€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Пять вопросов для ректоров
О качественном обучении, вузовской конкуренции и критериях оценки деятельности университетов
На вопросы «ДО» отвечают ректоры ведущих вузов Ульяновской области:
УлГУ - Борис Костишко
УлГТУ - Александр Горбоконенко
УлГПУ - Анатолий Бакаев
УГСХА - Александр Дозоров
- Как вы оцениваете позиции вашего вуза на рынке высшего образования? Кого видите своими основными конкурентами?
Борис Костишко: На российском рынке мы - в сотне лучших вузов РФ. В общем зачете занимаем 71-е место, в рейтинге научной деятельности - 30-е, что для вуза с 25-летним возрастом очень хорошо. В Ульяновске у нас ведущие позиции. Основной конкурент, конечно, технический университет.
Анатолий Бакаев: Я не вижу конкурентов нашему университету: это единственный вуз региона, готовящий педагогов, к тому же на бюджетной основе. УлГПУ - старейший вуз региона с богатыми традициями, собственными научными школами и очень сильным преподавательским составом. У нас самое большое количество докторов и кандидатов наук в расчете на одного студента. Сегодня мы громко заявляем о себе как инновационный вуз, активно развиваются творческое и спортивное направления. И самое главное - вуз подтвердил свою состоятельность, пройдя в конце 2012 года государственную аккредитацию сроком на шесть лет.
Александр Дозоров:Ульяновская сельскохозяйственная академия устойчиво занимает середину рейтинга среди аграрных вузов России. Основные наши конкуренты - Саратовский и Казанский государственные аграрные университеты.
Александр Горбоконенко: В 2012 году нашему университету исполнилось 55 лет, мы уже более полувека готовим высококвалифицированных специалистов по широкому спектру направлений технического, гуманитарного и экономико-математического профилей. УлГТУ специализируется на подготовке инженерных кадров, востребованность которых растет с каждым годом. Ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистров на 52 кафедрах по 33 направлениям и 48 специальностям: мы закрываем потребности регионального рынка труда в специалистах почти всех профилей.
- Устраивают ли вас критерии, по которым сегодня оценивают деятельность вузов?
Анатолий Бакаев: На мой взгляд, для оценки работы педагогических вузов необходимы дополнительные критерии: трудоустройство выпускников по полученной специальности, количество реализуемых вузом программ дополнительного образования, поскольку любой педагогический вуз является центром научно-методической помощи работникам образования. Из существующих критериев я считаю неактуальным для педвуза количество выпускников - иностранных граждан, хотя мы работаем в этом направлении.
Александр Дозоров: В критериях не учитывается отраслевая специфика: практикоориентированное обучение. Новые критерии можно вводить, но сначала их необходимо ввести в показатели деятельности, дать время вузам их отработать, а затем уже судить об эффективности. Этого не было сделано.Критерий по цитированию некорректен. Если показать список журналов, входящих в Скопус, - там практически нет отраслевых. Средний балл по ЕГЭ в аграрном вузе объективно ниже, чем в классических университетах: более 80% наших студентов - жители сельской местности. При этом твердо можно утверждать: получив неаграрное образование, выпускник вряд ли придет работать в село.
Борис Костишко: Идеальных рейтингов не бывает, они обычно делаются под какую-то задачу и потому односторонни. Всегда есть претензии к рейтингам. Тем более вузы очень разные, даже по местоположению, и, скажем, по наличию некой «питательной» бизнес-среды. Скажем, Ульяновск сравнивать с Томском или с Казанью нельзя, тем более - с Питером, Москвой. С другой стороны, есть понятие отраслевых университетов: классические, педагогические, технические, транспортные вузы, сельскохозяйственные академии, университеты культуры и искусства. И нас всех друг с другом равнять проблематично. Мы сами с этим сталкиваемся каждый год, когда подводим мониторинг внутри университета - факультеты очень разноплановые. Совет ректоров РФ предложил свои критерии, вменяемые, достаточно надежные, в совокупности они дают более или менее объективную картину, потому что там есть перекрещивающиеся области. Меня бы больше устроило, если б учитывались все 50 критериев, по которым мы дискутировали и которые были первоначально.
- Что вы вкладываете в понятие «качественное обучение»?
Александр Дозоров: Прежде всего, это подготовленный студент и современная материально-техническая база.
Борис Костишко: Это обучение, которое дает выпускникам университета возможность занять хорошие позиции на рынке труда, сразу или не сразу - это зависит и от специфики профессии. Нефтяникам, например, перед тем, как инженерами стать, надо сначала освоить рабочую специальность. Возможность занять хорошие позиции и обеспечить карьерный рост - вот это качественное обучение, хотя и здесь очень многое зависит от человека. Образование - это все-таки специфическая услуга. Можно приехать хоть в Кембридж, но если вы не хотите, не имеете талантов - ничему не научитесь.
Анатолий Бакаев: Существуют госстандарты качественного обучения, по которым мы строим образовательный процесс. Качественное обучение предполагает подготовку широко образованных, творчески и критически мыслящих людей, способных к целостному видению и анализу проблем, к поиску их новых оригинальных решений. Считаю, что современные вузы должны быть нацелены на подготовку не столько специалистов узкого профиля, сколько разносторонне образованных личностей, которые будут составлять элиту в своей отрасли.
Александр Горбоконенко:В вузе студент должен не только получать теоретические знания и практические навыки, но и развивать личностные качества, те компетенции, которые позволят ему добиться успехов в профессиональной сфере. Качественное обучение - это создание такого образовательного пространства в университете, такой атмосферы, которая будет способствовать всестороннему развитию личности. А оценивать качество подготовки выпускников вуза - конечно, прерогатива работодателей. Поэтому так важно тесное сотрудничество вузов с предприятиями и организациями региона. Необходимо вести совместную работу по формированию такой модели специалиста, которая бы соответствовала требованиям современного рынка труда.
- Что вы считаете главными угрозами для эффективной деятельности вузов, в чем видите основные возможности для развития?
Александр Дозоров: Основная угроза - переход на нормативно-душевое финансирование.
Анатолий Бакаев: Угроза в коммерциализации высшего образования. Думаю, что наша страна еще не готова к этому. Просто можем потерять огромный интеллектуальный потенциал из-за того, что способные ребята не смогут оплатить свое обучение.
Борис Костишко: Угрозы есть объективные и субъективные. Это и демографический спад, и ухудшение качества образования в школах, и активная реформаторская деятельность чиновников, зачастую не обоснованная. Возможности для развития - в университете очень хороший педагогический коллектив, активные ученые. Более того, мы подключаемся к очень серьезным программам, в последние несколько лет нет ни одного мегапроекта, который мы бы не реализовали. Хочу подчеркнуть, что сейчас участие университетов в мегапроектах нужно очень взвешенно обеспечивать. Если университет не готов, лучше не рисковать, потому что, не справившись, вы получаете «черную метку» - значит, вы показали себя дилетантом на поле, где играют специалисты.
- Что принципиально нового предложите абитуриентам-2013?
Анатолий Бакаев: В первую очередь, улучшенные условия для учебы, занятий научной деятельностью, спортом, творчеством, а также бытового устройства. Мы проводим ремонт и реконструкцию аудиторий с установкой учебных мультимедийных комплексов, открываем научные лаборатории микробиологии, математического моделирования и инновационных нанобиотехнологий,оснащенные уникальным оборудованием. Уже в этом году завершим ремонт спортивного манежа, построим спорткомплекс возле общежития, до конца года запланировано строительство бассейна. Будут реконструированы столовые, обновлено студенческое общежитие.
Александр Дозоров: В 2013 году мы открываем новое направление подготовки «Технология продукции и организация общественного питания».
Борис Костишко: УлГУ реализует 442 образовательные программы. Когда приезжают непрофессиональные гости, я им предлагаю назвать специальность или направление, которых у нас нет. И они не могут - все есть. Пусть не в виде специальности, может быть, в форме специализации, направления магистратуры. Классические вузы интересны тем, что это огромный общий котел, где варятся вместе гуманитарии, физики, медики, биологи, химики, математики… Поэтому получается интересный очень сплав людей. В 2013-2014 годах мы открываем порядка 30 новых направлений. Несколько новых специальностей открывается на инженерно-физическом факультете высоких технологий, специально для крупнейших нефтедобывающих компаний. Будем готовить топографов, геодезистов, способных работать на специфическом оборудовании, машинистов установок бурения и других специалистов. Существенно расширится и спектр направлений магистратуры и аспирантуры. В бакалавриате появится уникальное направление - «Наноинженерия». Очень важным событием считаем открытие магистратуры по юриспруденции.
Александр Горбоконенко: Если говорить о вступительных испытаниях, то каких-либо существенных изменений не произошло. В сентябре планируем окончательно сдать новый учебно-лабораторный корпус площадью 9,3 тыс. кв. метров. Новые учебные площади будут оснащены оборудованием, необходимым для реализации современных технологий обучения. Развивается инновационная инфраструктура, созданы индустриальный парк, инжиниринговый центр, действуют девять малых инновационных предприятий. Есть условия для занятия спортом и развития творческих способностей. Все это мы и предлагаем нашим абитуриентам.
фото под заголовком - imageholder.ru