Путешествие по Майнскому району
Сегодня мы завершаем заочную экскурсию в один из наиболее интересных районов Ульяновской области, продолжая наше движение на север.
Трасса проходит мимо сел Юшан-ское и Уржумское, возникших в середине XVII века как небольшие укрепления на Симбирско-Карсунской засечной черте, являвшейся частью грандиозной оборонительной пограничной линии Русского государства. Немногим более 350 лет назад за этой «чертой» (к югу от нынешнего Московского шоссе) лежало «дикое поле» — еще не распаханные степи среди вековых дубрав и сосновых боров, где хозяйничали кочевые племена и шайки «воровских людей», как называли тогда разбойников.
Самым крупным населенным пунктом в этой части Майнского района является Тагай. Основан «пригород Тагаев» был около 1650 года как одна из крепостей той же засечной черты. За его стенами размещались склады с пушками, боеприпасами и провизией на случай вражеского нападения. Охраняли его стрельцы, переведенные сюда из Кокшайска, Цивильска и Ядринска. Впрочем, это воинство оказалось ненадежным. Как только в 1670 году к Симбирску подступила крестьянская армия Степана Разина, весь тагайский гарнизон перебежал к казачьему атаману, а прибывшие сюда правительственные войска под предводительством князя Юрия Барятинского нашли в городке только женщин и детей.
В 1780 году по новому административному делению, утвержденному Екатериной II, Тагай стал называться уездным городом Симбирского наместничества. В нем появились свои органы управления и герб — в зеленом поле река, по которой плывет рыба сельдь. Трактовалось изображение просто «ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя».
Почти примыкая к Тагаю, по другую сторону трассы на Языково, ближе к лесному массиву, лежит еще одно старинное село — Подлесное, ранее известное как Подлесная Тагаевская слобода. История села неразрывно связана с фамилиями дворян Бестужевых, Каврайских, Руммель и других. Но самым известным владельцем остается Павел Иванович Миницкий.
Как писал симбирский исследователь старины Павел Мартынов, Миницкий был адмиралом, затем генерал-губернатором Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний, а остаток жизни провел в своем Симбирском имении. В Подлесном у него была прекрасная библиотека и собрание старинных документов и рукописей.
Особую заботу Миницкий проявлял о сохранении великолепного каменного Христорождественского храма — редкого у нас образца архитектуры барокко (не сохранился). Он был сооружен в центре слободы в 1771 году богатым местным помещиком Алексеем Савичем Кандалаевым с отступлениями от православных канонов.
Дело в том, что престол в алтаре храма был утвержден не на столбах, а на четырех резных вызолоченных скульптурных изображениях человека, льва, орла и тельца — зодиакальных знаках четырех Евангелистов. Миницкий, защищая храм от посягательства местных церковных властей, ссылался на завещание строителя храма А.С. Кандалаева, «желавшего видеть в своем имении дом Божий, как единственное утешение и пристанище для всех вообще христиан в мире сем».
Свернув у Тагая на север, мы направляемся в самую удаленную и глухую часть Майнского района. Дорога идет по восточной окраине огромного лесного массива (Кучаровского леса), проходит мимо стоящей в верховьях реки Бирюч полуразрушенной и заброшенной Владимирской церкви, построенной помещицей Краевской в 1817 году, и приводит нас на околицу деревни Тимофеевки, известной в прошлом как имение дворянки Е.Д. Фон-Арнольд (с трассы видны остатки принадлежавшего ей усадебного парка).
Наконец, впереди появляется старинное село Чуфарово, которое не следует путать с другим Чуфарово — поселком при железнодорожной станции в Вешкаймском районе.
Чуфарово связано не только с Аксаковыми, но и с именем еще одного нашего знаменитого земляка — композитора Владимира Никитича Кашперова. Ученик М.И. Глинки, единственный из русских композиторов, кто оказался рядом с ним в момент его смерти, он известен как автор нескольких опер, таких как «Цыгане», «Мария Тюдор», «Гроза», «Боярин Орша», «Тарас Бульба» и других. Его опера «Мария Тюдор» впервые была исполнена в Италии, в Милане, а в Ницце ее слушала сама императрица Александра Федоровна (супруга Николая I). После чего вся оперная труппа была приглашена на вечер к императрице, пожелавшей еще раз послушать наиболее взволновавшие ее оперные арии. Кроме опер, В.Н. Кашперов написал музыку к более чем тридцати романсам, некоторые из них — «Я вас любил», «На холмах Грузии» на стихи А.С. Пушкина — с успехом исполняются и в наши дни.
От Чуфарова к северу лежит самое древнее село Майнского района — Старые Маклауши. Кучаровский лес, подступающий прямо к его околице, холмистая долина речки Маклаушки, левого притока реки Яклы, формируют в этом месте весьма привлекательный ландшафт. Задолго до русской колонизации края здесь появилась деревушка с названием «Маклауша». А названия «Кучаровский лес» и «Яклинские вершины» упоминаются уже в документах времен Ивана Грозного.
Минуя Новые Маклауши, можно проехать в расположенное у самой границы области сельцо Чирикеево. Кроме остатков обезглавленной в советскую эпоху деревянной церкви, здесь лет десять назад еще можно было увидеть, наверное, единственный в области жилой дом с соломенной крышей. Интересно, достоял ли он до XXI века?
Вскоре большая часть земель осталась за одним из них — князем А.П. Еделевым, основавшим здесь деревушку. Его сын И.А. Еделев построил в ней в 1729-1737 годах деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась в село Петропавловское — «Еделево тож». Среди его владельцев позднее мелькали многие дворянские фамилии: Теряевы, Ушаковы, Винтер, Гершау, Берви, Карч-Карчевские. В 1895 году в селе вместо прежней деревянной церкви была выстроена новая каменная. Проектировал ее талантливый симбирский архитектор В.Л. Ивановский. Эта церковь, возможно, одна из лучших его работ.
В 1922 году, как пишет майнский краевед Владимир Воробьев, в селе было создано товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд «вымирающих» и исчезло.
Теперь безлюдную равнину оживляет лишь одинокий Петропавловский храм да остатки старинного парка, а с жителями бывшего Еделева можно встретиться только на сельском погосте. По слухам, основанным на темных преданиях и свидетельствах невыявленных «очевидцев», урочище Еделево относится к числу так называемых «аномальных зон».