
- отсутствие необходимости организовывать и координировать спонсорские мероприятия;
- нет необходимости бороться за выгодные условия контрактов или добиваться разрешения на реализацию интересных рекламных проектов – можно делать все, что придет в голову, для успешного продвижения бренда;
- не нужно платить спонсорские взносы, надеясь оправдать их будущей прибылью.
ДЕЙСТВУЙТЕ ЭФФЕКТИВНО
Рынок постоянно меняется. И в конкуренции побеждает тот, кто обладает большей гибкостью и оперативно реагирует на изменяющуюся ситуацию. Поэтому – действуйте, и главное – действуйте эффективно!
Павел Коротин